Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2016 г. N Ф10-4230/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А14-18113/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.,
при участии:
от Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть": Паневина А.В., по доверенности от 01.02.2016;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Сисевой Н.И., по доверенности от 21.06.2016;
от Администрации городского округа город Воронеж Управления муниципальных закупок: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Альтера": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2016 по делу N А14-18113/2015 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" (ОГРН 1023601577812, ИНН 3650000268) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908 ИНН 3664022568) о признании незаконными и отмене решения и предписаний от 30.10.2015 по делу N 570-18.1,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании решения Воронежского УФАС России от 30.10.2015 по делу N 570-18.1 незаконным, предписаний от 30.10.2015 об аннулировании запросов предложений на поставку КТП с реестровыми номерами: N 31502849771, 31502849801, 31502849837, 31502849871, 31502849889, 31502849961,31502850038 недействительными.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации городского округа город Воронеж Управления муниципальных закупок, ООО "Альтера".
Решением суда от 29.04.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в действиях заказчика имеется нарушение требований ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 2 ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в п.15 информационной карты запросов предложений на поставку КТП требования к участникам о предоставлении конкретного сертификата соответствия ГОСТу 14695-80, что может привести к ограничению количества возможных претендентов на заключение договора.
В отзыве на жалобу заявитель указывает, что формулирование требования не нарушает требования ст. 3 закона N 223-ФЗ, п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции и не может привести к ограничению количества возможных претендентов на заключение договора, так как запрос предложений дает потенциальным участникам достаточно времени для подготовки заявки.
В судебное заседание Администрация городского округа город Воронеж Управление муниципальных закупок и ООО "Альтера" не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, МУП "Воронежская горэлектросеть" является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Запросы предложений на поставку Комплектных трансформаторных подстанций (КТП) с реестровыми номерами: N 31502849771, N 31502849801, N 31502849837, N31502849871, N31502849889, N31502849961, N31502850038 размещены МУП "Воронежской горэлектросетью" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с п. 15 информационных карт запросов предложений, претенденту на участие в запросах предложений необходимо представить на поставляемый КТП сертификат соответствия ГОСТу 14695-80.
В Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО "Альтера" на действия заказчика - МУП "Воронежская горэлектросеть" при проведении запросов предложений на поставку КТП с реестровыми номерами: N 31502849771, N 31502849801, N31502849837, N 31502849871, N31502849889, N 31502849961, N 31502850038. По мнению Заявителя, заказчик в пункте 15 информационной карты запросов предложений установил требование к участнику запросов предложений о предоставлении конкретного сертификата, вследствие чего ограничил количество возможных претендентов на заключение договора.
Рассмотрев жалобу ООО "Альтера", комиссия Воронежского УФАС России 30.10.2015 по делу N 570-18. решила:
1. Признать жалобу ООО "Альтера" на действия заказчика - МУП "Воронежская горэлектросеть" при проведении запросов предложений на поставку КТП с реестровыми номерами: N 31502849771, N 31502849801, N31502849837, N31502849871, N 31502849889, N 31502849961, N31502850038 обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МУП "Воронежской горэлектросети" нарушение требований части 1 статьи 3 223-ФЗ, пункта 2 части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции выразившееся в установлении к в пункте 15 информационной карты запросов предложений на поставку КТП с реестровыми номерами: N 31502849771, N 31502849801, N 31502849837, N 31502849871, N 31502849889, N 31502849961, N31502850038 требования к участникам о предоставлении конкретного сертификата соответствия ГОСТу 14695-80, что может привести к ограничению количества возможных претендентов на заключение договора.
МУП "Воронежской горэлектросети" 30.10.2015 выданы предписания об аннулировании запросов предложений на поставку КТП с реестровыми номерами: N 31502849771, N 31502849801, N 31502849837, N 31502849871, N 31502849889, N 31502849961, N 31502850038.
Считая вынесенные решение и предписания незаконными, Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что требования заказчика о соответствии поставляемого товара (КТП) не нарушают требования Закона N 223-ФЗ, а напротив, способствуют достижению установленных в нем целей.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Из пункта 4 статьи 6 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ следует, что жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы.
В соответствии с пунктом 1 данного Порядка жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ, осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами в порядке, установленном статьей 18.1 Закона "О защите конкуренции".
Статьей 3 Закона N 223-ФЗ определены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 данного Закона установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ определено, что извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
В соответствии с пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Исходя из условий ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к документации о закупках, что следует также из содержания ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из материалов дела видно, что Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП "Воронежская горэлектросеть", определено право организатора и заказчика на установление в конкурсной или аукционной документации, квалификационных требований в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия претендента требованиям, предъявляемым законодательством, нормативными документами заявителя к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).
Пункт 15 информационной карты запросов предложений на поставку КТП с реестровыми номерами: N 31502849771, 31502849801, 31502849837, 31502849871, 31502849889, 31502849961, 31502850038 устанавливает требования к участникам о предоставлении конкретного сертификата соответствия ГОСТу 14695-80.
Данное требование является требованием к участникам закупки, предусмотренным п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которое характеризует, в частности, степень надежности претендента относительно возможности выполнения обязанности по поставке технологически сложного и дорогостоящего оборудования, а также возможность претендента обеспечить своевременную поставку соответствующего оборудования.
Антимонопольный орган в своем решении указал, что установление требования к участникам о предоставлении конкретного сертификата соответствия ГОСТу 14695-80 может привести к ограничению количества возможных претендентов на заключение договора.
Суд апелляционной инстанции полагает данную позицию неверной, поскольку ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон N 223-ФЗ не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования.
Закон N 223-ФЗ не содержит запретов на указание заказчиком в требованиях к товару определенных технических условий, которым должна соответствовать продукция.
В данном случае указание ГОСТа позволяет более точно определить технические требования к товару.
ГОСТ 14695-80. Подстанции трансформаторные комплектные мощностью от 25 до 2500 кВ-А на напряжение до 10 кВ. Общие технические условия (с Изменениями N 1-5) утверждён постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.10.1980 N 5230.
На основании п. 4 главы 7 "Регламентация закупочных процедур" "Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц", утвержденного ФАС России, документация о закупке должна содержать в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристика (потребительским свойствам) товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Соответственно, установление в Положении о закупках требования о предоставлении конкретного сертификата соответствия ГОСТу 14695-80 не нарушает требования Закона N 223-ФЗ, а напротив, способствует достижению установленных в нем целей.
По смыслу положений статей 1, 2 и 3 Закона N 223-ФЗ при организации закупок заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, в том числе критерия измеримости (пункт 4 части 1 статьи 3 названного Закона).
При этом принципиальное значение приобретают как равные условия для всех претендентов, исключающие признаки дискриминации и несправедливой конкурентной борьбы, так и эффективное использование заказчиками денежных средств и сокращение их издержек (с учетом показателей цены, качества и надежности). Баланс интересов заказчиков и участников закупок обусловлен именно этими категориями.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 28.12.2010 N11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу пункта 2 статьи 25 Закона N 184-ФЗ соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом сертификации.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности ст.ст. 2, 20, 23, 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановления Правительства от 01.12.2009 N 982, товар - поставка КТП должен иметь подтверждение соответствия.
В силу с части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Действия заказчика, установившего требования к техническим характеристикам товара (установление ссылки на конкретный ГОСТ), не противоречат положениям ч. 10 ст. 4 и ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, из содержания которых следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к предмету закупки.
Установление спорного требования в информационной карте способствует в данном случае удовлетворению потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности и наиболее эффективном использовании денежных средств при закупке товара высокого качества, направлено на реализацию мер по сокращению издержек заказчика, принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закон N 135-ФЗ определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, само по себе не может рассматриваться в силу п. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением положений, закрепленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, согласно Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ с 01.06.2016 заказчики в описании объекта закупки должны учитывать требования национальных стандартов, как при планировании, так и при подготовке извещений и документации. Данных закон распространяет свое действие как на заказчиков по Закону N 44-ФЗ, так и по Закону N 223-ФЗ. Таким образом, хоть эти нормы появились позднее спорных правоотношений, тем не менее законодатель установил требования, которые фактически и были соблюдены заявителем.
Пункт 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции предусматривает полномочие антимонопольного органа на выдачу организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписаний об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Вместе с тем, для вынесения предписания антимонопольный орган должен всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела и устанавливать не только наличие или отсутствие нарушений, но и при наличии нарушений - их существенность, наличие последствий, причинно-следственную связь между нарушениями и их последствиями. Вынесение немотивированного решения и предписания, без выяснения фактических обстоятельств организации и проведения торгов, нарушает интересы, в том числе, организатора торгов, добросовестного участника торгов, с которым в конечном итоге заключается контракт.
Из решения и предписания управления не усматривается мотивированное решение о необходимости аннулирования запроса предложений на поставку КТП.
При рассмотрении дела антимонопольный орган не устанавливал, были ли нарушены проведением конкурса права и законные интересы участников закупки, повлияли ли допущенные нарушения на ее результаты.
При названных обстоятельствах оспариваемое решение управления и выданные на основании данного решения предписания не соответствуют положениям Закона о закупках и Закона о защите конкуренции и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 30.10.2015 по делу N 570-18.1 как несоответствующие Федеральному закону от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2016 по делу N А14-18113/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18113/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2016 г. N Ф10-4230/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП "Воронежская горэлектросеть"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
Третье лицо: ООО "Альтера", Управление бюджетной политики и организации закупок для муниципальных нужд Администрации ГО г Воронеж, Управление муниципальных закупок администрации ГО г. Воронеж