г. Самара |
|
15 июля 2016 г. |
Дело N А55-5010/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Управления МВД России по городу Самаре в лице отдела дорожной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по городу Самаре - не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Ронто" - Петухова Н.В., доверенность от 01.03.2016,
от Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара - Красикова С.Н., доверенность от 13.01.2016, N 27-07/24,
от Администрации г.о. Самара - не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июля 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу Управления МВД России по городу Самаре в лице отдела дорожной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по городу Самаре
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2016 года по делу N А55-5010/2016 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Управления МВД России по городу Самаре в лице отдела дорожной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по городу Самаре, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью Торговая компания "Ронто" (ОГРН 1036301019413, ИНН 6321040704), г. Тольятти,
третьи лица:
Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, г. Самара,
Администрация г.о. Самара, г. Самара,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по городу Самаре в лице ОГИБДД обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Ронто" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда 1 инстанции от 05 мая 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда 1 инстанции отменить и привлечь ООО ТК "Ронто" к административной ответственности по ст.14.37 КоАП РФ.
При этом указывает, что государственный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 был принят 22.04.2003, соответствующий технический регламент, предусмотренный Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который должен заменить ГОСТ Р 52044-2003, до настоящего времени не принят, следовательно, исполнение требований указанного стандарта в рассматриваемом случае является обязательным, направленным на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть в целях охраны жизни и здоровья граждан. ООО ТК "Ронто" обязано знать и соблюдать все требования законодательства в регулируемой сфере правоотношений, не ограничиваясь формальным получением разрешения на установку рекламной конструкции и заключением договора на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции. Общество владело информацией о том, что место под рекламную конструкцию уже было размещено с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия ответчиком всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, предупреждению совершения административного правонарушения, а также исключительности обстоятельств в его совершении. Считает, что подлежит отклонению довод о том, что с момента вступления в силу с 15.02.2015 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог ТР ТС 014/2011, в силу п.1 ст.46 Закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования ГОСТ Р 52044-2003 обязательному исполнению не подлежат. Суд не учел того, что рекламная конструкция в настоящее время размещена в нарушение п. 6.1 "Средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности".
Третье лицо Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью Торговая компания "Ронто", Администрация г.о. Самара отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители Общества и Департамента просили решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Управления МВД России по городу Самаре в лице отдела дорожной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по городу Самаре и Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие административного органа и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 25.01.2016 в ходе повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети госинспектором ДН ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре Золотухиным С.Ю. в 14 час.20 мин на ул. Стара-Загора у дома N 58 "А" выявлен факт установки и эксплуатации ООО ТК "РОНТО" рекламной конструкции с нарушением технического регламента ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" и ст.19 Федерального закона N 38 от 13.03.2006 "О рекламе".
Результаты проверки отражены в акте проверки порядка размещения рекламного щита от 25.01.2016 (л.д. 6).
02.03.2016 по данному факту госинспектором ОГИБДД Управления МВД России по г. Самаре Золотухиным С.Ю. составлен протокол N 63 АА 366302 об административном правонарушении, предусмотренным ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (л.д. 5).
Из содержания протокола и других материалов дела, следует, что по адресу ул. Стара-Загора, 28 "А" установлена и эксплуатируется конструкция наружной рекламы большого формата в нарушение требований п.4 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 "О рекламе". Рекламная конструкция и ее территориальное размещение не соответствует требованиям, установленным пунктами 6.1 и 6.6 ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", а именно: расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, на которой расположен щит составляет - 3 метра при установленном минимуме - 4,5 метра; удаление средств наружной рекламы от линии электропередач составляет - 0 метров, при установленном минимуме - 1 метр.
На основании протокола и в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ст.14.37 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления Управления, суд 1 инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии пп. 3 п. 4 статьи 5 Закона от 13.03.20069 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В соответствии с п.1 ст.19 Закона распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно п. 4 ст. 19 Закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии с п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
Требования к средствам наружной рекламы, размещенным на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений, содержит ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст.).
Данный государственный стандарт направлен на обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку в настоящее время отсутствует технический регламент, регулирующий вопросы установки рекламных конструкций, требования ГОСТа Р 52044-2003 являются обязательными, в том числе и по вопросам размещения средств наружной рекламы.
Аналогичный вывод изложен в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2009 N 5-Г08-105.
В соответствии с ч. 1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ и пункту 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отмена закона, установившего административную ответственность, влечет прекращение производства по делу, а в арбитражном процессе - вынесение решения об отказе в удовлетворении требования заявителя о привлечении к административной ответственности.
Следовательно, привлечение к административной ответственности допускается на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, и исключается, если такой закон отменен, а равно, если принят новый закон, смягчающий каким-либо образом положение привлекаемого к ответственности лица.
Из содержания акта проверки порядка размещения рекламного щита от 25.01.2016 г. и протокола об административном правонарушении от 02.03.2016 г. следует, что фактически административный орган установил в действиях общества нарушение требований
пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003: рекламный щит нависает над пешеходным тротуаром,
пункта 6.2 ГОСТа: нижний край рекламного щита размещен на расстоянии 3 м (при нормативе 4,5 м) от уровня поверхности участка, на котором расположен рекламный щит,
пункта 6.4 ГОСТа: удаление средств наружной рекламы от линии электропередач составляет 0 м (при нормативе не менее 1 м).
Кроме того, в протоколе имеется ссылка на нарушение п.6.6 ГОСТа, однако существо нарушения в протоколе не отражено.
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (в редакции до 01.03.2016) средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
- на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;
- ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.
В соответствии с пунктом 6.2 названного ГОСТа (в редакции до 01.03.2016) на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.
В соответствии с пунктом 6.4 ГОСТа (в редакции до 01.03.2016) удаление средств наружной рекламы от линии электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1 м.
Между тем административным органом при составлении 02.03.2016 указанного протокола об административном правонарушении не было принято во внимание то обстоятельство, что в соответствии с Приказом Росстандарта от 29.02.2016 N 84-ст в раздел 6 данного ГОСТа были внесены следующие изменения:
пункт 6.1 изложен в иной редакции: средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности, а также:
- на одной опоре с дорожными знаками и светофорами;
- на железнодорожных переездах, в туннелях и под путепроводами; над въездами в туннели и выездами из туннелей;
- над проезжей частью;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах, не являющихся частью дорожной инфраструктуры, и других природных объектах.
пункты 6.2 и 6.6 исключены с 01.03.2016;
пункт 6.4 изложен в следующей редакции:
- допускается размещение рекламных конструкций на конструктивно выделенных бортовым камнем или защитными ограждениями разделительных полосах, в том числе на газонах, разделяющих транспортные потоки, и центральных частях перекрестков с круговым движением, за пределами границ коридора безопасности, определяемых в соответствии с требованиями к территориальному размещению рекламных конструкций, установленными приложением Г.
Данные изменения введены в действие с 01.03.2016.
Новой редакцией п.6.1 ГОСТа Р 52044-2003 введено понятие коридора безопасности - земельные участки (независимо от категории земель), включающие в себя территорию, прилегающую к проезжим частям дорог в населенных пунктах, на которых в целях обеспечения безопасности дорожного движения запрещается устанавливать рекламные конструкции.
При этом границы коридора безопасности, определяемые в соответствии с требованиями к территориальному размещению рекламных конструкций, установлены приложением "Г" к ГОСТ Р 52044-2003.
В соответствии с пунктом Г.2 данного приложения границы коридора безопасности определяются по общему правилу следующим образом:
- ширина коридора безопасности определяется от края проезжей части до ближайшей к краю проезжей части точки горизонтальной проекции края рекламной конструкции и составляет 0,6 м в населенном пункте;
-опоры рекламных конструкций должны быть установлены за пределами коридора безопасности.
Зона разрешенного безопасного размещения рекламных конструкций определяется как территория за пределами коридора безопасности, границы которого устанавливаются в соответствии с приложением "Г" к ГОСТ Р 52044-2003.
Из содержания пунктов Г.3.1, Г.3.2 Приложения "Г" к ГОСТу Р 52044-2003 следует, что для обеспечения видимости средств организации дорожного движения, установленных по ходу движения слева или справа от проезжей части в целях информирования водителей транспортных средств о необходимости или возможной необходимости остановки транспортного средства, с учетом знаков дорожных, границы коридора безопасности определяются в соответствии с Г.4, при этом Sбез определяется по формуле (Г.3) и в соответствии с Г.4, при этом Sбез принимается равным 14 м (при максимальной разрешенной скорости движения на участке дороги 60 км/ч) или 9 м (при максимальной разрешенной скорости движения на участке дороги 40 км/ч).
Таким образом, согласно новой редакции ГОСТ Р 52044-2003 для обеспечения видимости средств организации дорожного движения, установленных по ходу движения слева или справа от проезжей части в целях информирования водителей транспортных средств о необходимости или возможной необходимости остановки транспортного средства границы коридора безопасности определяются в каждом конкретном случае по формулам и (или) применяются результаты расчетов параметров коридоров безопасности для наиболее распространенных случаев в отношении дорожных знаков, предусмотренных Г.3.1 и Г.3.2.
В рассматриваемом случае административным органом применительно к нарушению пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 замеры, требуемые для вычисления по формулам и (или) применения расчетов параметров коридоров безопасности, не проведены.
В связи с этим на дату рассмотрения дела о привлечении общества к административной ответственности административным органом вопреки положениям ст. 65 АПК РФ не доказано событие административного правонарушения применительно к положениям п.6.1 ГОСТа в редакции от 01.03.2016 г.
Пункты 6.2 и 6.6 из ГОСТа Р 52044-2003 исключены, что исключает ответственность за нарушение указанных в них требований после 01.03.20156 г.
Что касается п.6.4 ГОСТа, то действующая с 01.03.2016 г. редакция данного пункта не содержит ранее изложенных в нем требований о том, что удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1 м.
В связи с этим и с учетом положений ст.1.7 КоАП РФ на дату рассмотрения дела судом 1 инстанции общество не могло быть привлечено к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ за нарушение требований данных пунктов ГОСТа.
Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что применительно к новой редакции п.6.1 ГОСТа указанная рекламная конструкция в настоящее время размещена в границах коридора безопасности, что является основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст.14.37 КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку, как указано выше, границы этого коридора безопасности административным органом определены не были.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Управления, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2016 года по делу N А55-5010/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5010/2016
Истец: Отдел дорожной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Самаре
Ответчик: ООО ТК "Ронто" в лице Абдувохидовой Натальи Петровны
Третье лицо: Администрация г. о.Самара, Департамент благоустройства и экологии Администрации г. о.Самара