Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2016 г. N Ф06-14570/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А72-17998/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июля 2016 года в зале N 6 апелляционные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 мая 2016 года, принятое по делу NА72-17998/2015 (судья Рыбалко И.В.),
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" (ОГРН 1027301055759, ИНН 7322000400),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509, ИНН 7325095632),
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Новоникулинское" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области об урегулировании разногласий, связанных с заключением договора аренды земельного участка от 04.02.2013 N 267-20.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.05.2016 исковые требования удовлетворены частично.
Пункты 2.1, 3.4 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 267-20 от 04.02.2013 приняты в редакции истца.
Пункт 3.1 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 267-20 от 04.02.2013 изложен в следующей редакции:
"Размер арендной платы за Участок составляет: с 04.02.2013 - 997 044, 67 руб. в год, с 01.01.2015 - 392 143,09 руб. в год".
Приложение N 2 к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 267-20 от 04.02.2013, принято в следующей редакции:
"Расчёт величины арендной платы за пользование земельным участком (кадастровый номер 73:20:060101:576) с 04.02.2013:
Площадь земельного участка, кв.м |
Кадастровая стоимость земельного участка, руб. (КС) |
Процент от кадастровой стоимости (П%) |
Сумма годовой арендной платы, руб. (Ап) |
Сумма ежеквартальной арендной платы, руб. |
69 528 917 |
332 348 223,26 |
0,3 |
997 044,67 |
За 1-3 кв. - 249 261,17 За 4 кв. - 249 261,16 |
Сумма годовой арендной платы определяется следующей зависимостью:
Ап = КС х П% = 332 348 223,26 х 0,3% = 997 044,67 руб.
Величина годовой арендной платы земельного участка составляет 997 044,67 руб. (НДС не предусмотрен).
Величина годовой арендной платы земельного участка определена в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и кадастрового паспорта земельного участка от 09.01.2013 N 73-02/2013-769.
Расчёт величины арендной платы за пользование земельным участком (кадастровый номер 73:20:060101:576) с 01.01.2015:
Площадь земельного участка, кв.м. |
Кадастровая стоимость земельного участка, руб. (КС) |
Процент от кадастровой стоимости (П%) |
Сумма годовой арендной платы, руб. (Ап) |
Сумма ежеквартальной арендной платы, руб. |
69 528 917 |
130 714 363,96 |
0,3 |
392 143,09 |
За 1-3 кв.- 98 035,77 за 4 кв. - 98 035,78 |
Сумма годовой арендной платы определяется следующей зависимостью:
Ап = КС х П% = 1 30 714 363,96 х 0,3% = 392 143,09 руб.
Величина годовой арендной платы земельного участка составляет 392 143,09 руб. (НДС не предусмотрен).
Величина годовой арендной платы земельного участка определена в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 3 Федерального закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пункт 5.2 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 267-20 от 04.02.2013 исключен.
Не согласившись с принятым судебным актом, стороны обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы, заявители ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 73:20:060101:576, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 69 528 917 кв.м, адрес объекта: Ульяновская область, Цильнинский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2011 серии 73-АА N 302190 (л.д.56).
Указанный земельный участок был передан Федеральному государственному унитарному предприятию "Новоникулинское" (ранее - совхоз "Новоникулинский", опытно-производственное хозяйство "Новоникулинское") на праве постоянного бессрочного пользования на основании постановления Главы Администрации Цильнинского района Ульяновской области N 338 от 19.10.1993, что подтверждается свидетельством о праве бессрочного пользования от 10.06.1993 (л.д.93), государственным актом на право пользования землей А-I N 113153 (л.д.129-132).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Новоникулинское" с сопроводительным письмом N 70 от 24.12.2012 направило заявку в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 69 528 917 кв.м, кадастровый номер 73:20:060101:576, находящийся в федеральной собственности, на право аренды сроком на 49 лет (л.д.88-90).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области N 65-р от 04.02.2013 решено переоформить право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Новоникулинское" Россельхозакадемии земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, являющимся собственностью Российской Федерации, с кадастровым номером 73:20:060101:576, площадью 69 528 917 кв.м, расположенным по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства (номер в реестре федерального имущества П11730001279 от 20.12.2011) (далее - Участок), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к настоящему распоряжению, на право аренды на срок 4 года 11 месяцев (л.д.57-58).
04.02.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (Арендодатель) направило Федеральному государственному унитарному предприятию "Новоникулинское" (Арендатор) оферту договора аренды N 267-20 земельного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно которой Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок (номер в реестре федерального имущества П11730001279), находящийся в федеральной собственности, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 73:20:060101:576, площадью 69 528 917 кв.м, расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства (далее - Участок), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к настоящему договору (Приложение N 1) и являющемся его неотъемлемой частью.
Целью использования Участка является ведение сельскохозяйственного производства на Участке с учетом разрешенного использования Участка.
Земельный участок обременен охранными зонами электросетевого комплекса N 61 напряжением 10-0, 4 кВ ВЛ-10 кВ N 0 от п/ст 35/10 Никулино; электросетевого комплекса N 62 напряжением 10-0, 4 кВ ВЛ-10 кВ N 1 от п/ст 35/10 Никулино; электросетевого комплекса N 63 напряжением 10-0, 4 кВ ВЛ-10 кВ N 2 от п/ст 35/10 Никулино; электросетевого комплекса N 64 напряжением 10-0, 4 кВ ВЛ-10 кВ N 6 от п/ст 35/10 Никулино; газораспределительной сети вдоль трассы газопровода села Новое Никулино Цильнинского района Ульяновской области (п.1.1 договора) (л.д.15-17).
Указанный проект договора был подписан Федеральным государственным унитарным предприятием "Новоникулинское" с протоколом разногласий от 19.10.2015 (л.д.24).
27.10.2015 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области оформило протокол урегулирования разногласий к договору аренды N 267-20 от 04.02.2013, в котором настаивало на собственной редакции договора.
Данный протокол истцом не подписан. Тем самым, разногласия, связанные с заключением договора аренды N 267-20 от 04.02.2013 в добровольном порядке сторонами не урегулированы.
Поскольку ответчик отклонил редакцию договора истца, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Ответчик не возражал против передачи вопроса об урегулировании возникших разногласий при заключении договора аренды на рассмотрение арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Учитывая специфику отношений, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель урегулировал их Земельным кодексом Российской Федерации, правила которого являются специальными по отношению к общим положениям гражданского законодательства, регулирующим вопросы об аренде имущества.
Анализ механизма предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, позволяет сделать вывод о применении норм как публичного права, так и гражданского законодательства, что, в свою очередь, может свидетельствовать об отнесении ряда вопросов в сфере земельных правоотношений к комплексным законодательным актам.
Применительно к спорному случаю в рамках административной процедуры переоформления участка уполномоченный орган принял распоряжение N 65-р от 04.02.2013 о решении переоформить право постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемого земельного участка на право аренды.
Таким образом, вопросы об условиях аренды и разногласий по ним регулируются нормами гражданского законодательства, которое основано на свободе в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с требованиями пунктов 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации после принятия решения о предоставлении земельного участка в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно пункту 4 статьи 1 которого приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление Пленума N 11) содержится разъяснение о том, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона N 101-ФЗ договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу статей 209, 214, 125, 264, 608, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномоченным органом, осуществляющим права распоряжения федеральным недвижимым имуществом на территории Ульяновской области, является ТУ Росимущества в Ульяновской области. Воля собственника (в данном случае его представителя - ТУ Росимущества в Ульяновской области) направлена на передачу спорного имущества в аренду сроком с 04.02.2013 по 04.01.2017.
Истец считает, что с учетом специфики объекта аренды, договор должен быть заключен на срок - 49 лет.
Довод Управления о том, что срок аренды подлежит ограничению, судом первой инстанции правомерно отклонен по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2016 года.
Спорный земельный участок относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Истец обладает статусом сельскохозяйственного предприятия, на спорном земельном участке осуществляет хозяйственную деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции.
В силу п.8 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства (часть 11).
Согласно Выписке из протокола N 11 заседания Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 22.11.2012 (л.д.92), являющейся учредителем истца, Президиум согласился с предложением ФГУП "Новоникулинское" о переоформлении предприятием права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет и заключении договора с ТУ ФАУГИ в Ульяновской области на земельный участок в установленном законном порядке.
В силу п.12 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ (действующей на дату рассмотрения дела судом) при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Сведений о каких-либо ограничениях, препятствующих для заключения договора в редакции истца, материалы дела не содержат.
Установив изложенные обстоятельства, с учетом того, что ответчиком не представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих заключению договора на срок 49 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 2.1. договора следует принять в редакции арендатора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При урегулировании разногласий относительно пункта 3.1 договора аренды от 04.02.2013 N 267-20, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 2 Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены новые результаты кадастровой оценки, в частности, кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 73:20:060101:576 утверждена в размере 332 348 223,26 руб.
Постановление вступило в силу с 28.01.2012, результаты оценки были внесены в государственный кадастр недвижимости (см. кадастровый паспорт - л.д. 59).
Согласно решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра в Ульяновской области N 73/05/2015-117 от 03.08.2015 (л.д.21-22) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:20:060101:576 определена в размере рыночной - 130 714 363,96 руб.
Сведения о новой кадастровой стоимости внесены в Государственный кадастр недвижимости 11.08.2015 (л.д.82).
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии со ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что с начала действия договора аренды земельного участка N 267-20, то есть с 04.02.2013 до 31.12.2014 размер арендной платы следует определять исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П, равной 332 348 223,26 руб.; такой размер арендной платы составит 997 044, 67 руб. в год.
С 01.01.2015 размер арендной платы надлежит исчислять исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной решением Комиссии -130 714 363,96 руб. Такой размер арендной платы составит 392 143,09 руб. в год.
Таким образом, пункт 3.1 договора аренды от 04.02.2013 N 267-20 следует утвердить в следующей редакции: "Размер арендной платы за Участок составляет: с 04.02.2013 - 997 044, 67 руб. в год; с 01.01.2015 - 392 143,09 руб. в год.".
Соответственно, Приложение N 2 к договору аренды земельного участка N 267-20 от 04.02.2013 следует принять в указанной судом редакции.
Довод истца о необоснованном распространении судом действия договора аренды на отношения, возникшие до его заключения, а именно на то, что обязанность по уплате арендной платы в размере 997 044,67 руб. в год, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П и равной 332 348 223,26 руб. возникает с 04.02.2013 является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Из буквального толкования данной нормы права следует, что распространение отношений сторон на период, предшествующий дате заключения договора, является их правом, но не обязанностью.
В данном случае, суд не распространял действие договора на отношения, предшествующие заключению договора.
Договор аренды датирован 04.02.2013, подписан истцом с протоколом разногласий.
Сторонами в пункте 2.1. договора согласовано, что срок действия договора начинается с 04.02.2013, данный срок указан арендатором и в протоколе разногласий от 19.10.2015. Таким образом, разногласий относительно начала срока действия договора у сторон не имеется. У сторон имелось разногласие относительно конечного срока аренды, которое судом урегулировано.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок передан арендатору также 04.02.2013, что подтверждается актом приема-передачи земельного участка.
При этом судебная коллегия, руководствуясь подходом, изложенным в п. 14 постановления Пленума от 17.11.2011 N 73, считает необходимым отметить, что обязанность по внесению платы за пользование переданным имуществом возникает с момента, когда началось пользование, соответственно, оснований для возникновения обязанности по внесению арендной платы за фактическое пользование с иного момента, в том числе с момента государственной регистрации договора, не имеется.
При указанных обстоятельствах, обязанность по уплате арендной платы у истца наступает в соответствии с п. 2.1. договора с 04.02.2013. Исходя из указанной даты судом верно произведен расчет арендной платы.
Пункт 3.4 договора договору аренды земельного участка N 267-20 от 04.02.2013 правомерно утвержден в редакции истца, за исключением из него последнего предложения: "При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на первое января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости".
При этом довод ответчика о том, что результат определения новой кадастровой стоимости может быть использован для исчисления арендной платы с 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, обоснованно отклонен судом первой инстанции как не соответствующий нормам права и правоприменительной практике.
Также суд первой инстанции указал на необходимость исключить из текста договоров пункт 5.2.
Коллегия судей соглашается с правильностью данного вывода, при этом исходит из следующего.
Исходя из принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий, возникших при заключении публичного договора, не вправе включать в договор несогласованное сторонами условие, если содержание этого условия не предусмотрено законом или иным правовым актом.
Нормами действующего законодательства не предусмотрено обязательное включение условия об ответственности арендатора за ненадлежащее исполнение обязательства по внесению арендной платы в виде неустойки.
Включение в договор указанного условия предполагает необходимость установления между участниками гражданских правоотношений взаимоприемлемых и взаимовыгодных условий, не нарушающих права и имущественные интересы друг друга. Заключая договор и устанавливая необходимые условия, стороны должны придерживаться принципов разумности собственных действий и добросовестности исполнения принятых на себя обязательств. Наряду с этим апелляционным судом установлено, что направленные в адрес истца проект договора содержит лишь условие об ответственности арендатора, тогда как меры ответственности в отношении арендодателя не предусмотрены вообще.
Учитывая, что действующее законодательство, регулирующее арендные отношения, не предусматривает установление неустойки за ненадлежащее исполнение условий договора аренды, как возможной меры ответственности, а стороны не достигли согласия относительно условия о размере договорной неустойки, суд первой инстанции правомерно исключил из договора пункт 5.2.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы изучены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое заявителями решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 мая 2016 года, принятое по делу N А72-17998/2015, - оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-17998/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2016 г. N Ф06-14570/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "НОВОНИКУЛИНСКОЕ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области