Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2016 г. N Ф06-13284/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору водопользования
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А55-31924/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - представителей Гагаева С.К. (доверенность от 08.06.2016), Танаевой Л.В. (доверенность от 11.07.2016),
от отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - представителя Коцюбинской Г.С. (доверенность от 22.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2016 года апелляционную жалобу отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2016 года по делу N А55-31924/2015 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (ОГРН 1026300966559, ИНН 6315702029), г.Самара, к отделу водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, г.Самара,
о признании незаконным решения, выраженного в извещении от 30 ноября 2015 года N ДИ-12/3099,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МП г.о.Самара "ТТУ", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - отдел водных ресурсов, ответчик) о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, выраженного в извещении от 30 ноября 2015 года исх.N ДИ-12/3099; обязании отдела водных ресурсов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем рассмотрения заявления вх. 4937 от 17 ноября 2015 года и решение вопроса о возможности предоставления в пользование предприятия акватории водного объекта реки Волга Саратовского водохранилища, находящегося по адресу: Самарская область, г.Самара, Волжский район, площадью акватории 0,00489 кв.км, 1404 км от устья реки Волга, левый берег, для размещения причала и использования водного объекта в качестве судоходных путей с координатами: т.1 53°13'39.1832" с.ш., 50°04'08.6865" в.д.; т.2 53°13'38.7148" с.ш., 50°04'11.2040" в.д.; т.3 53°13'35.6255" с.ш., 50°04'09.6071" в.д.; т.4 53°13'36.0938" с.ш., 50°04'07.0896" в.д., в порядке и сроки, установленные "Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (далее - Правила N 165).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены, решение отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, выраженное в извещении от 30 ноября 2015 года исх.N ДИ-12/3099 признано незаконным. На отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МП г.о.Самара "ТТУ" путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные статьей 15 Водного кодекса Российской Федерации, Правилами N 165, заявления вх. 4937 от 17 ноября 2015 года о предоставлении в пользование предприятия акватории водного объекта реки Волга Саратовского водохранилища, находящегося по адресу: Самарская область, г.Самара, Волжский район, площадью акватории 0,00489 кв.км, 1404 км от устья реки Волга, левый берег, для размещения причала и использования водного объекта в качестве судоходных путей с координатами: т.1 53°13'39.1832" с.ш., 50°04'08.6865" в.д.; т.2 53°13'38.7148" с.ш., 50°04'11.2040" в.д.; т.3 53°13'35.6255" с.ш., 50°04'09.6071" в.д.; т.4 53°13'36.0938" с.ш., 50°04'07.0896" в.д.
В апелляционной жалобе отдел водных ресурсов просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению ответчика, договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона. Судом первой инстанции не учтено, что указанный заявителем случай использования акватории водного объекта предполагает необходимость заключения договора водопользования только по результатам аукциона.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17 июня 2016 года рассмотрение дела было отложено на 10 час 00 мин 18 июля 2016 года в связи с необходимостью представления МП г.о.Самара "ТТУ" отзыва на апелляционную жалобу.
Определением суда от 15 июля 2016 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Попову Е.Г., судьи Семушкина В.С. на судью Драгоценнову И.С. в связи с их нахождением в очередных ежегодных отпусках, после чего рассмотрение дела было начато заново.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предприятия.
Представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МП г.о. Самара "ТТУ" 27 мая 2005 года была получена лицензия для размещения причала и использования водного объекта в качестве судоходных путей со сроком действия до 01 июля 2015 года. Между отделом водных ресурсов и МП г.о.Самара "ТТУ" 26 августа 2005 года был заключен договор пользования водным объектом р.Волга (Саратовское водохранилище), находящимся по адресу: Самарская область, г.Самара, Волжский район 1404 км от устья реки Волга, левый берег с координатами: т.1 53°13'39.1832" с.ш., 50°04'08.6865" в.д; т.2 53°13(,)38.7148" с.ш., 50°04'11.2040" в.д.; т.3 53°13'35.6255" с.ш., 50°04'09.6071" в.д.; т.4 53°13'36.0938" с.ш., 50°04'07.0896" в.д. площадь акватории 0,00489 км.2. Данный договор был заключен 26 августа 2005 года не по результатам аукциона.
Срок действия договора и лицензии истек 01 июля 2015 года, в связи с чемдля заключения договора как с лицом, имеющим преимущественное право на заключение договора водопользования без объявления аукциона, предприятие обратилось в отдел водных ресурсов с заявлением в установленном законе порядке.
Указанный участок акватории необходим предприятию для использования водного объекта с целью размещения для отстоя маломерных судов в совместное водопользование с размещением на водном объекте понтонного сооружения Т образной формы переменной размерности (3,0-11,8 x 1,9-5,2), представляющее собой группу из 7 понтонов, отдельные понтоны (6 м х 2 м), (11,8 м х5,2 м) для отстоя катера и весельных лодок, поскольку на прилегающей к водной акватории территории расположена "база отдыха Родничок", которая находится на балансе предприятия. Земельный участок на основании договора N 86 от 06 марта 1996 года находится у предприятия на праве аренды до 2056 года.
К заявлению был приложен необходимый для заключения договора водопользования пакет документов и материалов. Однако уполномоченный орган, не приступая к процедуре заключения договора, направил в адрес заявителя извещение от 30 ноября 2015 года исх.N ДИ-12/3099 "О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предоставление права пользования водным объектом в соответствии с целями, заявленными обществом, осуществляется на основании договора водопользования.
Статьей 15 ВК РФ предусмотрено, что водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 ВК РФ, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.
Статьей 15 ВК РФ установлены специальные основания для заключения нового договора водопользования без проведения аукциона с лицами, надлежащим образом исполнявшими свои обязанности по заключенному с ними ранее договором водопользования.
Требования пункта 1 статьи 15 ВК РФ об уведомлении ответчика о желании заключить договор водопользования на новый срок заявителем соблюдены, следовательно, заявитель вправе заключить новый договор водопользования в преимущественном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 16 ВК РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, действуют в соответствии с административными регламентами (подпункт 1 пункта 1 статьи 6).
Порядок действий Федерального агентства водных ресурсов в данном случае определен Административным регламентом по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользования", утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 26 декабря 2008 года N 347 (далее - Административный регламент).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, а также форма примерного договора водопользования (далее - Правила N 165).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе и о проведении аукциона" (далее - постановление Правительства РФ N 230) утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
Правила N 165 устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 ВК РФ водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для: а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Действие Правил N 165 не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Согласно пункту 4 Правил N 165 физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление).
Административным регламентом и Правилами N 165 определено, что основанием для начала действия является поступление заявления о предоставлении водного объекта в пользование с прилагаемыми к заявлению документами.
Форма заявления, утвержденная приказом Минприроды Российской Федерации от 23 апреля 2008 года N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование", предполагает в качестве приложения документ о наличии права на земельный участок, прилегающий к испрашиваемой акватории (пункт 3.2.1.1 Административного регламента, пункты 4-6 Правил N 165).
В случае, если подано заявление о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта (не для забора воды или производства электрической энергии), после проверки документов на комплектность, на соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации, а также положительной оценки возможности использования водного объекта под заявленные цели, уполномоченный орган обеспечивает размещение на официальном сайте территориального органа Росводресурсов в сети Интернет или опубликование в официальном печатном издании сообщения о приеме документов от других претендентов, которые могут подать заявление в течение 30 дней с момента извещения или опубликования. Если заявлений от других претендентов нет, договор заключается с заявителем в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов (пункт 3.2.2 Административного регламента, пункты 22, 23 Правил N 165).
В случае, если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в нарушение установленных законодательством Российской Федерации правил заинтересованное лицо, не размещая сообщения о поступлении заявления на предоставление акватории в пользование и приеме документов от других претендентов, приняло решение о проведении аукциона. При этом указало в извещении о том, что информация о проведении аукциона будет размещена в сети Интернет. Указанные действия не последовали.
Тем самым нарушен установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право заявителя на заключение договора водопользования акваторией водного объекта без проведения аукциона.
В силу вышеназванных норм проведение аукциона предусмотрено только лишь после проведения мероприятий и действий в рамках правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании".
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель доказал правомерность и обоснованность заявленных требований, напротив, тогда как ответчик в нарушение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исполнило процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения, оформленного от 30 ноября 2015 года исх.N ДИ-12/3099, положениям закона, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В свою очередь, суд первой инстанции, учитывая характер спора и установленные при рассмотрении данного дела юридически значимые обстоятельства, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возложил обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные статьей 15 ВК РФ, Правилами N 165 заявления о предоставлении в пользование водного объекта на основании договора водопользования водным объектом: участка акватории реки Волга Саратовского водохранилища, находящегося по адресу: Самарская область, г.Самара, Волжский район, площадью акватории 0,00489 кв.км, 1404 км от устья реки Волга, левый берег, для размещения причала и использования водного объекта в качестве судоходных путей с координатами: т.1 53°13'39.1832" с.ш., 50°04'08.6865" в.д.; т.2 53°13'38.7148" с.ш., 50°04'11.2040" в.д.; т.3 53°13'35.6255" с.ш., 50°04'09.6071" в.д.; т.4 53°13'36.0938" с.ш., 50°04'07.0896" в.д.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции заявленные требования обоснованно удовлетворил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона, отклоняется, поскольку заявитель обладает преимущественным правом на заключение договора водопользования на новый срок перед другими лицами на основании чю1 ст.15 ВК РФ.
Ссылка ответчика на то, что указанный заявителем случай использования акватории водного объекта предполагает необходимость заключения договора водопользования только по результатам аукциона, несостоятельна.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ N 230, на который ссылается отдел водных ресурсов, право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Между тем в данном случае заявителем реализовано преимущественное право на заключение договора водопользования на основании ст.15 ВК РФ, в связи с чем п.1 постановления Правительства РФ N 230 применению не подлежит.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 18 апреля 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела водных ресурсов - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на отдел водных ресурсов, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2016 года по делу N А55-31924/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31924/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2016 г. N Ф06-13284/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное предприятие г. о. Самара "Трамвайно-треллейбусное управление"
Ответчик: Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ