г. Красноярск |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А74-4225/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" июля 2016года.
Полный текст постановления изготовлен "20"июля 2016года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "24" мая 2016 года по делу N А74-4225/2016, принятое судьёй Федулкиной А.А.
установил:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска (далее - истец) (ИНН 1902019450, ОГРН 1051902031675) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - ответчик) (ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440) о признании незаконными решений N 19/203/001/2016-287, N 19/203/001/2016-288, N 19/203/001/2016-289 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на следующие объекты недвижимости:
- условный N : 19-19/003-19/203/001/2016-282, сети уличного освещения, адрес: Республика Хакасия, г. Саяногорск, ул. Ветеранов труда (слева и справа). Подключение от ТП 04-29-06;
- условный N : 19-19/003-19/203/001/2016-289, сети уличного освещения, адрес: Республика Хакасия, г. Саяногорск, от опоры N 36 по ул. Металлургов, вдоль ул. Успенского до ул. Индустриальная;
- условный N : 19-19/003-19/203/001/2016-283, сети уличного освещения, адрес: Республика Хакасия, г. Саяногорск, от опоры N 5-12 через дорогу, вдоль ул.30 лет КрасноярскГЭСстроя, от здания Заводской микрорайон, 19Б до Центральной остановки.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24.05.2016 по делу N А74-4225/2016 суд признал оспариваемые решения незаконными и в качестве меры восстановления нарушенного права по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал ответчика зарегистрировать право оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимости.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что Закон Республики Хакасии N 114-ЗРХ от 08.12.2014 "Об установлении на территории Республики Хакасия случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" (далее - Закон Республики Хакасии N 114-ЗРХ от 08.12.2014) противоречит федеральному законодательству.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 19.07.2016.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
03.04.2015 распоряжением Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска N 982 земельный участок площадью 420,0 кв.м. расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, от опоры N36 по ул. Металлургов, вдоль ул. Успенского до ул. Индустриальная, с кадастровым N19:03:030202:6171 предоставлен Комитету в безвозмездное пользование для строительства сетей уличного освещения.
03.04.2015 распоряжением Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска N 983 земельный участок площадью 9935,0 кв.м. расположенный по адресу: Республика Хакасия г.Саяногорск, ул. Ветеранов труда (слева и справа). Подключение от ТП 04-29-06, с кадастровым N 19:03:000000:286 предоставлен Комитету в безвозмездное пользование для строительства сетей уличного освещения.
03.04.2015 распоряжением Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска N 984 земельный участок площадью 1212,0 кв.м. расположенного по адресу: Республика Хакасия г.Саяногорск, от опоры N 5-12 через дорогу, вдоль ул.30 лет КрасноярскГЭСстроя, от здания Заводской микрорайон, 19Б до Центральной остановки, с кадастровым N 19:03:000000:285 предоставлен Комитету в безвозмездное пользование для строительства сетей уличного освещения.
01.06.2015 между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г.Саяногорска и обществом с ограниченной ответственностью "Электросервис" заключен контракт N 0180300005915000013-0119238-01 МЗ 11/15 на строительство сетей уличного освежения по ул. Ветеранов труда, части ул.30 лет КГЭС ( от дома N 19Б Заводского мкр, до центральной остановки), ул. Успенского в границах улиц Металлургов и Индустриальная.
14.01.2016 по актам приемки законченного строительством объекта N 1, N 2 и N 3 ООО "Электросервис" сдало Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска сети уличного освещения по ул.Ветеранов труда (справа и слева). Подключение от ТП 04-29-06; сети уличного освещения на части ул.30 лет КГЭС (от дома N19Б Заводского мкр., до центральной остановки); сети уличного освещения вдоль ул. Успенского в границах улиц Металлургов и Индустриальная.
04.02.2016 распоряжением Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска N 158 линейные объекты приняты в муниципальную собственность и закреплены на праве оперативного управления за Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска.
17.02.2016 заявитель обратился в управление Росреестра по Республике Хакасия с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления в порядке статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на следующие объекты недвижимости:
- условный N : 19-19/003-19/203/001/2016-282, сети уличного освещения, адрес: Республика Хакасия, г. Саяногорск, ул. Ветеранов труда (слева и справа). Подключение от ТП 04-29-06;
- условный N : 19-19/003-19/203/001/2016-289, сети уличного освещения, адрес: Республика Хакасия, г. Саяногорск, от опоры N 36 по ул. Металлургов, вдоль ул. Успенского до ул. Индустриальная;
- условный N : 19-19/003-19/203/001/2016-283, сети уличного освещения, адрес: Республика Хакасия, г. Саяногорск, от опоры N 5-12 через дорогу, вдоль ул.30 лет КрасноярскГЭСстроя, от здания Заводской микрорайон, 19Б до Центральной остановки.
К заявлениям были приложены: документы о предоставлении земельных участков, о принятии линейных объектов в муниципальную собственность, декларации об объекте недвижимого имущества.
Сообщениями от 04.04.2012016 N 19/203/001/2016-287, N 19/203/001/2016-288, N 19/203/001/2016-289 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права оперативного управления на указанные линейные объекты в связи с тем, что регистрация прав на сети уличного освещения не может быть произведена в упрощенном порядке, установленном статьей 25.3 Закона о регистрации; заявителем не представлено разрешение на ввод линейных объектов в эксплуатацию.
Считая незаконными решения управления Росреестра по Республике Хакасия об отказе в государственной регистрации права оперативного управления, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рамках настоящего дела заявлено требование о признании недействительными ненормативно - правовых актов регистрирующего органа.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, исходил из того, что обжалуемые решения Управления Росреестра по Республике Хакасия об отказе в государственной регистрации прав заявителя не соответствуют статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалование действий возможно в пределах трёхмесячного срока с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Поэтому соблюдение заявителем срока для обращения в арбитражный суд также входит в круг обстоятельств, устанавливаемых судом. В данном случае заявителем не пропущен срок для обращения в арбитражный суд, так как оспариваемые решения приняты 04.04.2016, а заявление подано в арбитражный суд 19.04.2016, о чем свидетельствует оттиск входящего штемпеля арбитражного суда на заявлении.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закон о регистрации права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Частью 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации установлен порядок проведения государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума от 29.04.2010 г. N 10/22), в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно статьям 17, 18 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) этих прав, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. При этом в статье 17 закона указано, что основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 25.3 установлены в данной статье.
Статьей 25.3 Закона о регистрации предусмотрены особенности регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества. Согласно указанной норме упрощенный порядок регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества применяется, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство. В этом случае для государственной регистрации права предоставляются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В пункте 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда разрешение на строительство не требуется. В частности, согласно пункту 3 части 17 указанной статьи в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется. В пункте 5 части 17 названной статьи предусмотрено, что получение разрешения на строительство не требуется также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности не установлено иное. Таким образом, установленный пунктом 17 статьи 51 Кодекса перечень не является исчерпывающим.
В статье 2 Закона Республики Хакасии N 114-ЗРХ от 08.12.2014 предусмотрено, что в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно разрешение на строительство не требуется.
Согласно техническому паспорту на линию электропередач по состоянию на 01.12.2015, сети уличного освещения расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, от опоры N 36 по ул. Металлургов, вдоль ул. Успенского до ул. Индустриальная имеют протяженность линии ВЛИ- 0,4 кВ - 188-м., в том числе протяженность линии ВЛИ-0,4 к.В-172, 11-м. подземной прокладки и 15,89-м воздушной прокладки. Линия наружного освещения проходит от опоры N 36 (сущ) до угла поворота опора 36-1, через опоры 36-2, 36-3, 36-4 до опоры 36-5.
Согласно техническому паспорту на линию электропередач по состоянию на 01.12.2015, сети уличного освещения расположенные по адресу: Республика Хакасия г. Саяногорск, ул. Ветеранов труда (слева и справа). Подключение от ТП 04-29-06 имеют протяженность линии ВЛИ- 0,4 кВ - 1575-м., в том числе протяженность линии ВЛИ-0,4кВ-146,53-м подземной прокладки и 1428,29-м воздушной прокладки.
Согласно техническому паспорту на линию электропередач по состоянию на 01.12.2015, сети уличного освещения расположенные по адресу: Республика Хакасия г. Саяногорск, от опоры N 5-12 через дорогу, вдоль ул.30 лет КрасноярскГЭСстроя, от здания Заводской микрорайон, 19Б до Центральной остановки 0,4 кВ литер Л имеют протяженность линии ВЛИ-0,4кВ-221-м воздушной прокладки.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что по своим характеристикам перечисленные выше объекты подпадают под действие Закона Республики Хакасии N 114-ЗРХ от 08.12.2014, следовательно, на вышеуказанные линейные объекты не требуется разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
Поскольку решения ответчика об отказе в государственной регистрации прав заявителя не соответствуют статье 20 Закона о регистрации, учитывая, что иных оснований для отказа в государственной регистрации права не имеется, суд первой инстанции правомерно признал их незаконными и в качестве меры восстановления нарушенного права по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал ответчика зарегистрировать право оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимости.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик указал, что Закон Республики Хакасии N 114-ЗРХ от 08.12.2014 противоречит федеральному законодательству.
Указанный довод не нашел своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Как уже было отмечено судом апелляционной инстанции в настоящем постановлении, пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в том числе относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса).
В целях реализации указанной нормы Земельного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В Перечень включены, в том числе линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно положениям пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса порядок и условия размещения объектов, включенных в Перечень, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Рядом субъектов Российской Федерации законодательными актами линии электропередачи с определенным напряжением отнесены к объектам, для строительства которых разрешение на строительство не требуется.
В частности, законом Республики Хакасия N 114-ЗРХ от 08.12.2014 предусмотрено, что в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно разрешение на строительство не требуется.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Закон Республики Хакасии N 114-ЗРХ от 08.12.2014 противоречит федеральному законодательству, являются несостоятельными.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "24" мая 2016 года по делу N А74-4225/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4225/2016
Истец: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И ТРАНСПОРТУ Г. САЯНОГОРСКА
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия