г. Москва |
|
15 июля 2016 г. |
Дело N А41-78851/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - потребительского общества "Дубрава" - Савиновой Л.В. (представителя по доверенности от 05.10.2015),
от администрации городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "СтартСК" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу потребительского общества "Дубрава" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2016 по делу N А41-78851/15, принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
потребительское общество "Дубрава" (далее - ПО "Дубрава") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просило признать недействительным постановление администрации от 31.08.2015 N 249, а содержащееся в этом постановлении решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160202:49 и расположенного на нем объекта недвижимости - незаконным.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "СтартСК" (далее - ООО "СтартСК").
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе ПО "Дубрава" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель ПО "Дубрава" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации и ООО "СтартСК".
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя ПО "Дубрава", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Администрацией 24.03.2011 издано постановление N 210 "О развитии застроенной территории, ограниченной улицами Куйбышевский проезд, Дзержинского, Пролетарская, Танкистов, Куйбышева, Чкалова, Дружбы, в городе Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области".
Решением Совета депутатов городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 08.06.2011 N 23/9 утвержден генеральный план городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 17.04.2013 N 46/8 утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 08.06.2011 N 23/8 многоквартирные дома, расположенные в микрорайоне "Победа" города Апрелевки включены в муниципальную целевую программу городского поселения Апрелевка "Переселение граждан из муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, с отсутствием одного или более видов благоустройства и (или) с высоким уровнем износа на 2011-2020 годы".
Между администрацией и ООО "СтартСК" заключен договор о развитии застроенной территории от 04.06.2012 N 1.
Предметом данного договора, как следует из пункта 1.2, является развитие застроенной территории городского поселения Апрелевка площадью 12,9 га..
Согласно пункту 1.1 договора ООО "СтартСК" как застройщик обязалось в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц реализовать проект по развитию застроенной территории ограниченной улицами Куйбышевский проезд, Дзержинского, Пролетарская, Танкистов, Куйбышева, Чкалова, Дружбы в городском поселении Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области и выполнить обязательства, установленные договором и статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а администрация - создать необходимые условия для выполнения обязательств по договору в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса существенным условием договора о развитии застроенной территории является обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
В соответствии с постановлением администрации от 18.11.2013 N 948 "О назначении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта планировки территории микрорайона "Победа", в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, ограниченной улицами: Куйбышевский проезд, Дзержинского, Пролетарская, Танкистов, Куйбышева, Чкалова, Дружбы в г: Апрелевка" 23.12.2013 в помещении Дворца культуры и спорта городского поселения Апрелевка (г. Апрелевка, ул. Комсомольская, д. 15а) состоялись публичные слушания по проекту планировки территории микрорайона "Победа", в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, ограниченной улицами: Куйбышевский проезд, Дзержинского, Пролетарская, Танкистов, Куйбышева, Чкалова, Дружбы в г. Апрелевка.
Согласно заключению комиссии по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона "Победа", в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, ограниченной улицами: Куйбышевский проезд, Дзержинского, Пролетарская, Танкистов, Куйбышева, Чкалова, Дружбы в г. Апрелевка от 23.12.2013, обращений ПО "Дубрава" не поступало.
Заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона "Победа" опубликовано в газете "Апрелевка. Вчера. Сегодня. Завтра" от 22.01.2014 N 1 (15).
На основании обращения генерального директора ООО "СтартСК", заключения комиссии по результатам публичных слушаний от 23.12.2013, администрация издала постановление от 24.02.2014 N 166 об утверждении проекта планировки территории микрорайона "Победа", в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, ограниченной улицами: Куйбышевский проезд, Дзержинского, Пролетарская, Танкистов, Куйбышева, Чкалова, Дружбы в городе Апрелевка, Наро-Фоминского района Московской области.
Решением Бабушкинского суда города Москвы от 25.07.2014 по делу N 2-3476/14, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10.11.2014, установлено, что постановление администрации от 24.02.2014 N 166 является законными.
ПО "Дубрава" является собственником земельного участка площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 50:26:0160202:49, вид разрешенного использования - "под объектом недвижимости (здание магазина N 40)", категория земель - "земли населенных пунктов", расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Апрелевка, ул. Чкалова, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись от 22.07.2005 N 50-50-77/012/2005-418.
Также ПО "Дубрава" является собственником находящегося на указанном земельном участке объекта недвижимого имущества - нежилого строения (магазин N 40) с кадастровым номером 50:26:0160201:1409 общей площадью 75,1 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Апрелевка, ст. Победа (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 18.08.1997 N 01-26.2431).
Рассмотрев ходатайство ООО "СтартСК", администрация издала постановление от 31.08.2015 об изъятии у ПО "Дубрава" для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160202:49 и расположенного на нем объекта недвижимости.
Данное постановление опубликовано в официальном печатном издании газете "Апрелевка. Вчера. Сегодня. Завтра" от 09.09.2015 N 23 (73).
Не согласившись с администрацией, ПО "Дубрава" 05.10.2015 оспорило постановление администрации от 31.08.2015 в судебном порядке, считая данное постановление администрации не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а содержащееся в нем решение об изъятии у ПО "Дубрава" принадлежащего ему имущества незаконным.
Отказывая обществу в удовлетворении требования, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В силу положений статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 2).
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16.07.2008 N 9-П и от 24.02.2004 N 3-П, определения от 11.05.2012 N 758-О и от 03.07.2007 N 714-О-П).
Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.
В силу подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статья 239.2 Гражданского кодекса отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1).
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно (пункт 2).
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется Главой VII.1 Земельного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.3 Земельного кодекса принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);
3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса.
Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Согласно постановлению администрации от 31.08.2015 N 249 земельный участок и здание ПО "Дубрава" изымаются для муниципальных нужд, а именно: для строительства автомобильной дороги местного значения, проходящей в соответствии с утвержденным проектом планировки территории микрорайона "Победа", в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, ограниченной улицами: Куйбышевский проезд, Дзержинского, Пролетарская, Танкистов, Куйбышева, Чкалова, Дружбы в городе Апрелевка, от ул. Чкалова, д.6 к детскому дошкольному учреждению, а также строительства объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения местного значения.
Частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусмотрено, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса к документами территориального планирования муниципальных образований относятся: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план поселений или городских округов содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В Правилах землепользования и застройки, утвержденных Решением Совета депутатов городского поселения Апрелевка от 17.04.2013 N 46/8, определены параметры разрешенного строительства Зоны Ж-5. Зоны учреждений школьного и дошкольного образования ЖД-1, ЖД-2, в статье 14. Статьей 16 предусмотрены Градостроительные регламенты и их применение. Предельные параметры разрешенного строительства, которые нашли отражение в выкопировке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского поселения Апрелевка, и в карте градостроительного зонирования, утвержденных решением Совета депутатов г.п. Апрелевка от 17.04.2013. В них же определено место размещение Зоны учреждений школьного и дошкольного образования ЖД-1, ЖД-2. И из которых следует, что земельный участок ПО "Дубрава" не входит в границы земельного участка для размещения автомобильной дороги, а также строительства объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения местного значения, и строительства детского сада и подъезда к нему. В проекте планировки территории, утвержденном постановлением администрации от 24.02.1014 N 166, отмечены здания и строения, подлежащие сносу. Магазин N 40 в этом проекте не обозначен подлежащим сносу. Других постановлений по утверждению либо внесению изменений в генплан застройки и в проект планировки не принималось и публичных слушаний не проводилось.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Полоса отвода автомобильной дороги на проекте застройки не запроектирована и не обозначена, не представлена проектная документация по строительству дороги в соответствии с предъявляемыми требованиями. В связи с этим требования статьи 48 Градостроительного кодекса нельзя считать соблюденными администрацией.
Администрацией в качестве доказательства исключительности строительства дороги на изымаемом земельном участке было указано на стесненность территории, подлежащей развитию. Между тем подобное обстоятельство не может быть принято в качестве основания для изъятия принадлежащего ПО "Дубрава" имущества.
С указанием суда первой инстанции в обжалуемом решении о том, что Проект планировки территории, подлежащей развитию разрабатывается на основании генерального плана и правил землепользования и застройки, в связи с чем проектом было запроектировано размещение земельного участка с детским садом в границах земельного участка ПО "Дубрава" нельзя согласиться.
Из представленных администрацией документов следует, что на изымаемом земельном участке будет располагаться не здание и не строение, а территория детского дошкольного учреждения.
Это противоречит положениям статьи 49 Земельного кодекса, так как опровергает исключительность изъятия для строительства автомобильной дороги местного значения. Размещение территории и самого детского сада не входит в перечень объектов, который перечислен в пункте 2 статьи 49 Земельного кодекса, который является исключительным и исчерпывающим.
Что касается необходимости изъятия у ПО "Дубрава" земельного участка для автодороги, то она, по доводам администрации, предназначена для доступа к указанному детскому саду, в связи с чем из этого также не усматривается оснований, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса, для изъятия у ПО "Дубрава" принадлежащего ему земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости.
Более того, утверждение в оспариваемом постановлении администрации о том, что земельный участок ПО "Дубрава" изымается для строительства автомобильной дороги местного значения, проходящей в соответствии с утвержденным проектом планировки территории микрорайона "Победа"... от ул. Чкалова, д.6 к детскому дошкольному учреждению, а также строительства объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения местного значения..." не соответствует действительности.
Кроме того, в генплане (том 1 л.д. 50), выкопировке из карты градостроительного зонирования (том 1 л.д.103), и Правилах землепользования и застройки городского поселения Апрелевка (том 1.л.д.51) - размещение Детского дошкольного учреждения указано не на земельном участке ПО "Дубрава".
Документов, которые бы свидетельствовали о том, что произошло изменение места расположения данного объекта (при наличии ранее утвержденного месторасположения, а также существующих дорог местного значения), о каких-либо основаниях для таких изменений, не представлено.
В решении от 17.04.2013 N 46/8 Совета депутатов городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области", в таблице Предельные размеры разрешенного строительства, указано: Зона Ж-5 Пункт 6: "Отступ от красных линий жилых улиц и от границ земельных участков смежных землепользователей -8 м. Иные показатели: Пункт 7. Ширина проездов и подъездов к жилым домам с учетом автостоянок
7.1. Минимальная - 9,0 м.
7.2. Максимальная - 30,0 м.
Эти параметры должны были соблюдаться при планировании территории и разработке генплана застройки, на предоставленном в аренду ООО "СтартСК" земельном участке площадью 12,9 га.
Доказательств того, что земельный участок ПО "Дубрава" с кадастровым номером 50:26:0160202:49 площадью 800 кв.м. необходим для подъезда к детскому дошкольному учреждению и что для организации такого подъезда не имелось других вариантов (кроме как через земельный участок ПО "Дубрава") не представлено.
Кроме того, в Правилах землепользования и застройки городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области, раздел 16.1.13. ЖД-1 и 16.1.14.ЖД-2 указаны Зоны учреждений школьного и дошкольного образования. Зона ЖД-1 - территории общеобразовательных школ, детских садов и других объектов школьного и дошкольного образования в существующих границах.
Зона ЖД-2 - и Приложение N 1 опубликованного на сайте проекта застройки территории общеобразовательных школ, детских садов и других объектов школьного и дошкольного образования границы и местоположение которых могут изменяться в соответствии с проектом планировки жилой застройки.
Ни ЖД-1, ни ЖД-2 не пересекаются и не входят в зону Ж-5. На проекте планировке территории, утвержденной постановлением администрации от 24.02.2014 N 166 расположение детского дошкольного учреждения в зоне жилой застройки Ж-5 не усматривается (2 том л.д. 10). Более того, из данного приложения видно, что земельный участок и здание магазина ПО "Дубрава" действительно располагаются в данной зоне, но не подлежат застройке, согласно тем же Правилам землепользования и застройки городского поселения Апрелевка, а также статье 46.1 Градостроительного кодекса. В данном приложении также обозначены существующие дороги и проезды. А проезды и подъезды к жилым домам согласно Правилам землепользования и застройки городского поселения Апрелевка застройщик должен был предусмотреть при проекте планировке и проекте межевания территории за счет выделенного под данную застройку земельного участка площадью 12,9 га, в границах данного земельного участка без ущемления прав смежных землепользователей.
Что мешало администрации запроектировать детский сад и автомобильную дорогу к нему вне земельного участка ПО "Дубрава", администрация не пояснила.
При таких обстоятельствах земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости могут быть выкуплены администрацией, ООО "СтартСК" либо иными заинтересованными лицами у ПО "Дубрава" по соглашению с ним, но не принудительно изъяты у него.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 по делу N А07-21632/13, согласно пункту 2 статьи 235 Гражданского кодекса принудительное изъятие у собственника имущества по общему правилу не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом. Одним из них как раз и является изъятие путем выкупа для государственных или муниципальных нужд, которое, может иметь место только в исключительных случаях.
Положения Градостроительного кодекса (статья 46.1) определяют условия принятия решения о развитии застроенной территории, на которой расположены многоквартирные дома, и они "непосредственным образом" не распространяются на собственников земельных участков применительно к решению вопроса об их принудительном изъятии. Само по себе заключение договора о развитии застроенной территории не является основанием для изъятия земельных участков, поскольку такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, в то время как возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории, включающую в себя материалы в графической форме и пояснительную записку со схемой организации улично-дорожной сети, которая может включать схему движения транспорта на спорной территории (части 4, 5 статьи 42 Градостроительного кодекса), в материалы дела представлены не были. В подтверждение исключительности изымаемого у ПО "Дубрава" недвижимого имущества не были представлены в материалы дела документы по землеотводу под строительство инженерных коммуникаций, согласованные с ПАО "МОЭСК", ОАО "Водоканал", ГУП МО "Мособлгаз", ПАО "Ростелеком" и др организациями, технические условия для подключения и прокладки инженерно-технических сетей, что является обязательным в силу закона при составлении проектной документации.
В материалах дела отсутствуют доказательства, из которых бы следовало, что принадлежащие ПО "Дубрава" земельный участок и магазин изымаются для каких-либо публичных нужд и носят исключительный характер.
Согласно пункту 2 статьи 46 Градостроительного кодекса, пункту 10 Правил землепользования и застройки городского поселения Апрелевка, результаты публичных слушаний в семидневный срок должны в обязательном порядке размещаться в сети интернет на официальном сайте муниципального органа.
Указывая на это, ПО "Дубрава" ссылается на то, что информация по утверждению проекта застройки с размещением автомобильной дороги и коммуникаций на земельном участке ПО "Дубрава", а также по внесению каких-либо изменений в проект застройки и в генеральный план, относящихся к предмету спора, отсутствует. Данные доводы ПО "Дубрава" администрацией и ООО "СтартСК" не опровергнуты.
В связи с этим ПО "Дубрава" правомерно считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков изъятия земельного участка и здания магазина не для муниципальных нужд, а в интересах частного лица (застройщика - ООО "СтартСК"), что противоречит положениям статьи 235 Гражданского кодекса и статьи 49 Земельного кодекса.
Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что 18.09.2015 в отношении земельного участка с кадастровым N 50:26:160202:0049 и нежилого строения, здания магазина N 40 по адресу: Московская область, Наро-Фоминский р-он, г. Апрелевка, ст. Победа (2 том л.д. 24-27) установлено обременение на основании постановления от 31.08.2015 N 249. Между тем свидетельствует не о соблюдении порядка изъятия, а об установлении в отношении собственности ПО "Дубрава" обременения. Сам факт принятия администрацией такого постановления затрагивает права собственника изымаемого имущества, посягая на неприкосновенность собственности, возможность свободного использования имущества в экономической деятельности. Следовательно, ПО "Дубрава" вправе было оспорить ненормативный правовой акт администрации в порядке судебного контроля.
В силу части. 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае администрация не доказала, что принадлежащий ПО "Дубрава" земельный участок и здание магазина изымаются для каких-либо публичных нужд.
При этом ПО "Дубрава" заявляло, что генеральным планом и Правилами землепользования и застройки не предусмотрено строительство объектов муниципального значения на территории изымаемого земельного участка (том 1 л.д. 50, 51).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2016 по делу N А41-78851/15 отменить.
Заявление потребительского общества "Дубрава" удовлетворить: постановление администрации городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 31.08.2015 N 249 признать недействительным, а содержащееся в этом постановлении решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160202:49 и расположенного на нем объекта недвижимости - незаконным.
Взыскать с администрации городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области в пользу потребительского общества "Дубрава" 4 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы в апелляционный суд.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78851/2015
Истец: ПО "Дубрава"
Ответчик: Администрация городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области
Третье лицо: ООО "СТАРТСК", Администрация городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области