город Ростов-на-Дону |
|
21 июля 2016 г. |
дело N А32-7827/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Людмила" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2016 по делу N А32-7827/2016, принятое в составе судьи Гонзуса И.П., по заявлению Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "Людмила" об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Людмила" (далее - ООО "Людмила", общество, ответчик) об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии КК 003388.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2016 заявленные требования удовлетворены, суд аннулировал лицензию от 25.06.2014 N КК 003388, выданную ООО "Людмила". Судебный акт мотивирован тем, что нахождение в обороте ООО "Людмила" алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками (далее - ФСМ), является основанием для аннулирования лицензии.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что установление факта нарушения не является само по себе основанием для аннулирования лицензии. Суду надлежало оценить существенность допущенного нарушения, а также обстоятельства его совершения. По мнению общества, привлечение его к административной ответственности в виде штрафа в значительном размере - 250 000 рублей, является достаточной превентивной мерой по недопущению совершения обществом в будущем аналогичных правонарушений. Общество считает, что судом не учтен тот факт, что алкогольная продукция приобреталась у постоянного контрагента при наличии всех необходимых товарно-сопроводительных документов. Проводившие исследование поддельных ФСМ специалисты пояснили, что определить визуально поддельность марок было практически невозможно без 4-х-10-кратной лупы. В ходе проверки посредством сведений, размещенных на сайте Росалкогольрегулирования, была установлена подлинность имеющихся на алкогольной продукции ФСМ.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02 марта 2015 года в обособленном подразделении общества по адресу: г. Краснодар, ул. Фадеева, 429/2, в ходе производства по делу об административном правонарушении N 08-19/34-01 должностными лицами управления произведен осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о чем составлен протокол осмотра от 02.03.2015 N 08-19/34-01 с приложением фотоматериалов (том 1, л.д. 11 - 16).
В результате осмотра административным органом установлено, что в указанном обособленном подразделении ООО "Людмила" на реализации находилась следующая алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками, имеющими визуальные признаки подделки сведений, нанесенных в зону нанесения переменной информации (серия и номера) и в зоне ирисного перехода (плавный переход отдельных оттенков цветов):
1) водка "Русский формат чистоты элитная", емкостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 28.08.2013, производитель ОАО "Шуйская водка" (адрес места нахождения: 155901, Россия, Ивановская область, г. Шуя, ул. Завокзальная, д. 17), в количестве 3 бутылок, маркированные ФСМ N N 101 620014306, 101 620014219, 101 620014200;
2) водка "Русский формат чистоты элитная", емкостью 0,25 л., крепостью 40%, дата розлива 22.10.2013, производитель ОАО "Шуйская водка" (адрес места нахождения: 155901, Россия, Ивановская область, г. Шуя, ул. Завокзальная, д. 17) в количестве 30 бутылок, маркированные ФСМ N N 103 277856863, 103 277856861, 103 277856916, 103 277858253; 103 277858241, 103 277858230, 103 277858118, 103 277858152, 103 277858151,103 277858131, 103 277858133, 103 277858162, 103 277858267, 103 277858193, 103 277856927, 103 277858117, 103 277858252, 103 277858183, 103 277850156, 103 277856841, 103 277858251, 103 277856864, 103 277856891, 103 277858250, 103 277858195, 103 277856792, 103 277856838, 103 277858178, 103 277858163, 103 277856922.
Сопроводительным письмом от 18 марта 2015 года N 09.2-7/1439 ФГУП "ГОЗНАК" в адрес Управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края направлено заключение о проведенном техническом исследовании семи ФСМ NN 277856863, 277856861, 277856916, 277858253, 620014306, 620014219, 620014200, по результатам которого установлена поддельность указанных ФСМ, которую возможно определить визуально путём сравнения с образцом ФСМ производства предприятий-филиалов ФГУП "Гознак" с помощью 4-х-10-кратной лупы (том 1, л.д. 24 - 25).
По факту выявленного нарушения 16 апреля 2015 года управлением в отношении ООО "Людмила" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Краснодара от 23 июля 2015 года ООО "Людмила" привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.
Полагая, что выявленные нарушения свидетельствуют о наличии оснований для аннулирования лицензии серии КК N 003388, выданной ООО "Людмила", департамент обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации; алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 названной статьи. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции. Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными названным законом марками, не допускается.
Федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) (пункт 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками (равно как и акцизными марками) выполняет следующие основные функции: удостоверение законности (легальности) производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации и осуществление контроля за уплатой налогов (акцизов и т.д.) с алкогольной продукции.
Учитывая, что федеральная специальная марка среди прочих сведений должна содержать подтверждение соответствия алкогольной продукции установленным требованиям качества и безопасности (подпункт 8 пункта 3.1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ), маркировка алкогольной продукции направлена на защиту здоровья потребителей такой продукции и обеспечение ее безопасности.
На основании пункта 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона N 171-ФЗ, либо с маркировкой поддельными марками.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
На основании пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона либо с поддельными марками.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
Материалами дела, в том числе, протоколом осмотра от 02.03.2015 N 08-19/34-01 с приложением фотоматериалов, заключением о проведенном техническом исследовании ФГУП "ГОЗНАК", вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Краснодара от 23 июля 2015 года, подтверждается, что на реализации у общества в обособленном подразделении общества по адресу: г. Краснодар, ул. Фадеева, 429/2, находилась алкогольная продукция: водка "Русский формат чистоты элитная", емкостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 28.08.2013, производитель ОАО "Шуйская водка", в количестве 3 бутылок, маркированных поддельными ФСМ NN 101 620014306, 101 620014219, 101 620014200, а также водка "Русский формат чистоты элитная", емкостью 0,25 л., крепостью 40%, дата розлива 22.10.2013, производитель ОАО "Шуйская водка", в количестве 4 бутылок, маркированных поддельными ФСМ NN 277856863, 277856861, 277856916, 277858253.
Учитывая изложенное, суд установил, что обществом допущено нарушение правил оборота алкогольной продукции, создающее существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в том числе, правам и законным интересам граждан, экономическим интересам Российской Федерации, а также нарушение требований безопасности указанной продукции.
Таким образом, нахождение в обороте ООО "Людмила" алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками, является основанием для аннулирования лицензии серии КК N 003388.
Доводы общества направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, не соответствуют обстоятельствам совершения правонарушения, фактически заключаются с несогласием с выводами суда первой инстанции и не опровергают их, в связи с чем не принимаются судом апелляционной инстанции.
Довод о том, что проводившие исследование поддельных ФСМ специалисты пояснили, что определить визуально поддельность марок было практически невозможно без 4-х-10-кратной лупы, не соответствуют заключению о проведенном техническом исследовании ФГУП "ГОЗНАК", согласно которому поддельность ФСМ возможно определить визуально путём сравнения с образцом ФСМ производства предприятий-филиалов ФГУП "Гознак" с помощью 4-х-10-кратной лупы. Невозможность проведения такого сравнительного визуального исследования обществом при приёме алкогольной продукции и перед выставлением её на продажу, не доказана.
Кроме того, суд учитывает, что срок действия аннулированной судом лицензии истёк 02.07.2016.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2016 по делу N А32-7827/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7827/2016
Истец: Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя КК, департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
Ответчик: ООО "Людмила", ООО ЛЮДМИЛА ЛИТВИНЕНКО А. Д., ООО ЛЮДМИЛА ЛИТВИНЕНКО А.Д.
Третье лицо: ООО "Людмила"