Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2016 г. N Ф05-16086/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А41-4611/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Закутской С.А., Мальцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Сити Управление Активами": Филимоненкова К.Г. по доверенности б/н от 22.12.15;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: Самосват Н.С. по доверенности N 61 от 21.09.15;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Переплетова К.Ю. по доверенности N Д107-622 от 02.12.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2016 года по делу N А41-4611/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску общества с ограниченной ответственностью "Сити Управление Активами" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
об исключении сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Сити Управление Активами" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области о:
- снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:37 площадью 5 100 кв.м., адрес (местонахождение): Московская обл., Пушкинский р-он, п. Лесные поляны, ул. Центральная, д. 7, разрешенное использование: не установлено, категория земель: земли населенных пунктов;
- обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0080414:37 площадью 5 100 кв.м., адрес (местонахождение): Московская обл., Пушкинский р-он, п. Лесные поляны, ул. Центральная, д. 7, разрешенное использование: не установлено, категория земель: земли населенных пунктов (т. 1, л.д. 2-7).
Иск заявлен на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (т. 1, л.д.52).
Определением Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2016 года ТУ Росимущества в Московской области было привлечено к участию в деле в качестве соответчика (т. 3, л.д. 119).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2016 года из ГКН были исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0080414:37, площадью 5 100 кв.м., адрес (местонахождение): обл. Московская, р-н Пушкинский, п. Лесные поляны, ул. Центральная, дом 7, разрешенное использование: не установлено, категория земель: земли населенных пунктов и снять данный земельный участок с кадастрового учета. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0080414:37, площадью 5 100 кв.м., адрес (местонахождение): обл. Московская, р-н Пушкинский, п. Лесные поляны, ул. Центральная, дом 7, разрешенное использование: не установлено, категория земель: земли населенных пунктов (т. 3, л.д. 135-138).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований к ТУ Росимущества в Московской области, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, а также на рассмотрение спора в отсутствие надлежащего извещения Управления (т. 3, л.д. 141-143).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований к Управлению, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Сити Управление Активами" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Росимущества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле не заявлены возражения в пересмотре судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в части удовлетворения требований ООО "Сити Управление Активами" к ТУ Росимущества в Московской области.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Сити Управление Активами" является доверительным управляющим ЗПИФ недвижимости "Лесные просторы", владельцам которого на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259.
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259 имеет пересечение границ с ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером 50:13:0080414:37, правообладателем которого является ФГУП племенного завода "Лесные поляны".
В настоящее время ФГУП племенного завода "Лесные поляны" ликвидировано, а земли, принадлежавшие ему на праве пользования, перешли к СПК "Золотая нива".
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259 ранее также принадлежал ФГУП племенной завод "Лесные поляны" (предыдущий кадастровый номер 50:13:080414:0214).
В 2007 году все земельные участки по заявлению ФГУП племенной завод "Лесные поляны", принадлежащие ему, были учтены в Государственном кадастре недвижимости в качестве единого землепользования с кадастровым номером 50:00:0000000:0002.
СПК "Золотая нива" по договору продажи предприятия от 04.07.07 приобрело у ФГУП племенной завод "Лесные поляны" имущественный комплекс, расположенный на участке с кадастровым номером 50:00:0000000:0002 (т. 1, л.д. 113-114).
Вместе с имуществом к кооперативу перешло право постоянного (бессрочного) пользования на участок, принадлежавший предприятию, что подтверждено решением Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2008 года по делу N А41-К1-1961/08 (т. 1, л.д. 116-118).
В порядке переоформления права пользования участок был выкуплен СПК "Золотая нива" у Российской Федерации по договору купли-продажи N 2/2009-П от 18.08.09.
На основании решения СПК "Золотая нива" от 10.11.09 из участка с кадастровым номером 50:00:0000000:0002 были выделены 75 земельных участков, в том числе земельный участок площадью 79 151 кв.м., имеющий адресный ориентир - Московская область, Пушкинский район, порядка 2 760 м. на восток от ориентира с. Тарасовка.
По своим характеристикам этот участок, которому был присвоен кадастровый номер 50:13:0080414:259, соответствовал ранее существовавшему участку в составе единого землепользования с кадастровым номером 50:13:080414:0214 (т. 1, л.д. 22-24).
По договору купли-продажи от 14.11.13 земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259 был продан ООО "Сити Управление Активами", право собственности на участок зарегистрировано на владельцев инвестиционных паев ЗПИФ недвижимости "Лесные просторы" (т. 1, л.д. 9-14).
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37 был поставлен на учет 18.05.04 имеет площадь 5 100 кв.м., местонахождение Московская область, Пушкинский район, п. Лесные поляны, ул. Центральная, д. 7, разрешенное использование: не установлено, категория "земли населенных пунктов", статус "ранее учтенный" (т. 1, л.д. 16-21).
По информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе "Государственный кадастр недвижимости", с применением которой осуществляется ведение ГКН на территории Московской области, земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37 был преобразован в участок с кадастровым номером 50:13:080414:0214, который вошел в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:00:0000000:0002, разделенного в последствии на ряд земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259, имеющий идентичные характеристики с участком с кадастровым номером 50:13:080414:0214 (т. 1, л.д. 32-33).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, ООО "Сити Управление Активами" указало, что сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержится, таким образом, указанный земельный участок должен быть исключен из ГКН как преобразованный и как объект недвижимости, на который не имеется зарегистрированных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что сохранение в ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0080414:37 фактически является технической ошибкой, подлежащей исправлению.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 153 от 15.01.13 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, может быть удовлетворен независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия, нарушающие право истца.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В силу пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие в государственном кадастре недвижимости таких сведений о границах земельного участка, из которых следует, что он налагается на другой земельный участок, нарушает права и законные интересы владельца второго участка, препятствует реализации его прав владения, пользования и распоряжения. Такое наложение необходимо устранить установленным в законе способом.
В данном случае истцом заявлен негаторный иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, поскольку выявлено, что в результате неправильно внесенных в ГКН сведениях о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0080414:37 он полностью оказался в границах земельного участка истца с кадастровым номером 50:13:0080414:259.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образующимся земельным участкам. Так, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о пересечении границ земельных участков, наложении земельных участков друг на друга, является нарушением действующего земельного законодательства и подлежит устранению.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37 был сформирован внутри земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП племенному заводу "Лесные поляны" общей площадью 4 142 га в Пушкинском районе, и поставлен на кадастровый учет в 2004 году как ранее учтенный, по адресу: Пушкинский район, п. Лесные поляны, ул. Центральная, д. 7, площадью 5 100 кв.м., граница участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, и по сведениям ГКН пересекается с границей участка с кадастровым номером 50:13:0080414:259 (т. 1, л.д. 16).
Согласно кадастровой выписке по состоянию на 24.12.15 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:37 на праве постоянного (бессрочного) пользования является ФГУП племенного завода "Лесные поляны".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.04.16 ФГУП племенной завод "Лесные поляны" было ликвидировано на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, его деятельность прекращена.
По состоянию на 23.03.16 сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (т. 1, л.д. 68).
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37 числился во владении и пользовании у ФГУП племенного завода "Лесные поляны", он в силу закона находится в собственности Российской Федерации.
Согласно информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37 был преобразован, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:214, который в свою очередь вошел в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:00:0000000:2 (т. 1, л.д. 31).
Из кадастровых выписок, представленных в материалы дела, усматривается, что из земель, переданных в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП племзаводу "Лесные поляны", в 2004-2005 году были сформированы земельные участки: спорный с кадастровым номером 50:13:0080414:37 и земельный участок с кадастровым номером 50:13:0000000:9.
В 2007 году указанные участки были объединены, в результате чего был образован земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:214 общей площадью 79 151 кв.м. по адресу: Пушкинский район, порядка 2 760 м. на восток от ориентира с. Тарасовка.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37 был преобразован в участок с кадастровым номером 50:13:0080414:214.
Согласно кадастровому плану от 04.06.07 в результате постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:214 подлежали ликвидации земельные участки с кадастровыми номерами 50:13:0080414:37 и 50:13:0000000:9.
В январе 2008 года земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:214 был включен в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:00:0000000:0002 общей площадью 31 038 078 кв.м.
В соответствии с кадастровым планом земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:214 числится среди номеров участков, подлежащих ликвидации в связи с преобразованием.
В марте 2010 года на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259 площадью 79 151 кв.м., предыдущим номером которого является 50:00:0000000:0002.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, если по кадастровым выпискам (планам, паспортам) на вышеназванные земельные участки проследить хронологию их образования, то выясняется, что земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37, имеющий площадь 5 100 кв.м. был преобразован в участок с кадастровым номером 50:13:0080414:214 площадью 79 151 кв.м., который затем преобразован в участок с кадастровым номером 50:00:0000000:0002 площадью 31 038 078 кв.м., из которого впоследствии выделен земельный участок истца с кадастровым номером 50:13:0080414:259 площадью 79 151 кв.м.
В соответствии с заключением специалиста - кадастрового инженера Алехина Г.А., подготовленным по заданию истца, порядок образования и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:37 проведены с нарушением действовавшего законодательства. Землеустроительная документация, кадастровое дело и описание земельных участков отсутствуют. Установлено несоответствие фактического расположения земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:37 заявленному в кадастровой выписке о нем от 10.02.12 описанию местоположения. Установлено существенное несоответствие фактической его площади и площади, содержащейся в кадастровых сведениях, фактическая площадь составляет 3 431 кв.м., площадь по кадастровым сведениям - 5 100 кв.м. (т. 3, л.д. 1-110).
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:214 поставлен на кадастровый учет на основании Описания земельных участков от 17.11.05, подготовленного в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре". Площадь участка соответствует материалам межевания. Фактическая его площадь совпадает с площадью, указанной в кадастровых сведениях. Участок в большей части является застроенной территорией, также присутствуют внутренние заасфальтированные площадки и дороги. Визуально территория внутри границ похожа на производственную территорию. В юго-западной части участка расположено небольшое поле, по краям покрытое кустарниковой растительностью. Северная и восточная границы сформированы по существующей застройке, большая часть южной и западная границы сформированы по краям дорог общего пользования, в некоторых местах южная граница участка сформирована также по существующей застройке.
Впоследствии указанный участок снят с кадастрового учета в результате вхождения в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:00:0000000:0002 и последующей регистрации прав. Процедура снятия участка проведена не полностью, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 50:13:0080414:37 и 50:13:0000000:9, из которых данный участок образован и которые подлежали ликвидации, до сих пор не сняты с кадастрового учета.
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259 поставлен на кадастровый учет в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 50:00:0000000:0002. В отношении данного участка оформлялся межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ. Его площадь соответствует материалам межевания, границы участка установлены в соответствии с требованиями законодательства. Фактическая площадь участка совпадает с площадью указанной в кадастровых сведениях. Участок в большей части является застроенной территорией, также присутствуют внутренние заасфальтированные площадки и дороги. Визуально территория внутри участка похожа на производственную территорию. В юго-западной части расположено небольшое поле, по краям покрытое кустарниковой растительностью. Северная и восточная границы участка сформированы по существующей застройке, большая часть южной и западная границы сформированы по краям дорог общего пользования, в некоторых местах южная граница сформирована также по существующей застройке.
Границы участка с кадастровым номером 50:13:0080414:214 пересекаются с границами участка с кадастровым номером 50:13:0080414:259. Указанные участки по конфигурации, описанию местоположения, площади, границам с учетом допустимых погрешностей полностью совпадают. С учетом допустимых погрешностей координаты поворотных точек границ участков также полностью совпадают. Границы участка с кадастровым номером 50:13:0080414:37 пересекаются с границами участка с кадастровым номером 50:13:0080414:259.
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:37 большей площадью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:259, площадь пересечения составляет 3 083 кв.м.
Таким образом, материалами дела (кадастровыми документами, заключением кадастрового инженера) подтверждаются те обстоятельства, что земельный участок, подлежащий снятию с учета в результате преобразования, снят с учета не был, и в настоящее время его границы накладываются на земельный участок истца, что нарушает права и законные интересы истца по владению, пользованию и распоряжению им.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Таким образом, неправильное указание границ и площади земельного участка в сведениях Государственного кадастра недвижимости, если в документах, на основании которых вносились эти сведения, содержится иная информация, является технической ошибкой.
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном участке с кадастровым номером 50:13:0080414:37 фактически является технической ошибкой, подлежащей исправлению.
Довод ТУ Росимущества в Московской области о том, что указанное лицо является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.01 по 01.07.06 - Федеральным законом N 101-ФЗ от 17.07.01 "О разграничении государственной собственности на землю", с 01.07.06 по настоящее время - статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3-5 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.11 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.06, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если они не были разграничены изданными до вступления в силу этого Закона актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером 50:00:0000000:0002, из которого были выделены спорные земельные участки, принадлежал ФГУП племенной завод "Лесные поляны" на праве постоянного (бессрочного) пользования под сельскохозяйственным комплексом.
Таким образом, спорные земли в силу закона отнесены к федеральной собственности, в связи с чем удовлетворение требований об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0080414:37 напрямую затрагивает права ТУ Росимущества в Московской области, как представителя собственника земельного участка - Российской Федерации, следовательно, указанное лицо правомерно было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
При этом оспариваемое решение, по своей сути, не накладывает на ТУ Росимущества в Московской области каких-либо дополнительных прав и обязанностей.
Также подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие надлежащего извещения ТУ Росимущества в Московской области о привлечении его к участию в деле в качестве соответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного.
Информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Определение о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица от 15 марта 2016 года было опубликовано в сети "Интернет" 16.03.16, направлено в адрес Росимущества 16.03.16 и получено последним 23.03.16, что следует из информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" в сети "Интернет" (т. 3, л.д. 114-116).
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что ТУ Росимущества в Московской области было надлежащим образом извещено о начавшемся судебном разбирательстве.
Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Таким образом, ТУ Росимущества в Московской области самостоятельно должно было отслеживать дальнейшее движение настоящего дела и, в том числе, получить информацию о привлечении его к участию в деле в качестве соответчика.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2016 года по делу N А41-4611/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.А. Закутская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4611/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2016 г. N Ф05-16086/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Сити Управление Активами"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ