г. Томск |
|
19 июля 2016 г. |
Дело N А67-8499/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей Полосина А. Л., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Полевый В. Н.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Хоружик Е. Е., доверенность N 25 от 16.10.2015 года,
от третьего лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области от 12 мая 2016 года по делу N А67-8499/2015 (судья Гелбутовский В. И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северная Тепловая Компания" (ОГРН 1127030000041, ИНН 7023005209, 636615, г. Кедровый, Промзона МП по ЖКХ)
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (ОГРН 1027000852999, ИНН 7017052120, 634041, г. Томск, пр. Кирова, 14)
третье лицо: Управление Росприроднадзора по Томской области (634021, г. Томск, ул. Шевченко, 17)
о признании недействительным решение об отказе в согласовании плана снижения сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в реку Чузик, изложенное в письме от 07.08.2015 г. N 3306 "О рассмотрении обращения",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северная тепловая компания" (далее - ООО "СТК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее - Департамент) с заявлением о признании недействительным решения об отказе в согласовании плана снижения сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в реку Чузик, изложенного в письме от 07.08.2015 N 3306 о рассмотрении обращения, и обязании Департамент согласовать план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект (р. Чузик) на период с 2015 г. по 2019 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росприроднадзора по Томской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Томской области от 12 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве Общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 08.05.2015 N 70-13.01.07.001-Р-ОСБХ-С-2015-01139/00 ООО "СТК" предоставлен в пользование участок реки Чузик, с целью сброса сточных, в том числе, дренажных, вод.
Управлением Росприроднадзора по Томской области на основании приказа от 02.11.2015 N 853 Обществу выдано разрешение от 02.11.2015 N 0044-15 на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
ООО "СТК" обратилось в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области с заявлением о согласовании Плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в реку Чузик на период 2015-2019 годы.
Департамент, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, письмом от 07.08.2015 N 3306 о рассмотрении обращения возвратил представленные заявителем на согласование документы со ссылкой на необходимость разработать представленные документы в соответствии с водным законодательством.
ООО "СТК", считая решение об отказе в согласовании Плана снижения сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в реку Чузик, изложенное в письме Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 07.08.2015 N 3306 недействительным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, принял по существу правильное решение.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Согласно оспариваемому решению, изложенному в письме N 3306 от 07.08.2015 года, Департамент не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных ООО "Северная Тепловая Компания" требований и согласования Плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади в связи с необходимостью применения водного законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ закреплено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (абзац 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ).
Согласно Положению о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 N 153, Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 9 (подп. "г") Положения о Департаменте для реализации возложенных целей и задач Департамент, принимает решения о согласовании документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательством в сфере охраны окружающей среды.
План снижения сбросов разрабатывается и согласовывается в соответствии с Положением о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 N 317 (далее - Положение N 317).
Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) определено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Основная цель плана снижения сбросов - приведение показателей веществ в сточных водах к установленным нормативам допустимых сбросов (НДС).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 317 план разрабатывается организациями, осуществляющими водоотведение, а также абонентами в целях поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы.
Мероприятия по снижению сбросов включаются в план последовательно в порядке их значимости. Критерием значимости мероприятий, включаемых в план, является снижение концентрации, количества (массы) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, содержащихся в составе сточных вод (пункт 6 Положения).
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "СТК" является водопользователем и осуществляет деятельность по сбросу сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ООО "СТК" является субъектом, на котором лежит обязанность разрабатывать и согласовывать план снижения сбросов в соответствии с Положением N 317, в связи с чем, оснований для вывода о применении водного законодательства без учета требований Положения N 317, у Департамента не имелось.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также исходя из того, что ООО "СТК" является субъектом, на котором лежит обязанность разрабатывать и согласовывать план снижения сбросов в соответствии с Положением N 317, что нормативного закрепления обязанности по согласованию плана снижения сбросов загрязняющих веществ, организациям, осуществляющим водоотведение через объекты централизованных систем водоотведения, за иным органом на уровне субъекта Российской Федерации - Томской области на момент принятия оспариваемого решения не установлено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для возвращения представленных Обществом для согласования плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в реку Чузик, документов, у Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области не имелось.
Поскольку рассмотрения заявления ООО "СТК" о согласовании Плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в реку Чузик Департаментом в соответствии с требованиями действующего законодательства не было по причине неправомерного признания Общества организацией, осуществляющей деятельность по сбросу сточных вод непосредственно в водный объект без использования централизованных систем водоотведения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя возложить на заинтересованное лицо обязанность повторно рассмотреть указанное заявление в течение 10 рабочих дней после вступления настоящего решения в законную силу и принять в соответствии с действующим законодательством соответствующее решение (часть 5 статьи 201 АПК РФ).
Довод апеллянта об отсутствии у Департамента полномочий по согласованию планов снижения сбросов судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку вывод об отсутствии полномочий не был положен в основу решения, изложенного в письме N 3306 от 07.08.2015 года. Вывод суда первой инстанции в указанной части не повлек принятия неправильного решения (статья 270 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает принятое арбитражным судом первой инстанции решение законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 12 мая 2016 года по делу N А67-8499/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8499/2015
Истец: ООО "Северная тепловая компания"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
Третье лицо: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области