Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17 ноября 2016 г. N Ф10-4336/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
19 июля 2016 г. |
Дело N А35-9236/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области: Найденов Д.В., представитель по доверенности от 26.04.2016, выдана сроком до 30.06.2016;
от ИП Алябьева В.Н.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Курской области от 12.04.2016 по делу N А35-9236/2015 (судья Силакова О.Н.) по заявлению индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича о признании недействительным постановления Комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области от 25.09.2015,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич (далее- ИП Алябьев В.Н., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области (далее - Комитет, административный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 13 от 25.09. 2015 года в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.04.2016 заявленные требования удовлетворены в части назначения наказания, снижен штраф до 30 000 рублей.
Не согласившись с решением, ИП Алябьев В.Н обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает на недоказанность того факта, что именно он являлся организатором ярмарки. Ссылается на то, что не был уведомлен надлежащим образом о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет указывает на незаконность проведения ярмарок ИП Алябьевым В.Н. Считает, что административным органом процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
ИП Алябьев В.Н. в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании приказа от 26.08.2015 N 129 Комитета было проведено информационно-аналитическое наблюдение за осуществлением торговой деятельности на ярмарке, организатором которой являлся ИП Алябьев В.Н. проводимой по адресу: г. Курск, проспект Хрущева, 2, на площади, прилегающей к ТЦ "Бумеранг".
В рамках указанного мероприятия административным органом было выявлено, что ярмарка организована с нарушением Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 02.03.2016 N 103-па (далее - Порядок).
В результате осмотра места проведения ярмарки должностным лицом управления 26.08.2015 составлен протокол осмотра места проведения ярмарки и составлена справка о проведении информационно-аналитического наблюдения. Осмотр проводился при участии понятых, с использованием средств фотографирования и видеосъемки.
26.08.2015 должностным лицом управления, при осуществлении информационно-аналитического наблюдения ярмарки, в присутствии председателя Курской региональной общественной организации "Защитник прав потребителей" Т.Н. Рязанцевой, эксперта областного бюджетного учреждения "Курскконтролькачества" И.И. Тарубаровой, был составлен протокол осмотра места проведения ярмарки по адресу: г. Курск, пр. Хрущева, д.2 (территория ТЦ "Бумеранг").
ИП Алябьев В.Н. был уведомлен о проведении информационно- аналитического наблюдения за осуществлением торговой деятельности на ярмарке и приглашен для составления протокола осмотра посредством телефонной связи. Однако Предприниматель для составления протокола осмотра не явился (т.1 л.д.90- 91).
31.08.2015 заместителем начальника управления составлен протокол N 13 об административном правонарушении в отношении организатора ярмарки - ИП Алябьева В.Н., в котором отражены выявленные нарушения Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 02.03.2016 N103-па (т.1 л.д.72-74), а именно:
- ярмарка проводилась вне графика проведения ярмарок, утвержденного правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого она проводилась, что является нарушением пункта 4.3 Порядка (ярмарка проводилась на площади, прилегающей к ТЦ "Бумеранг");
- на момент проверки на месте размещения ярмарки проводились ремонтные работы площади: частично отсутствовали тротуарная плитка, в центре площадки, загромождая проход для покупателей, находился поддон с тротуарной плиткой, был открыт канализационный люк, что является нарушением пункта 4.7 Порядка;
- не было предусмотрено место для размещения администрации ярмарки и не обустроен информационный стенд с необходимой информацией для потребителя и участника ярмарки, что является нарушением пункта 4.7 Порядка;
- отсутствовала вывеска с указанием схемы размещения объектов на территории ярмарки, что является нарушением пункта 4.10 Порядка;
-организатором ярмарки не были выданы разрешения хозяйствующим субъектам на участие в ярмарке, что является нарушением пункта 4.14 Порядка;
- организатором ярмарки не было обеспечено соблюдение требований, предъявляемых к организации продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) на торговых местах, что является нарушением пункта 5.1 Порядка;
- в нарушение пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров не все участники ярмарки имели единообразно оформленные ценники на реализуемые товары;
- в нарушение пункта 5.3 Порядка у некоторых продавцов продовольственными товарами на месте торговли отсутствовали санитарные книжки, сопроводительные документы, документы подтверждающие качество и безопасность товаров.
Протокол N 13 об административном правонарушении от 31.08.2015 направлен в адрес ИП Алябьева В.Н. 01.09.2015 заказным письмом с уведомлением о вручении.
25.09.2015 ИП Алябьев В.Н. привлечен к административной ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 53.5 Закона Курской области от 04.01.2003 N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области". Предпринимателю назначено административное наказание в виде 50000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением ИП Алябьев В.Н. обратился с заявлением в Арбитражный суд Курской области.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ст. 1.3 КоАП РФ определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законными субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Курской области протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляют должностные лица органов местного самоуправления.
Вывод арбитражного суда области о том, что постановление вынесено полномочным должностным лицом, является правомерным.
Положением о Комитете потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области (утверждено постановлением Губернатора Курской области от 22.04.2005 N 294) к основным функциям Комитета отнесено, в том числе, организация проведение оптовых ярмарок, выставок-продаж, общеобластных мероприятий с целью изыскания дополнительных товарных ресурсов для улучшения снабжения населения области, содействие участию предприятий торговли в межрегиональных, республиканских выставках-ярмарках, определяет порядок и условия их проведения (пункт 3.9.), осуществление контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов Курской области в области организации и проведения ярмарок и продаж товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (пункт 3.41.).
Постановлением Администрации Курской области от 02.03.2015 г. N 103-па "О порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком ярмарки, организуемые индивидуальными предпринимателями, проводятся в соответствии с графиками проведения ярмарок, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых они проводятся.
На официальном сайте Администрации Курской области, в открытом доступе размещен сводный график проведения ярмарок на территории Курской области в 2015 году. Проведение ярмарок ИП Алябьевым В.Н. графиком не предусмотрено.
Статья 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" устанавливает административную ответственность за нарушение порядка организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок в виде наложения штрафа на должностных лиц - в размере тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - в размере ста пятидесяти тысяч рублей. Те же действия, совершенные повторно, - влекут наложение штрафа на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий организаторами ярмарок, нарушающих Порядок организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области постановлением от 02.03.2015 N 103-па, и Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Согласно п. 4.3 Порядка ярмарки, организуемые органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводятся в соответствии с графиками проведения ярмарок, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых они проводятся.
В силу п. 4.7. Порядка место проведения (территория) ярмарок должно соответствовать следующим требованиям:
соответствие санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным правилам, нормам и правилам пожарной безопасности, правилам землепользования и застройки территории;
возможность размещения администрации ярмарки;
доступность для большинства населения муниципального образования, на территории которого проводится ярмарка;
на каждой ярмарке должен быть обустроен информационный стенд, на котором размещается:
1) информация о размере платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (в случае, если плата установлена);
2) номера телефонов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области, Главного управления МЧС России по Курской области, УМВД России по Курской области, комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области.
На основании п. 4.10. место проведения ярмарки в установленном порядке оформляется вывеской с указанием наименования организатора ярмарки, места его нахождения, контактного телефона, режима работы ярмарки, схемы размещения объектов на территории ярмарки, адресов и телефонов контролирующих органов.
В силу п. 4.14 Порядка организатор ярмарки рассматривает заявление и не позднее дня, следующего за днем представления заявления, выдает разрешение на участие в ярмарке, составленное по форме, установленной организатором ярмарки, либо письменно отказывает в выдаче такого разрешения с указанием оснований отказа.
Согласно п. 5.1. Порядка, продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарках осуществляется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, ветеринарным и фитосанитарным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, правилами продажи отдельных видов товаров и другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями.
На основании п. 5.3. Порядка участники ярмарки обязаны иметь в наличии на месте для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг):
товарно-сопроводительные документы и документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемых товаров, предусмотренные федеральным законодательством;
личную медицинскую книжку продавца (при реализации продовольственных товаров);
документы, удостоверяющие личность участника ярмарки (для граждан), копии свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
при реализации пищевых продуктов с автотранспортного средства - оформленный в установленном порядке санитарный паспорт на автотранспортное средство;
в случае участия в ярмарках граждан (в том числе граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством) - документ, подтверждающий осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведение личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, а также ветеринарные и фитосанитарные сопроводительные документы.
Согласно п. 19. Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Событие вменяемого административного правонарушения, подтверждаются имеющимися в деле документами: протоколом осмотра места проведения ярмарки от 26.08.2015, справкой о проведении информационно - аналитического наблюдения от 26.08.2015, протоколом об административном правонарушении от 31.08.2015 N 13, постановлением от 25.09.2015 N 13 и заключается в несоблюдении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области, санитарных норм на территории Курской области.
В материалах дела имеются фотоснимки с места торговли, из которых усматривается наличие информационного стенда с указанием ИП Алябьева В.Н. в качестве организатора, его телефона, времени и сроков проведения ярмарки. Эти зафиксировано в справке о проведении информационно-аналитического наблюдения от 26.08.2015.
Материалами дела подтверждено, что незаконная торговля организована ИП Алябьевым В.Н.
Таким образом, довод о том, что он не может нести ответственность как организатор ярмарки несостоятелен.
По мнению суда, совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается наличие состава вмененного правонарушения, их данные суд считает объективными.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, является верным вывод о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 53.5 Закона Курской области N 1 - ЗКО от 04.01. 2003 года "Об административных правонарушениях в Курской области".
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный ст. 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден.
Дело об административном правонарушении в отношении ИП Алябьева рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренном ст. 4.5 КоАП РФ.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что Комитет различными средствами (по телефону, почтой) извещал ИП Алябьева В.Н. о месте, времени и дате осмотра территории, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, предлагал ознакомиться с материалами административного дела.
Своими правами ИП Алябьев В.Н. не воспользовался. Хотя, как видно из его ходатайств, о результатах осмотра и выявленном нарушении ему было известно.
Вместе с тем, учитывая его поведение, в том числе немотивированные и неоднократные обращения с заявлениями о переносе дат совершения процессуальных действий, суд расценивает его как имеющее своей целью уйти от ответственности.
Административным органом были предприняты все возможные меры для соблюдения прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.
В связи с чем, апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в этой части.
Вместе с тем, апелляционная коллегия отмечает, что факты отсутствия единообразно оформленных ценников на реализуемые товары; отсутствие санитарных книжек у продавцов, сопроводительных документы, документы подтверждающие качество и безопасность товаров не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного законодательством субъекта РФ.
Указанные требования предусмотрены федеральным законодательством, ответственность за несоблюдение этих норм предусмотрена КоАП РФ.
Таким образом, указанные эпизоды в случае их доказанности могут образовывать составы иных правонарушений, ответственность за которые предусматривает федеральный закон - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтому вменять в качестве нарушений по статье 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" несоблюдение таких требований у административного органа оснований не имелось, в том числе привлечение к ответственности по названным основаниям в его компетенцию не входило. Однако выводы суда в указанной части также не повлияли на итоговые выводы о доказанности события и состава вмененного нарушения по другим эпизодам.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
По существу обжалуемое решение является верным, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 12.04.2016 по делу N А35-9236/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9236/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17 ноября 2016 г. N Ф10-4336/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Алябьев Владимир Николаевич
Ответчик: Комитет потребительского рынка, малого предпренимательства и лицензирования Курской области