Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2016 г. N Ф09-10069/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
18 июля 2016 г. |
Дело N А50-24796/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Муравьёвой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Мамедова Эляр Али оглы: Гамадеев М.З., доверенность от 01.10.2015, паспорт;
от заинтересованного лица Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми - не явились;
от третьего лица Администрации Ленинского района города Перми - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Мамедова Эляр Али оглы,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 апреля 2016 года
по делу N А50-24796/2015,
принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Мамедова Эляр Али Оглу (ОГРНИП 304590430900135, ИНН 590400001000)
к Департаменту экономики и промышленной политики администрации города Перми (ОГРН 1145958090486, ИНН 5902000833)
третье лицо: администрация Ленинского района города Перми (ОГРН 1025900526277, ИНН 5902290057)
о признании недействительным решения
установил:
Индивидуальный предприниматель Мамедов Эляр Али оглы обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее - Департамент) об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (павильона) по ул. Попова, 54 в г. Перми, изложенного в письме от 19.06.2015 N СЭД-13-07-02532, обязании устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем заключения с ним договора на размещение нестационарного торгового объекта (павильона) по ул. Попова, 54 в г. Перми (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 АПК РФ и выделения требований в отдельное производство согласно части 3 статьи 130 АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 19 января 2016 года в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ленинского района города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 апреля 2016 года (резолютивная часть решения объявлена 30.03.2016, судья Е. М.Трефилова) в удовлетворении исковых требований отказано.
Заявитель, ИП Мамедов Э.А.о., не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе предприниматель приводит доводы о наличии у него права на заключение договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, ссылаясь на решение УФАС по Пермскому краю по делу N 120-11-а от 28.03.2011 и пункт 4.3 Порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.09.2007 N 217, действующего на дату вынесения решения антимонопольным органом (до 01.11.2011). В жалобе предприниматель указывает, что длительное неисполнение заинтересованным лицом обязанности по включению спорного нестационарного торгового объекта в схему (дислокацию) размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми на основании заявления предпринимателя от 27.12.2010 повлекло для него невозможность воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта.
Пропуск срока для обжалования решения является незначительным, срок пропущен по уважительным причинам и подлежит восстановлению.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Заинтересованное лицо и третье лицо представили отзывы с возражениями на жалобу, просили оставить решение суда в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заинтересованное лицо, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание апелляционного суда представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела судом на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом следует из материалов дела, 01.06.2015 предприниматель обратился в Администрацию города Перми с заявлением о нарушении ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" указав на необходимость заключения договора аренды земельного участка по адресу: г. Пермь, ул. Попова, 54 для размещения торгового павильона (л.д. 23).
Письмом от 19.06.2015 N СЭД-13-07-02-532 (л.д. 25) Департамент проинформировал предпринимателя о том, что договор на размещение нестационарного торгового объекта по указанному адресному ориентиру будет заключаться в соответствии Порядком размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 "Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в части размещения нестационарных торговых объектов".
Место размещения торгового павильона по ул. Попова, 54 предусмотрено в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города
Перми, утвержденной постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572 (учетный номер Л-П-32). Право на заключение договора на
размещение киоска или павильона может быть предоставлено по результатам
торгов, проводимых в форме конкурса (л.д. 25).
Расценив данное письмо как отказ в заключении договора, который не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания недействительным оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы сторон, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу, заслушав представителя не установил оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения жалобы по следующим мотивам.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Департаменте экономики и промышленной политики администрации города Перми, утвержденном Решением Пермской городской Думы от 23.09.2014 N 186, Департамент осуществляет функции органа местного самоуправления города Перми в сфере
промышленной политики, инвестиций, предпринимательства и потребительского рынка на территории города Перми, обеспечивает разработку, согласование и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (изменений и (или) дополнений в нее) в порядке, установленном Правительством Пермского края и правовыми актами города Перми; обеспечивает разработку примерных решений по оформлению нестационарных торговых объектов в соответствии с правовыми актами города Перми; заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с правовыми актами города Перми и осуществляет мониторинг за размещением таких объектов.
Департамент является правопреемником всех прав и обязанностей Департамента промышленной политики, инвестиций и предпринимательства
администрации города Перми и управления по развитию потребительского рынка администрации города Перми.
Правоотношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности урегулированы Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми утверждено Решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N27 и распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.2 Решения Пермской городской Думы N 27).
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми утверждена постановлением Администрации г. Перми от 27.09.2012 N 572.
Согласно п. 4.1 Положения основанием для размещения нестационарных торговых объектов является договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Договор).
На основании п. 4.2 Положения нестационарные торговые объекты размещаются по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.4, абзацем вторым пункта 4.9 Положения.
Торги проводятся в порядке, установленном администрацией города Перми, в форме конкурса, а в отношении временных конструкций и передвижных сооружений - в форме аукциона. Торги проводит функциональный орган администрации города Перми, осуществляющий функции управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми.
По истечении срока действия Договора на размещение временного сооружения владелец соответствующего нестационарного торгового объекта имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение Договора на новый срок (далее - преимущественное право) при условии, что место размещения соответствующего временного сооружения включено в действующую Схему. Волеизъявление о реализации преимущественного права должно быть выражено владельцем нестационарного торгового объекта не позднее чем за 90 календарных дней до окончания срока действия Договора.
Согласно пункту 16 Решения Пермской городской Думы N 27 (в редакции решения ПГД от 23.04.2013 N 75, действующего до 01.01.2015) размещение нестационарных торговых объектов, договоры по которым заключены до вступления в силу настоящего решения и срок действия по которым на момент вступления настоящего решения в силу не истек, осуществляется до конца срока действия таких договоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (с возможностью их продления на неопределенный срок в соответствии с настоящим пунктом).
Договоры аренды земельных участков, на основании которых размещаются павильоны и киоски на момент вступления в силу настоящего решения, действуют до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, если более поздний срок не предусмотрен таким договором.
При утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов администрация города Перми предупреждает арендаторов земельных участков, на которых размещены павильоны, киоски, договоры аренды по которым были продлены на неопределенный срок, об отказе от соответствующих договоров аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае владельцы соответствующих павильонов, киосков имеют преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на размещение павильонов, киосков на занимаемых местах в соответствии с абзацем вторым пункта 4.9 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденного настоящим решением. Волеизъявление о реализации преимущественного права на заключение договора на размещение павильона, киоска может быть выражено владельцем соответствующего павильона, киоска не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока действия договора аренды земельного участка.
Проанализировав вышеприведенные нормы Положения N 27, суд первой инстанции обоснованно указал, что преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта возможно при наличии у владельца объекта договора аренды земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что на дату принятия Положения N 27 у заявителя отсутствовал договор аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта (торгового павильона) по указанному адресу. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 26.05.2010 по делу N А50-6837/2010 действие договора аренды земельного участка N531-06ЛР от 19.09.2006 площадью 96,538 кв.м. по адресу: г. Пермь, ул. Попова, 54 было прекращено с 08.08.2009 (л.д. 118).
Следовательно, на дату обращения с заявлением о заключении договора для размещения нестационарного торгового объекта предприниматель не обладал преимущественным правом на заключение такого договора. К такому же выводу пришел суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Апелляционный суд полагает, что оспариваемый отказ в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта не противоречит требованиям законодательства, и не нарушает права предпринимателя при осуществлении хозяйственной деятельности.
В отсутствие преимущественного права на заключение договора предприниматель вправе на общих основания принять участие в торгах на право заключения договора в порядке, предусмотренном Порядком организации и проведения конкурсов по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденном постановлением администрации города Перми от 21.10.2014 N 767.
Доводы апеллянта со ссылками на решение УФАС по Пермскому краю по делу N 120-11-а (л.д. 12) апелляционным судом отклонены, поскольку данным решением признан не соответствующим законодательству о защите конкуренции отказ во включении нестационарного торгового объекта по ул. Попова, 54 в г. Перми в схему размещения нестационарных торговых объектов по основаниям, не предусмотренным законодательством. Вопрос о наличии у предпринимателя права на земельный участок антимонопольным органом не рассматривался. Более того, указанным решением антимонопольный орган не возложил на Управление по развитию потребительского рынка администрации города Перми, Администрацию Ленинского района города Перми включить торговый объект в схему размещений нестационарных торговых объектов; антимонопольный орган предписал указанных муниципальным органам рассмотреть обращение предпринимателя о включении торгового объекта в схему нестационарных торговых объектов в соответствии с требованиями законодательства.
Доводы предпринимателя о применении к спорным правоотношениям Порядка размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 25.09.2007 N 217, апелляционным судом отклонены, поскольку данный документ утратил силу с 01.03.2011.
Выводы суда о пропуске предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока для обращения в арбитражный суд апелляционный суд считает мотивированными и не усматривает оснований для их непринятия.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ не имеется. Нарушений судом первой инстанции при принятии решения процессуального права апелляционным судом не установлено. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
В порядке ст. 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы подлежит отнесению на заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 апреля 2016 года по делу N А50-24796/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамедова Эляр Али оглы - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Мамедову Эляр Али оглы (ОГРНИП 304590430900135, ИНН 590400001000) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850 (Две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 06.05.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24796/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2016 г. N Ф09-10069/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Мамедов Эляр Али оглу
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ, Департамент экономики и промышленной политики администрации г. Перми
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ, Департамент экономики и промышленной политики администрации г. Перми