город Омск |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А75-1284/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6662/2016) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 12.04.2016 по делу N А75-1284/2016 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании отказа в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено;
от открытого акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания-региональные сети" - представитель Абрамова Марина Рамильевна, предъявлен паспорт, по доверенности N 235/15 от 31.12.2015 сроком действия по 31.12.2016;
установил:
открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - Общество, заявитель, ОАО "ЮТЭК - Региональные сети") обратилось с Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре (далее - регистрирующий орган, Управление, Росреестр) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, с кадастровым номером 86:12:0301006:1213, расположенного по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, 94 ЭП1, ЛЭП-10 кВ с ТП 10/0,4 кВ, электроснабжение Детского сада на 320 мест в жилом районе "Восточный" г. Нягань, оформленного в сообщении N 86-86/001/019-2015-409 от 30.11.2015.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.04.2016 по делу N А75-1284/2016 требования Общества удовлетворены.
Суд первой инстанции указал, что построенные Обществом объекты являются объектами электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно, в связи с чем, в силу действующим норм права, получение разрешения на строительство и, как следствие, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, на данные объекты не требуется.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.04.2016 по делу N А75-1284/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указало, что спорные объекты относятся к линейным объектам капитального строительства, на которые необходимо получение разрешения на строительство.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Общества, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления администрации г. Нягани от 29.09.2014 N 4007 между заявителем и администрацией 01.10.2014 заключен договор аренды земельного участка N 320-4810-ар/14 сроком на 11 месяцев под строительство объекта "ЛЭП-10 кВ с ТП 10/0,4 кВ, электроснабжение Детского сада на 320 мест в жилом районе "Восточный" г. Нягани" с видом разрешенного использования - для объектов транспорта, энергетики и связи, площадью 450 кв.м, с кадастровым номером 86:13:0301006:1192, расположенного по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, 94 ЭП1 (л.д. 12, 14-17).
Кроме того, на основании постановления администрации от 26.12.2014 N 6167, между обществом и администрацией 30.12.2014 заключен договор аренды земельного участка N 500-5266-ар/15 сроком на 11 месяцев, под строительство объекта "ЛЭП-10 кВ с ТП 10/0,4 кВ, электроснабжение Детского сада на 320 мест в жилом районе "Восточный" г. Нягани", площадью 44 кв.м, с кадастровым номером 86:13:0301006:1164/1, расположенного по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, 94 ЭП1 (л.д. 18, 20-24).
Далее, 07.11.2014 между заявителем и открытым акционерным обществом "Югорская территориальная энергетическая компания - Нягань" заключен договор подряда на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту "ЛЭП-10 кВ с ТП 10/0,4 кВ, энергоснабжение Детского сада на 320 мест в жилом районе "Восточный" г. Нягань".
Объектом строительства явились трансформаторная подстанция и линии электропередач. На основании приказа ОАО "ЮТЭК-Региональные сети" от 18.03.2015 N 01-05/0080 объект ЛЭП-10 кВ с ТП 10/0,4 кВ, электроснабжение Детского сада на 320 мест в жилом районе "Восточный" г. Нягань" поставлен на баланс общества (л.д. 24-25).
16.07.2015 ОАО "ЮТЭК-Региональные сети" обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, с кадастровым номером 86:12:0301006:1213, расположенного по адресу: г. Нягань, ул. Интернациональная, 94 ЭП1, ЛЭП-10 кВ с ТП 10/0,4 кВ, электроснабжение Детского сада на 320 мест в жилом районе "Восточный" г. Нягань.
С заявлением были представлены: декларация об объекте недвижимого имущества на сооружение электроснабжения ЛЭП-10кВ с ТП 10/0,4кВ Детского сада на 320 мест в жилом районе "Восточный" г. Нягань, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 86:13:0301006:1192, 86:13:0301006:1164, протяженностью 107 м; платежное поручение от 14.07.2015 N 3992; доверенность от 03.02.2014 N 42/14; договор аренды земельного участка от 30.12.2014 N 500-5266-ар/15; акт приема-передачи земельного участка от 30.12.2014; договор аренды земельного участка от 01.10.2014 N 320-4810-ар/14; акт приема-передачи земельного участка от 01.10.2014; справка общества от 16.07.2015 N 01-04/3863 о подтверждении финансирования строительства за счет инвестора.
Государственный регистратор, в целях правоведения правовой экспертизы представленных документов, в рамках межведомственного взаимодействия 30.07.2015 направил в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Нягани запрос о предоставлении информации о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта, а также предоставлении информации о том, является ли вышеуказанный объект объектом капитального строительства.
На основании пункта 1 статьи 19 Федерального Закона от 27.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), 30.07.2015 было принято решение о приостановлении регистрации (л.д.34-38). Основанием для приостановления послужило отсутствие документов, подтверждающих, что спорный объект является объектом капитального строительства, для реконструкции которого требуется получения разрешения на строительство и, следовательно, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Обществу предложено в срок до 31.08.2015 представить отсутствующие документы.
В период приостановления государственной регистрации 07.08.2015 от администрации г. Нягани поступил ответ, из которого следует, что спорный объект является объектом капитального строительства, однако разрешение на строительство, а равно и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Постановления от 11.07.2014 N 257-п "Об установлении перечня случаев, при
которых не требуется получения разрешения на строительство на территории Ханты -Мансийского автономного округа - Югры" не требуется.
28.08.2015 от ОАО "ЮТЭК-Региональные сети" в адрес регистрирующего органа поступило заявление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с необходимостью представления дополнительных документов, на основании чего, государственным регистратором заявителю выдано уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок до 27.11.2015.
В связи с непредставлением в указанный срок документов 30.11.2015 государственным регистратором на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ принято решение (сообщение) N 86-86/001-86/001/019/2015-409 об отказе в государственной регистрации.
Отказывая в государственной регистрации права, регистрирующий орган указал на нарушение заявителем требований абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, а именно, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим законом для государственной регистрации права, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявления.
Позиция регистрирующего орган сводится к тому, что спорный объект является объектом капитального строительства, в связи с чем, при обращении за регистрацией права собственности заявителю необходимо представить разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.04.2016 по делу N А75-1284/2016 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Управлением в суд апелляционной инстанции.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4), не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац 10).
Как было указано ранее, в данном случае Управлением было отказано в государственной регистрации права, на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, в виду того, что спорный объект является объектом капитального строительства, в связи с чем, при обращении за регистрацией права собственности заявителю необходимо представить разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию.
Однако, суд первой инстанции правильно установил, что отказывая в государственной регистрации права, регистрирующий орган не учел следующее.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Из положений пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1. строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2. строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3. строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4. капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5. иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 18 пункта 1 статьи 3 Закона Ханты-Мансийскогоавтономного округа - Югры от 18 апреля 2007 года N 39-оз "О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.07.2014 N 257-п установлен перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Как следует из пункта 2 абзаца 1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.07.2014 N 257-п "Об установлении перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, разрешение не требуется в случае строительства и (или) реконструкции территориальными сетевыми организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и включенными органами регулирования естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.02.2008 N 41-э, ОАО "ЮТЭК- Региональные сети" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-
энергетическом комплексе, в разделе 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под номером 86.1.70.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и
иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Судом первой инстанции было установлено, подтверждается материалами дела и Управлением не отрицается, что Обществом построены трансформаторная подстанция и линии электропередач - ЛЭП-10 кВ с ТП 10/0,4 кВ, из чего следует, что данные объекты являются объектами электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.
Аналогичный вывод содержался в ответе администрации г. Нягани от 17.08.2015 N 629.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Общества необходимости в получении разрешения на строительство и, как следствие, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом, является несостоятельной ссылка подателя жалобы на письмо Минстроя России от 29.02.2016 N 7064-ОГ/08 "О разъяснении Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собствнности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", поскольку на момент строительства спорного объекта действовало Постановление Правительства ХМАО-ЮГРЫ от 11.07.2014 N 257-п "Об установлении перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Кроме того, указанное письмо не является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному применению на территории Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда апелляционной инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Управление, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 12.04.2016 по делу N А75-1284/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1284/2016
Истец: ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети"
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре (Росреестр)