Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 ноября 2016 г. N Ф03-5197/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
18 июля 2016 г. |
Дело N А51-2899/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АССА",
апелляционное производство N 05АП-4322/2016
на решение от 19.04.2016
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-2899/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АССА" (ИНН 2540135920, ОГРН 1072540008771, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.09.2007)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
о признании незаконным решения об отказе в выпуске товаров,
при участии:
от ООО "АССА": представитель Брунбендер Ю.В. по доверенности от 14.12.2015 сроком до 31.12.2016;
от Владивостокской таможни: представитель Власов О.М. по доверенности N 119 от 15.03.2016 сроком на 1 год; представитель Домашенко Ю.Г. по доверенности N 120 от 23.03.2016 сроком на 1 год;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АССА" (далее по тексту - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее по тексту - таможня, таможенный орган) от 21.11.2015 об отказе в выпуске товаров по декларации на товары N 10702030/161115/0071762, оформленного в виде записи "Отказ в выпуске товаров" в графе "С".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, общество настаивает на том, что декларантом были соблюдены все условия выпуска спорных товаров. Отмечает, что в соответствии с отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по состоянию на 22.03.2016, на платежных поручениях, указанных в графе "В" спорной декларации, оставались денежные средства в сумме, превышающей общую сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате для выпуска товаров по ДТ N 10702030/161115/0071762. Однако в нарушение положений Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ) таможенный орган не списал необходимые денежные средства в счет уплаты таможенных пошлин, налогов по спорной ДТ ни в момент ее подачи, ни позднее. С учетом изложенных доводов общество просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители таможенного органа возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Решение суда считают законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В ноябре 2015 года во исполнение внешнеторгового контракта от 20.08.2010 N CYG2008, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза в РФ был ввезен товар "прокат плоский из коррозионностойкой стали" общей стоимостью 24762 долл. США.
В целях таможенного оформления товара декларант подал в таможню ДТ N 10702030/161115/0071762, определив таможенную стоимость товаров по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В графе "В" "Подробности подсчета" рассматриваемой ДТ общество распорядилось о списании денежных средств для уплаты таможенных сборов, пошлин, налогов с платежных поручений от 05.11.2015 N 879 в сумме 4125 руб., от 24.09.2015 N 804 - 81534,45 руб., от 05.11.2015 N 882 - 3444,14 руб., от 02.10.2015 N 817 - 5751,03 руб., от 07.10.2015 N 822 - 31510,12 руб., от 05.11.2015 N 883 - 6680,57 руб., от 11.11.2015 N 894 - 3487,63 руб. и N 879 от 05.11.2015 - 273789,73 руб.
В ходе таможенного контроля таможенным органом было установлено, что представленные к оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу. Таможней было принято решение от 17.11.2015 о проведении дополнительной проверки, в рамках которой декларанту было предложено в срок до 17.12.2015 представить дополнительные документы и сведения, подтверждающие таможенную стоимость товаров.
Также заявителю было предложено заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить в срок до 21.11.2015 обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с выставленным расчетом обеспечения на сумму 436045,52 руб.
Письмом от 18.11.2015 исх. N б/н общество распорядилось о списании денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей с платежных поручений N 887 от 09.11.2015 в размере 361025,36 руб. и N 900 от 18.11.2015 в размере 75020,16 руб. Одновременно декларант сообщил о том, что документы и сведения во исполнение решения о проведении дополнительной проверки будут представлены в указанный срок до 17.12.2015, а также просил продлить срок выпуска товаров до фактического поступления денежных средств на счет таможни.
Установив, что сумма денежных средств, которыми декларант изначально распорядился для уплаты исчисленных таможенных сборов, пошлин, налогов, составила 407534,50 руб., что на 2788,17 руб. меньше необходимой к уплате суммы таможенных сборов пошлин, налогов для целей выпуска спорных товаров, таможня 21.11.2015 приняла решение об отказе в выпуске товаров под заявленную таможенную процедуру на основании пункта 1 статьи 201, подпункта 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС в виде проставления отметки в графе "С" спорной ДТ.
Не согласившись с решением таможенного органа об отказе в выпуске товаров, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается несоблюдение декларантом требований таможенного законодательства по уплате налога на добавленную стоимость в полном объеме при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, в связи с чем таможня правомерно отказала в выпуске товаров.
Данные выводы суда поддерживаются апелляционной коллегией на основании следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статей 150, 179, 180, 181 ТК ТС декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В силу подпунктов 6 и 11 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в том числе, сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; а также сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.
Как установлено подпунктом 9 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом, в том числе: документами, подтверждающими уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей.
Пунктом 4 статьи 188 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии, что в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению (пункт 1 статьи 201 ТК ТС).
Таким образом, по смыслу указанных норм права уплата декларантом таможенных платежей является необходимым условием для принятия решения о выпуске товара со стороны таможенного органа.
По правилам пункта 4 части 1 статьи 117 Закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Как предусмотрено подпунктом 45 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее по тексту - Инструкция N 257), в графе 47 "Исчисление платежей" указываются сведения об исчислении таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также особенностях уплаты в соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
В графе "В" "Подробности подсчета" указываются сведения о суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, за все товары, декларируемые в ДТ, с учетом следующих особенностей: сведения по каждому виду таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, указываются отдельной строкой (отдельными строками) в разрезе документов, подтверждающих (отражающих) уплату платежа; все элементы разделяются между собой знаком тире "-", пробелы между элементами не допускаются (подпункт 46 пункта 15 Инструкции N 257).
Из Классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, являющегося приложением N 9 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378, следует, что:
- под кодом вида платежа "1010" указывается наименование вида платежа "таможенные сборы за совершение таможенных операций (за таможенное оформление товаров, за таможенное декларирование товаров, за таможенные операции)";
- под кодом "2010" указывается "ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014)";
- под кодом "5010" указывается "налог на добавленную стоимость".
Материалами дела подтверждается, что в графе "В" декларации на товары N 10702030/161115/0071762 общество отразило сведения о таможенных сборах, пошлинах и налогах и платежных поручениях, в соответствии с которыми должна была быть осуществлена уплата таможенного сбора (код 1010) в размере 4125 руб., таможенных пошлин (код 2010) - 84978,59 руб. и НДС (код 5010) - 321219,08 руб., всего на сумму 410322,67 руб.
При этом в части документа, подтверждающего уплату налога на добавленную стоимость в сумме 5751,03 руб. из общей суммы, исчисленной заявителем, декларантом было указано платежное поручение N 817 от 02.10.2015.
Анализ имеющегося в материалах дела отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.05.2015 по 21.11.2015, по состоянию на 22.03.2016 показывает, что названным платежным поручением декларантом были уплачены авансовые платежи в сумме 100000 руб., из которых 54488,85 руб. было списано в уплату НДС по ДТ N 10702030/021015/0062860; 39760,12 руб. - внесено в качестве денежного залога по таможенной расписке 10702030/071015/ТР-6661841; 583,30 руб. - взыскано в уплату пеней по таможенной пошлине по ТПО N 10702000/121015/ТС-3582745 и 2204,87 руб. - взыскано в уплату пеней по НДС по ТПО N 10702000/121015/ТС-3582745.
Таким образом, остаток денежных средств по данному платежному документу на дату подачи спорной декларации составлял 2962,86 руб., что было явно недостаточно для уплаты заявленного в графе "В" спорной декларации налога на добавленную стоимость в сумме 5751,03 руб.
В этой связи вывод таможенного органа о том, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС обществом не в полном объёме был уплачен НДС, что в силу прямого указания пункта 1 статьи 201 ТК ТС является основанием для отказа в выпуске товара, судебная коллегия находит законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что общая сумма денежных средств, находящихся на платежных поручениях, перечисленных в графе "В" ДТ N 10702030/161115/0071762, являлась достаточной для уплаты исчисленных по данной декларации таможенных пошлин, налогов, в связи с чем таможенному органу следовало списать недостающие денежные средства в размере 2788,17 руб. в уплату НДС с любого указанного платежного поручения, судебной коллегией не принимается.
По правилам пункта 1 статьи 73 ТК ТС авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза.
Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 73 ТК ТС).
Аналогичные положения предусмотрены статьей 121 Закона N 311-ФЗ.
Кроме того, частью 4 статьи 121 указанного Закона предусмотрено, что на основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам.
Из анализа указанных норм права следует, что поскольку авансовые платежи носят обезличенный характер, распоряжение лица авансовыми платежами обусловлено суммами конкретных таможенных платежей, идентифицированных декларантом в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, которые следует уплатить по конкретной таможенной декларации.
Таким образом, таможенный орган вправе списать в счет уплаты таможенных платежей только те авансовые платежи, которыми распорядился декларант либо путем подачи ДТ с указанием конкретных реквизитов платежных документов, либо иными способами, указанными в пункте 3 статьи 73 ТК ТС, статье 121 Закона N 311-ФЗ.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, таможенный орган вправе списывать авансовые платежи только с тех платежных документов, которые представил декларант, и в тех суммах, на списание которых декларант дал согласие путем подачи ДТ с указанием платежных документов.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что заявителем не совершены действия по распоряжению авансовыми платежами, внесенными на счет таможенного органа в качестве авансовых платежей, для уплаты таможенных пошлин, налогов по спорной ДТ в полном размере. Доказательств обратного обществом не представлено.
С учетом изложенного в спорной ситуации отсутствуют основания считать, что декларант совершил предусмотренные таможенным законодательством действия по распоряжению денежными средствами, внесенными на счет таможенного органа в качестве авансовых платежей, для уплаты НДС по спорной декларации в полном объёме.
В свою очередь у таможенного органа не возникло правовых оснований без прямого волеизъявления декларанта списать НДС в сумме 2788,17 руб. с авансовых платежей, внесенных обществом по иным платежным поручениям, указанным в спорной декларации, даже, несмотря на имеющийся остаток неизрасходованных денежных средств на данных платежных документах.
Довод заявителя о нарушении таможней срока принятия решения об отказе в выпуске товаров также не нашёл подтверждение материалами дела, поскольку, как правильно было отмечено судом первой инстанции, в соответствии с решением от 17.11.2015 о проведении дополнительной проверки сроки выпуска товаров по ДТ N 10702030/161115/0071762 были продлены, в том числе в срок до 21.11.2015 обществу следовало внести обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение было принято таможней 21.11.2015, то есть в последний день срока, установленного для соблюдения условий выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей, судебная коллегия не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого решения.
Соответственно суд первой инстанции в силу части 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для выпуска товара по ДТ N 10702030/161115/0071762 и о соответствии оспариваемого решения требованиям таможенного законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на заявителя в силу статьи 110 АПК РФ относятся судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.04.2016 по делу N А51-2899/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2899/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 ноября 2016 г. N Ф03-5197/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АССА"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ