Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2016 г. N Ф06-15430/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А55-840/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от индивидуального предпринимателя Шмелева В.В. - представителя Захаровой А.В. (доверенность от 01.03.2016),
от государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 - представителя Ручениной Е.Е. (доверенность от 22.06.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2016 года апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шмелева Виктора Викторовича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2016 года по делу N А55-840/2016 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шмелева Виктора Викторовича (ОГРН 311631919900038, ИНН 631903389917), г.Самара, к государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9, г.Самара,
о признании недействительным решения от 07 октября 2015 года N 2701,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шмелев Виктор Викторович (далее - ИП Шмелев В.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - ГУ-СРО ФСС РФ, Фонд, заинтересованное лицо) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 07 октября 2015 года N 2701.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ИП Шмелев В.В. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что он вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех сотрудников, с которыми он заключил трудовые договоры.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ-СРО ФСС РФ просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления предпринимателя.
Представитель ГУ-СРО ФСС РФ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, органом по контролю за уплатой страховых взносов ГУ - РО СРО ФСС РФ в лице филиала N 9 была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ИП Шмелевым В.В., по итогам которой составлен акт от 07 сентября 2015 года N 2701.
Проверка проведена на основании представленного заявителем расчета по форме 4-ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за полугодие 2015 года (далее - первичный расчет за полугодие 2015 года), в котором шифр плательщика страховых взносов (страхователя) ИП Шмелев В.В. был указан - 141/02/00.
Предпринимателем применены пониженные тарифы по страховым взносам, предусмотренные п.10 ст.58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), что видно из отраженного на стр. 1 расчета шифра 141 и таблицы 3 на стр. 4 расчета (суммы отраженные в разделе сумм выплат и иных вознаграждений, производимых аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению) (л.д.150, 153). При этом в проверяемом расчете иные льготы по уплате страховых взносов по иным основаниям, в частности, связанным с применением упрощенной системой налогообложения не заявлялись (л.д.154 стр. 007 расчета суммы - 0 руб.).
ИП Шмелеву В.В. через уполномоченного им представителя 23 июля 2015 года было вручено под подпись требование от 22 июля 2015 года о представлении документов, а именно: копии расчета РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2015 года (титульный лист с печатью, лист с кодом тарифа 11 (аптеки), раздел 6 на каждое льготируемое лицо), копий диплома о высшем или среднем фармацевтическом образовании каждого льготируемого физического лица, копии сертификата специалиста каждого льготируемого физического лица.
Согласно представленному штатному расписанию и расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за полугодие 2015 года, всего у ИП Шмелева В.В. 71 застрахованных лиц (стр. 001 расчета - численность работников), в том числе работающие фармацевтами, заведующими аптеками-провизорами, фасовщиками, помощниками фармацевта, уборщицами, провизорами-технологами и др.
ИП Шмелевым В.В. в проверенном Фонде первичном расчете за полугодие 2015 года, по итогам проверки которого и было вынесено оспариваемое решение, применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, которым производились выплаты в указанном периоде. Но по требованию Фонда заявитель не представил затребованные документы, подтверждающие заявленную льготу по уплате страховых взносов, - 6 дипломов о получении высшего и среднего фармацевтического образования и 6 копий сертификатов специалистов.
По итогам камеральной проверки Фондом принято решение N 2701 от 07 октября 2015 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением ИП Шмелев В.В. был привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в сумме 24020,61 руб., по статье 48 Федерального закона N 212-ФЗ за отказ в предоставлении документов в сумме 2400 руб., ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 120103 рубль 04 копейки.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Основанием для привлечения к ответственности (наложение штрафа, предусмотренного ч.1 ст.47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ) послужило установленное в ходе проверки нарушение порядка применения организацией пункта 10 части 1 и частей 3, 4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ применение пониженного тарифа при исчислении подлежащих уплате страховых взносов на выплаты работникам организации, которые не имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или не допущены к ее осуществлению в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для данных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании ч. 3.4 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение 2012 - 2018 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п.8, 10 - 12, 14 ч. 1 данной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд РФ 20,0%, в Фонд социального страхования РФ - 0,0%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,0%.
Из содержания пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции до внесения в нее изменений Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ следовало, что правом на применение пониженных тарифов обладали организации, которые являются аптечными организациями, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ, и уплачивают ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Иных критериев для применения пониженных тарифов в данной норме законодательства до 01 января 2015 года не содержалось. В частности, такого критерия, как наличие у работника высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, для применения пониженного тарифа в законодательстве до 01 января 2015 года не содержалось. В связи с этим практика разрешения аналогичных споров исходила из того, что для возникновения у организации права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, организация должна обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде ЕНВД, а индивидуальный предприниматель - иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
У ИП Шмелева В.В. имелась в проверяемом периоде полугодие 2015 года лицензия на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-46-02-000884 от 27 марта 2015 года и им применялся режим налогообложения в виде ЕНВД, что подтверждается уведомлением N 3657362 от 28 октября 2014 года.
Вместе с тем заявителем не учтено, что статьями 3 и 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" внесены изменения в пп.10 п.4 ст.33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ соответственно.
С 01 января 2015 года в соответствии с п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ, в частности, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.
В данном случае суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ речь идет о допущенных к осуществлению фармацевтической деятельности именно Федеральным законом N 323-ФЗ, на что прямо указано, а не Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", на который ссылается заявитель.
Законодатель, внеся изменения в п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ, намеренно ограничил круг лиц, в отношении которых могут быть применены пониженные тарифы с целью единообразного применения его положений.
Таким образом, с 01 января 2015 года пониженные тарифы применяются только к выплатам, производимым аптечными организациями, в пользу физических лиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению Федеральным законом N 323-ФЗ.
Из буквального толкования Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) следует, что определяет круг физических лиц, которые вправе заниматься фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, статья 100 Федерального закона N 323-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) до 01 января 2016 года: право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (п.2); лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста (п.3); лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п.4).
Согласно ч.5 ст.69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно приказом Минздравсоцразвития России от 19 марта 2012 года N 239н "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала".
Таким образом, физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению являются лица, имеющие высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста. Следовательно, выплаты прочим физическим лицам (уборщикам, водителям, фасовщикам и т.п.) с 01 января 2015 года облагаются взносами по общеустановленным тарифам.
Следует отметить, что положения новой редакции п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ применяются к правоотношениям по начислению и уплате страховых взносов, возникшим только с 01 января 2015 года.
Таким образом, законом прямо предусмотрено, что с 01 января 2015 года пониженный тариф может применяться индивидуальным предпринимателем (имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающим ЕНВД) в отношении выплат только тем работникам, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению. Выплаты, произведенные другим работникам (уборщики, фасовщики, дворники и пр.), подлежат обложению страховыми взносами по общеустановленным тарифам.
Исходя из изложенного, с 01 января 2015 года для подтверждения права на применение пониженного тарифа индивидуальному предпринимателю необходимо представить не только лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и доказательства применения ЕНВД, но и документы, свидетельствующие о наличии у работников, в отношении выплат которым применен пониженный тариф, права на занятие фармацевтической деятельностью или допуска к ее осуществлению.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ИП Шмелевым В.В. необоснованно были исчислены страховые взносы согласно первичному расчету с применением пониженных тарифов в отношении выплат всем работникам общества.
При таких обстоятельствах Фонд правомерно запросил у ИП Шмелева В.В. копии дипломов о высшем или среднем фармацевтическом образовании, а также сертификатов специалистов каждого льготируемого физического лица.
В соответствии с ч.1, 5 и 7 ст.37 Федерального закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.48 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно ст.48 Федерального закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных данным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ.
Как уже указано, требование Фонда о представлении копий дипломов о высшем или среднем фармацевтическом образовании и сертификатов специалиста каждого льготируемого физического лица ИП Шмелев В.В. не исполнил, о невозможности представления документов не уведомил. Поскольку указанные документы были необходимы для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, Фонд правомерно привлек предпринимателя к ответственности по ст.48 Федерального закона N 212-ФЗ.
Кроме того, учитывая, что предприниматель не подтвердил наличие у физических лиц, в отношении выплат которым он применил пониженный тариф, права на занятие фармацевтической деятельностью или допуска к ее осуществлению, Фонд начислил соответствующие страховые взносы и штраф по ч.1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Довод ИП Шмелева В.В. о том, что он вправе применять пониженный тариф в отношении всех выплат, произведенных физическим лицам, на основании пп."я.8" п.8 ч.1 и ч.1.4 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ, суд отклонил с учетом следующего.
Заявитель в процессе судебного разбирательства дополнил основания заявленного требования.
ИП Шмелев В.В. просит арбитражный суд признать недействительным решение Фонда N 2701 от 07 октября 2015 года, так как считает правомерным применение во 2 квартале 2015 года пониженных тарифов при уплате страховых взносов на основании, установленном пунктом 8 части 1 и частью 1.4. статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
В обоснование подтверждения своих доводов ИП Шмелев В.В. направил в Фонд и представил в суд уведомление N 2.14-9.1837 от 29 июля 2011 года из Федеральной службы государственной статистики, а также уточненный расчёт ФСС-4 за полугодие 2015 года с указанием шифра плательщика страховых взносов - 121, отразив соответствующие ч. 1.4. ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ показатели, в таблице 4.1 раздела 1 расчёта.
Заявитель ссылается на ч.2 ст.17 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
ИП Шмелев В.В. для подтверждения обстоятельств и доводов о незаконности оспариваемого решения Фонда, представил суду и заинтересованному лицу следующие дополнительные документы: информационное письмо ИФНС России по Промышленному району г.Самары N 607 от 19 июля 2011 года о применении заявителем УСН с 18 июля 2011 года; копия о постановке на учет заявителя по ЕНВД в налоговом органе N 115261069 от 05 апреля 2015 года, копию налоговой декларации ИП Шмелева В.В. по УСНО за 2015 год, с суммой дохода от экономической деятельности с применением УСНО - за полугодие 2015 года - 87 219 руб. - л.д.119; копию оборотно-сальдовой ведомости по счету 90.1 с суммой внереализационных доходов 291 400 583, 30 руб. и доходов от реализации - экономической деятельности по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами (медикаментами) с применением ЕНВД - 291400583,30 руб.; справку с расчётом доли доходов от розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами в общем объеме доходов, определенном в соответствии со ст.346.15 НК РФ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица сообщил суду, что по результатам камеральной проверки указанного заявителем уточненного расчета за 2015 год, Фондом решение не принималось в соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку в нем отсутствовали нарушения и он Фондом принят. В связи с этим Фонд возражал против принятия уточненного расчета в качестве доказательств оспаривания заявителем решения N 2701 от 07 октября 2015 года, вынесенного по результатам рассмотрения первичного расчета.
Таким образом, ссылку ИП Шмелева В.В. на тот факт, что согласно письму Министерства и социальной защиты РФ N 17-4/В-373 от 24 июля 2015 года аптечная организация, совмещающая два специальных режима налогообложения (УСН и ЕНВД) в отношении фармацевтической деятельности, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные частью.3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, по своему выбору: как по основаниям, установленным пунктом 8 части 1 и частью 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, при соблюдении критерия о доле доходов по основному виду экономической деятельности (в отношении выплат всем работникам), так и по основаниям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ (в отношении выплат работникам, которые в соответствии с положениями Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению), суд признал несостоятельной, поскольку проверка Фондом проводилась и оспариваемое решение вынесено по представленному обществом первичному расчету по форме 4-ФСС с указанием шифра плательщика страховых взносов -141 "организация на ЕНВД", именно по режиму, указанному самим плательщиком.
Приказом ФСС РФ от 26 февраля 2015 года N 59 утверждены новая форма 4-ФСС и Порядок ее заполнения.
Согласно приложению N 1 к Порядку заполнения формы расчета, утвержденной указанным приказом, шифр плательщика "141" в расчете относится к плательщики страховых взносов (страхователи), уплачивающих ЕНВД, - аптечным организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению. Шифр плательщика страховых взносов "121" относится к организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, основной вид экономической деятельности которых установлен пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
При этом согласно пунктам 10, 10.5 Порядка заполнения формы расчета (раздел заполнение таблицы 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов" формы расчета) при заполнении таблицы по строке 5 в соответствующих графах указывается сумма выплат и иных вознаграждений, производимых аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению, и уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяющими тариф, установленный частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ. Порядком заполнения формы расчета предусмотрено отдельно заполнение специальной таблицы 4.1 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов (страхователями), указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ" формы расчета организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, а также совмещающими применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения, а также индивидуальными предпринимателями, совмещающими применение патентной системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, которых поименован в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ и применяющими тариф страховых взносов к выплатам и вознаграждениям в пользу всех работников - физических лиц, установленный частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Как установлено судом, в первичном расчете за полугодие 2015 года шифр плательщика страховых взносов (страхователя) ИП Шмелева В.В. был указан - 141.
Предпринимателем применены пониженные тарифы по страховым взносам, предусмотренные п.10 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ, что видно из отраженного на стр. 1 расчета шифра 141 и таблицы 3 на стр. 4 расчета (л.д.150, 153). При этом в проверяемом расчете иные льготы по уплате страховых взносов по иным основаниям, в частности, связанным с применением упрощенной системой налогообложения, не заявлялись, таблица 4.1 содержит нулевые показатели (л.д.154 стр. 007 расчета суммы - 0 руб.).
Применение пониженных тарифов на страховые взносы представляет собой вид льготы по уплате страховых взносов. Применение льготы носит заявительный характер. Суд рассматривает с учетом ст. 201 АПК РФ законность и обоснованность оспариваемого решения на момент его вынесения соответствующим органом, наделенным публичными, контрольными полномочиями.
На момент вынесения оспариваемого решения заявителем льгота, предусмотренная частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ предпринимателем не заявлялась, уточенный расчет до вынесения решения по результатам камеральной проверки не представлялся, как и документы в подтверждение указанной льготы, поэтому не мог быть учтен фондом при принятии решения.
Уточненный расчет за 12 месяцев 2015 года, информационное письмо о смене шифра 141/02 на 121/01/00, дающего право на применение пониженного тарифа и информационное письмо ИФНС России по Промышленному району г.Самары о переходе ИП Шмелева В.В. на упрощенную систему налогообложения, были направлены Шмелевым В.В. в Фонд по почте 25 февраля 2016 года, уточненный расчет за 1, 2, 3 кварталы 2015 года, информационное письмо о смене шифра 141/02 на 121/01/00, дающего право на применение пониженного тарифа, были направлены Шмелевым В.В. в Фонд по почте 29 февраля 2016 года, представлен Фонду не в рамках срока проведения проверки по оспариваемому решению, а после подачи заявления о признании незаконным решения N 2701 от 07 октября 2015 года в суд и не являлся предметом рассмотрения Фондом.
При проведении проверки заявитель не воспользовался своим правом, предусмотренным п. 3 и 4 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ, а также не представил до вынесения решения соответствующие уточнения. Уточненный расчет, поданный уже после вынесения решения по результатам камеральной проверки, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения, уточненный расчет в таком случае является предметом самостоятельной камеральной проверки.
Исходя из положений ст.43 Федерального закона N 212-ФЗ, представление нового уточенного расчета после вынесения оспариваемого решения фонда и уже в ходе судебного разбирательства дела не является обстоятельством, исключающим вину предпринимателя в совершении вмененных правонарушений по неосторожности, и не является обстоятельством, исключающим ответственность страхователя.
В связи с вышеприведенными обстоятельствами суд первой инстанции оснований для признания решения N 2701 от 07 октября 2015 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным не усмотрел.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предприниматель вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех сотрудников, с которыми он заключил трудовые договоры, противоречат действующему законодательству, а именно: п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей с 01 января 2015 года.
Ссылки предпринимателя на представление в материалы дела полного пакета документов, которые подтверждают право предпринимателя на применение пониженных тарифов страховых взносов на основании п.8 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ, подлежат отклонению, поскольку на момент проведения проверки и принятия оспариваемого решения ГУ-СРО ФСС РФ у Фонда не имелось данных документов, в связи с чем Фонд не имел возможности их учесть. При этом в первоначально поданном расчете за полугодие 2015 года шифр плательщика страховых взносов (страхователя) ИП Шмелева В.В. был указан - 141, что указывает на применение предпринимателем ЕНВД и не предполагает применение пониженных тарифов в соответствии с п.8 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ, а льготы по уплате страховых взносов по иным основаниям, в частности, связанным с применением упрощенной системы налогообложения, предпринимателем не заявлялись. При этом предприниматель вправе обратиться в Фонд с уточненным расчетом, заявив льготу по своему усмотрению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 06 мая 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ИП Шмелеву В.В. из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 02 июня 2016 года N 209403 государственную пошлину в размере 150 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2016 года по делу N А55-840/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Шмелеву Виктору Викторовичу из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 02 июня 2016 года N 209403 государственную пошлину в размере 150 (Сто пятьдесят) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-840/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2016 г. N Ф06-15430/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Шмелев Виктор Викторович
Ответчик: ГУ Самарское региональное отделение ФСС РФ Филиал N9
Третье лицо: Государственное учреждение-Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15430/16
28.09.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14522/16
21.07.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8639/16
06.05.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-840/16