г. Москва |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А41-4151/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Закутской С.А., Мальцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Переплетова К.Ю. по доверенности N Д107-622 от 02.12.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 апреля 2016 года по делу N А41-4151/16, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Истринского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
об оспаривании отказа в государственной регистрации права на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управлению Росреестра) по Московской области о:
1) признании незаконными отказов N N 50-001-50/001/006/2015-3626, 50-50/001-50/001/006/2015-3627, 50-50/001-50/001/006/2015-3628 от 23.12.15 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами:
- 50:08:0040127:99 общей площадью 25 800 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Ивановское;
- 50:08:0040127:97 общей площадью 25 400 кв.м., расположенный по адресу: границах Московская область, Истринский район, с/пос. Лучинское;
- 50:08:0040102:45 общей площадью 393 700 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Истринский район;
2) обязании Управление Росреестра по Московской области произвести регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами:
- 50:08:0040127:99 общей площадью 25 800 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Ивановское;
- 50:08:0040127:97 общей площадью 25 400 кв.м., расположенный по адресу: границах Московская область, Истринский район, с/пос. Лучинское;
- 50:08:0040102:45 общей площадью 393 700 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Истринский район (л.д. 2-8, 49).
Заявление подано в порядке статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 февраля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация Истринского муниципального района Московской области (л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 03 марта 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (л.д. 48).
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2016 года в отдельное производство были выделены требования ТУ Росимущества в Московской области о:
- признании незаконным отказа N 50-001-50/001/006/2015-3626 от 23.12.15 Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040127:99 общей площадью 25 800 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Ивановское;
- обязании Управления Росреестра по Московской области произвести регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040127:99 общей площадью 25 800 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Ивановское;
- признании незаконным отказа N 50-50/001-50/001/006/2015-3627 от 23.12.15 Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040127:97 общей площадью 25 400 кв.м., расположенный по адресу: границах Московская область, Истринский район, с/пос. Лучинское;
- обязании Управления Росреестра по Московской области произвести регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040127:97 общей площадью 25 400 кв.м., расположенный по адресу: границах Московская область, Истринский район, с/пос. Лучинское (л.д. 63).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 апреля 2016 года был признан незаконным отказ от 23.12.15 N 50-50/001-50/001/006/2015-3628 Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:00:40102:45. Управление Росреестра по Московской области было обязано зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:00:40102:45 (л.д. 65-67).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на непредоставление заявителем всех необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 71-76).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ТУ Росимущества в Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ТУ Росимущества в Московской области, присутствующего в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации Истринского района Московской области N 1620/22 от 04.11.92 Экспериментальному хозяйству "Большевик" было выдано свидетельство от 26.11.92 на право бессрочного (постоянного) пользования землей общей площадью 283 га (л.д. 20-21).
Постановлением Главы Истринского муниципального района Московской области N 5766/12 от 12.12.05 в редакции постановления N 3096/9 от 18.09.07 из единого землепользования площадью 283 га, предоставленного ГУП "ЭХ "Большевик" РАСХН, были выделены самостоятельные земельные участки, в том числе участок площадью 393 700 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Московская область, Истринский муниципальный район, к северо-востоку от г. Истра (л.д. 22-27).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.11.15 в государственный кадастр недвижимости 12.01.16 были внесены сведения о земельном участке площадью 393 700 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Московская область, Истринский район, с присвоением кадастрового номера 50:08:0040102:45 (л.д. 13-14).
По заявлению ГУП "ЭХ "Большевик" РАСХН Главой Истринского муниципального района Московской области 20.03.08 было принято постановление N 674/3 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования ГУП "Экспериментальное хозяйство "Большевик" Российской академии сельскохозяйственных наук на земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0040127:99, 50:08:0040127:97, 50:08:0040102:45 на право аренды (л.д. 28-31).
При этом, права на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040102:45 не зарегистрированы, как следует из выписки из ЕГРП от 14.03.16 (л.д. 50).
11.11.15 ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области за государственной регистрацией права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040102:45 на основании статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением N 50-50/001-50/001/006/2015-3628 от 23.12.15 Управление Росреестра по Московской области отказало ТУ Росимущества в Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:00:40102:45, со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих создание ГУП "Экспериментальное хозяйство "Большевик" Российской академии сельскохозяйственных наук федеральными органами государственной власти, государственными академия наук и (или) подведомственности таким государственным академиям наук (л.д. 38-40).
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:00:40102:45 в силу закона относится к федеральной собственности, поскольку образован из земельного участка, переданного в постоянное (бессрочное) пользование предприятию, созданному Российской академией сельскохозяйственных наук.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ТУ Росимущества в Московской области указало, что ему неправомерно было отказано в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Управление Росреестра по Московской области, отказывая в государственной регистрации права собственности, сослалось на отсутствие доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:08:00:40102:45 к федеральной собственности.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.01 по 01.07.06 - Федеральным законом N 101-ФЗ от 17.07.01 "О разграничении государственной собственности на землю", с 01.07.06 по настоящее время - статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3-5 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.11 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.06, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если они не были разграничены изданными до вступления в силу этого Закона актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Как указывалось выше, на основании постановления Главы администрации Истринского района Московской области N 1620/22 от 04.11.92 Экспериментальному хозяйству "Большевик" было выдано свидетельство от 26.11.92 на право бессрочного (постоянного) пользования землей общей площадью 283 га (л.д. 20-21).
Постановлением Главы Истринского муниципального района Московской области N 5766/12 от 12.12.05 в редакции постановления N 3096/9 от 18.09.07 из единого землепользования площадью 283 га, предоставленного ГУП "ЭХ "Большевик" РАСХН, были выделены самостоятельные земельные участки, в том числе участок площадью 393 700 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Московская область, Истринский муниципальный район, к северо-востоку от г. Истра (л.д. 22-27).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.11.15 в государственный кадастр недвижимости 12.01.16 были внесены сведения о земельном участке площадью 393 700 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Московская область, Истринский район, с присвоением кадастрового номера 50:08:0040102:45 (л.д. 13-14).
В силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 исключительно к федеральной собственности относятся высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
Из материалов дела следует, что учредителем ГУП "Экспериментальное хозяйство "Большевик" Российской академии сельскохозяйственных наук является Российская академия сельскохозяйственных наук.
Одновременно с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:08:00:40102:45 ТУ Росимущества в Московской области были представлены постановления Главы администрации Истринского района Московской области N 1620/22 от 04.11.92, N 5766/12 от 12.12.05, N 3096/9 от 18.09.07, N 674/3 от 20.03.08, удостоверяющие право постоянного (бессрочного) пользования ГУП "Экспериментальное хозяйство "Большевик" Российской академии сельскохозяйственных наук спорным земельным участком.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:00:40102:45 в силу закона относится к федеральной собственности, поскольку образован из земельного участка, переданного в постоянное (бессрочное) пользование предприятию, созданному Российской академией сельскохозяйственных наук.
При таких обстоятельствах заявленные ТУ Росимущества в Московской области требования правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о непредставлении на государственную регистрацию кадастрового паспорта и кадастрового плана земельного участка подлежат отклонению, поскольку из решения N 50-50/001-50/001/006/2015-3628 от 23.12.15 не следует, что такие обстоятельства были выявлены в ходе проверки представленных документов и явились основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 апреля 2016 года по делу N А41-4151/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.А. Закутская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4151/2016
Истец: Территориальное управление Росимущества в Московской области, Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация Истринского муниципального района в Московской области, Администрация Истринского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области