Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем, по уплате налогов
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
05 декабря 2016 г. |
Дело N А40-137585/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Кочешковой М.В., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Юник
Фармасьютикал Лабораториз"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2016 по делу N А40-137585/16,
принятое судьей Т.И. Махлаевой
по заявлению ООО "Юник Фармасьютикал Лабораториз"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Курилова О.А. по дов. от 23.03.2016; |
от заинтересованного лица: |
Родин А.В. по дов. от 12.02.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЮНИК ФАРМАСЬЮТИКАЛ ЛАБОРАТОРИЗ" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Московской областной таможни от 03.06.2016 N 17-23/22762 об отказе Обществу в возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств; обязать Московскую областную таможню возвратить Обществу излишне уплаченную сумму НДС в размере 238 090 рублей 49 копеек.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Сотрудником Мамонтовского таможенного поста, в ходе проведения проверки документов и сведений, заявленных в ДТ N 10130130/110516/0006361, было вынесено решение, согласно которому, Обществу предложено в срок не позднее 12.05.2016 в отношении товара N 2 внести в графу 36 и графу 47 ДТ изменения и предоставить таможенному органу корректировку декларации на товар (далее - КДТ) в связи, с отсутствием права у Общества на применение льготы по уплате НДС 10% в отношении ввезенных товаров. Кроме того, в решении сотрудник Мамонтовского таможенного поста разъяснил, что Общество не имеет права на льготу по уплате НДС по ввезенному товару N 2 поскольку при таможенном оформлении не предоставило регистрационные удостоверения на товары как на медицинские изделия.
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в суд, решением которого было отказано в удовлетворении заявления, в связи с несоответствием заявления форме приказа ФТС России N 2520.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" утверждена форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Общество подало заявление в Московскую областную таможню в соответствии с образом бланка согласно Приложению N 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520.
На ввезенный товар - лекарственные средства "препараты контрастные для * рентгенографических обследований": тразограф (натрия амидотризоат) раствор для инъекций 76% (ампулы темного стекла) 20 мл", имеется регистрационное удостоверение лекарственного средства, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ПN 013931/02 от 17.06.2008. По товару N 2 в декларации на товар N 10130130/110516/0006361 (далее - ДТ) Обществом была заявлена льгота по уплате НДС по ставке 10% на основании регистрационного удостоверения лекарственного средства, а так же деклараций соответствия от 10.05.2016. Таможенным органом в ходе проведения проверки документов и сведений, заявленных в ДТ, вынесено решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 11,05.2016 и предоставлении корректировки декларации на товар (далее - КДТ). Основанием таможенный орган посчитал, отсутствие права у Общества на применение льготы по уплате НДС 10% в отношении ввезенных товаров. Кроме того, в решении указано, что Общество не имеет права на льготу по уплате НДС по ввезенному товару N 2 поскольку при таможенном оформлении не предоставило регистрационные удостоверения на товары как на медицинские изделия.
Таким образом, Общество изначально заявляло в ДТ льготу по уплате НДС в размере 10% в отношении ввезенного товара и в соответствии с пп.10 п.1 ст. 183 ТК ТС при подаче ДТ Общество приложило документ, подтверждающий право на льготу, а именно регистрационного удостоверения ПN 013931/02 от 17.06.2008 лекарственного средства. Однако, на основании решения таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 11.05.2016 Общество скорректировала сведения в ДТ и предоставила в таможенный орган корректировку декларации на товар (КДТ).
Учитывая, что указанные товары включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, ежегодно утверждаемый соответствующим Распоряжением Правительства РФ код АХТ (Анатомо-терапевтическо-химическая классификация) - У08АА, являются социально значимыми товарами, для целей скорейшего выпуска товаров на территории РФ Общество скорректировало сведения в графе 36 и графе 47 ДТ в отношении товара N 2, оформило КДТ и доплатило НДС 18% в размере 238 090 (двести тридцать восемь тысяч девяносто) рублей 49 копеек по платежным поручениям от 10.05.2016 N 1935, от 11.05.2016 N 1965. Товары были оформлены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
Впоследствии Общество на основании части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) обратилось в Московскую областную таможню с заявлением от 31.05.2016 о возврате излишне уплаченного НДС в размере 238 090 (двести тридцать восемь тысяч девяносто) рублей 49 копеек. К заявлению Общество приложило документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Московская областная таможня письмом от 03.06.2016 N 17-23/22762 возвратила заявление Общества со ссылкой на то, что в нарушении требований части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании Общество не предоставило документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Все необходимые документы для правильного исчисления налога были предоставлены в таможенный орган Обществом при ввозе товара. Общество к заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, приложило все документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Законом о таможенном регулировании, в том числе документ, подтверждающий факт излишней уплаты, а именно платежные поручения, по которым была проведена доплата НДС, регистрационное удостоверение лекарственного средства, декларации соответствия на товар, ДТ.
В графе 48 КТД к ДТ указана сумма НДС, доплаченная Обществом, а также указан номер и дата платежного поручения. Таким образом, Общество предоставило в таможенный орган документы, подтверждающие факт излишней уплаты, или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров (ст. 89 ТК ТС).
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пунктом 2 ст. 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
Коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - Постановление Правительства) утвержден Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов.
Товар "препарат контрастный для рентгенографических обследований: тразограф (натрия амидотризоат)..." соответствующий код ОКП 93 2719 включен в раздел 1 "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями" Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержденным Постановлением Правительства. Ввезенный товар код ТН ВЭД ЕАЭС 3006 30 000 0 включен в раздел 2 "Медицинские изделия" Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в РФ, утвержденным Постановлением Правительства. Код 3006 30 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС включен в позицию "Фармацевтическая продукция, упомянутая в примечании 4 к данной группе" ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Препарат контрастный для рентгенографических обследований: тразограф (натрия амидотризоат) раствор для инъекций, отнесен к лекарственным средствам, включен в Государственный реестр лекарственных средств и применяется больным внутривенно при коронарографии, артериографии, флебографии, спленопортографии, урографии, пиелографии, цистографии и других методов диагностики и на него выдано регистрационное удостоверение как на лекарственное средство.
В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок регистрации лекарственных средств и медицинских изделий, форма выдаваемых на них регистрационных удостоверений, органы, осуществляющие их регистрацию и государственные реестры различные.
В связи с этим предоставить в таможенный орган на данные препараты регистрационные удостоверения как на медицинские изделия не представляется возможным в силу Закона.
Право на применение льгот по уплате НДС в отношении ввезенных Обществом на территорию Российской Федерации лекарственных средств по ДТ N 10130130/110516/0006361 подтверждена документально.
Таким образом, предусмотренные Законом условия для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов Обществом выполнены.
Ввезенные товары являются медицинскими согласно пп.4 п.2 ст. 164 НК Российской Федерации независимо от того, в какой вид медицинской продукции (по классификатору) уполномоченный орган их включил - в лекарственные средства или в медицинские изделия.
Применение 10 процентов ставки НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товара: код ТН ВЭД ЕАЭС 3006 30 000 0, код ОКП 93 2719 законно и обосновано.
Пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлена пониженная налоговая ставка 10 процентов при реализации продовольственных и других товаров отдельных наименований, а также предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по определению кодов видов таких товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. При рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения данной налоговой ставки, судам необходимо учитывать, что в силу пункта 1 статьи 4 Кодекса при осуществлении указанных полномочий Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ.
В частности, применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 Кодекса не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Учитывая изложенное, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, обжалуемое решение таможенного органа подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.09.2016 по делу N А40-137585/16 отменить.
Признать незаконным решение Московской областной таможни от 03.06.2016 N 17-23/22762.
Обязать Московскую областную таможню возвратить ООО "Юник Фармасьютикал Лабораториз" излишне уплаченную сумму НДС в размере 238 090,49 руб.
Взыскать с Московской областной таможни в пользу ООО "Юник Фармасьютикал Лабораториз" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей по заявлению и 1 500 рублей по апелляционной жалобе.
Возвратить ООО "Юник Фармасьютикал Лабораториз" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137585/2016
Истец: ООО ЮНИК ФАРМАСЬЮТИКАЛ ЛАБОРАТОРИЗ
Ответчик: Московская областная таможня
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56226/16