г. Воронеж |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А64-1457/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Колянчиковой Л.А., |
судей |
Кораблевой Г.Н., |
|
Сурненкова А.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зеленской Ю.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": Рублева Р.С., представитель по доверенности N 130-06/20 от 01.03.2016;
от публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2016 года по делу N А64-1457/2016 (судья Тишин А.А.), по исковому заявлению публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" г. Тамбов, (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210) к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", г. Москва, в лице филиала ПАО "МРСК Центра - "Тамбовэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о взыскании задолженности по оплате электрической энергии в размере 1 581 776 руб. 72 коп.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее по тексту истец, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра - "Тамбовэнерго" (далее по тексту ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго") о взыскании задолженности по оплате электрической энергии в размере 1 581 776 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2016 по делу N А64-1457/2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы считает, что выставление истцом корректировочных счетов-фактур в адрес ответчика является незаконным. Кроме того, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" лишило ПАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" права выбора ценовой категории.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 13.07.2016 года ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" явку полномочного представителя не обеспечило, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. От ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" через электронный сервис "Мой Арбитр" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Учитывая наличие в материалах дела доказательств о времени и месте судебного разбирательства указанного лица, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ. Представитель ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч.1 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Судом установлено, что 16.01.2013 между ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" и ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) N 6800/00143/13, по условиям которого ПАО "ТЭСК" обязалось осуществлять продажу ПАО "МРСК Центра" электрической энергии, а ПАО "МРСК Центра", в свою очередь, обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию в порядке и сроки, установленные договором (п. 1.1. договора).
В рамках указанного договора, ПАО "МРСК Центра" выступает в качестве потребителя, приобретающего электрическую энергию (мощность) для собственных (хозяйственных) нужд.
В данной связи, ПАО "МРСК Центра" по следующим точкам поставки, в отношении которых заключен договор: ЗТП N 650 "Тамбовэнерго" КЛ-6кв ф.11 ТТЭЦ, ТП N 466 КЛ-6кВ ф.28 ТТЭЦ, относится к категории потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии (филиал ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация").
Указанное обстоятельство подтверждается актом балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Расчет за электрическую энергию (мощность) по настоящему договору осуществляется ПАО "ТЭСК" на основании раздела 5 договора.
Изначально, в связи с выбором ПАО "МРСК Центра" при организации расчетов за услуги по передаче электрической энергии на 2013 г., 2014 г. одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, стороны в период с января 2013 года по сентябрь 2014 года осуществляли расчеты за поставленную по договору электрическую энергию (мощность) по первой ценовой категории.
Впоследствии применение одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ответчика стало невозможным в связи с изменениями в действующем законровдательстве и в отношении ответчика может быть использована стоимость услуг, определенная, исключительно, исходя из ставки на содержание сетей двухставочного тарифа.
В целях соблюдения требований действующего законодательства, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" произвело перерасчет стоимости электрической энергии, поставленной ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" по договору за период с января 2013 по сентябрь 2014, исходя из четвертой ценовой категории и письмом исх. N 130-06/547 от 11.03.2015 выставило в адрес ПАО "МРСК Центра" корректировочные счета-фактуры и корректировочные двусторонние акты на общую сумму 1 581 776,72 руб.
Указанное письмо получено ответчиком нарочно 12.03.2015, о чем свидетельствует штамп ПАО "МРСК Центра" с присвоенным входящим N ТБ/790.
В связи с произведенной корректировкой, по состоянию на дату получения ответчиком письма ПАО "ТЭСК" исх. N 130-06/547 от 11.03.2015, задолженность ПАО "МРСК Центра" перед ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" за электрическую энергию, поставленную по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) N 6800/00143/13 от 16.01.2013 за период с января 2013 года по сентябрь 2014 года составила 1 581 776,72 руб.
В письме ПАО "ТЭСК" исх. N 130-06/547 от 11.03.2015 истцом предложено ПАО "МРСК Центра" в срок до 17.03.2015 произвести оплату образовавшейся с учетом произведенной корректировки задолженности за электрическую энергию, поставленную по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) N 6800/00143/13 от 16.01.2013, за период с января 2013 по сентябрь 2014 года в размере 1 581 776,72 руб.
Указанное письмо, направленное ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в адрес ответчика, в том числе свидетельствует о соблюдении ПАО Тамбовская энергосбытовая компания" претензионного/досудебного порядка урегулирования настоящего спора.
До настоящего времени сумма задолженности в размере 1 581 776,72 руб. ПАО "МРСК Центра" не оплачена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ).
В рассматриваемом случае обязательства сторон установлены договором купли-продажи электрической энергии (мощности) N 6800/00143/13 от 16.01.2013.
В рамках указанного договора, ПАО "МРСК Центра" выступает в качестве потребителя, приобретающего электрическую энергию (мощность) для собственных (хозяйственных) нужд.
В силу ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров. Выполнение работ или оказание услуг, такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Основной особенностью публичного договора является необходимость его заключения коммерческой организацией в обязательном порядке (статья 445 ГК РФ).
Заключенный между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" и ПАО "МРСК Центра" договор по своей правовой природе является договором энергоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из норм, установленных статьей 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, цена и иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
По п.п. 4, 5 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Кроме того, в соответствии с абзацем 13 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора.
В указанной ситуации 04.05.2012 Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора энергоснабжения.
Расчет за электрическую энергию (мощность) по настоящему договору, согласно разделу 5 договора, осуществляется ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" исходя из следующего.
В соответствии с п. 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (именуемые далее Основные положения), стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения должна включать в себя стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Согласно требованиям законодательства и условиям заключенного договора нерегулируемая цена представляет собой сумму нерегулируемых и регулируемых составляющих, определенных нормативными актами. Одной из регулируемых составляющих является ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии за содержание электрических сетей, утверждаемая регулируемым органом.
В силу п.4 ст. 23.1. Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию и их применение не зависит от воли сторон.
Судом установлено, что ПАО "МРСК Центра" по следующим точкам поставки, в отношении которых заключен Договор: ЗТП N 650 "Тамбовэнерго" КЛ-6кв ф.11 ТТЭЦ, ТП N 466 КЛ-6кВ ф.28 ТТЭЦ, относится к категории потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии (Филиал ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация"), что обстоятельство подтверждается актом балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно буквальному толкованию абз. 3 п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства N 861 от 27.12.2004 г., ПАО "МРСК Центра" обязано оплачивать услуги по передаче электрической энергии в строгом соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Таким документом являются Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания).
Пунктом 55 указанных Методических указаний предусмотрены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Пункт 55 Методических указаний императивно устанавливает, что вышеназванная категория потребителей оплачивает услуги по передаче электрической энергии только в части установленной ставки тарифа на содержание электрических сетей.
Аналогичная особенность оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, предусмотрена абз. 26 п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178).
В свою очередь, Приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 года N 251-э, от 20.12.2013 г. N 206-э единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области, в том числе для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии - ОАО "Квадра", установлены таким образом, что ставка на содержание электрических сетей выделена только в составе двухставочного тарифа.
В силу п.4 ст. 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, положений п.6 Правил недискриминационного доступа, п. 55 Методических указаний, абз.20 п.81 Основ ценообразования и Приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 года N 251-э, от 20.12.2013 N 260-э применение одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ответчика является невозможным и в отношении ответчика может быть использована стоимость услуг, определенная, исключительно, исходя из ставки на содержание сетей двухставочного тарифа.
Кроме того, законность и обоснованность правовой позиции ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" подтверждается разъяснениями уполномоченного органа - Управления по регулированию тарифов Тамбовской области - исполнительного органа государственной власти области в сфере ценообразования и государственного регулирования тарифов, содержащимися в письмах уполномоченного органа исх. N 02-17/1826 от 23.08.2012, N 0216/283 от 30.01.2013.
Так, согласно письму исх. N 02-17/1826 от 23.08.2012, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области разъяснило, что "действующим законодательством РФ не предусмотрено применение одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии при опосредованном присоединении потребителя к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии".
Необходимость применения в отношении Ответчика двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии также подтверждается разъяснениями ФСТ России, изложенными в письме N СП-6426/12 от 14.09.2009 "О порядке перехода потребителей услуг по передаче электрической энергии с двухставочных тарифов на одноставочные".
В соответствии с указанными разъяснениями, потребитель электрической энергии, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, при расчетах использует ставку двухставочного тарифа и соответственно не может перейти на оплату услуг по одноставочному тарифу.
Управление по регулированию тарифов по Тамбовской области и ФСТ России осуществляют государственный контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения регулируемых цен (тарифов) (п.3.1.20 Положения об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области, утв. Постановлением главы администрации Тамбовской области от 06.11.2012 N 110, п.5.3.10 Положения о Федеральной службе по тарифам, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332).
В соответствии с вышеизложенным, разъяснения, содержащиеся в письмах Управления по регулированию тарифов по Тамбовской области исх. N 02-17/1826 от 23.08.2012, N 0216/283 от 30.01.2013, письме ФСТ России исх. N СП-6426/12 от 14.09.2009 по вопросам, касающимся правильности применения регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, обязательны для применения ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" при организации расчетов со своими потребителями, в том числе с ПАО "МРСК Центра".
31.07.2014 постановлением Правительства РФ N 750, вступившим в законную силу с 05.08.2014, был конкретизирован пункт 81 Основ ценообразования.
Абзацем 24 п. 81 Основ ценообразования законодатель однозначно императивно закрепил необходимость осуществления расчетов за услуги по передаче электрической энергии с потребителями, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, исключительно по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
Необходимость применения в отношении ответчика в 2013, 2014 годах двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в силу требований п. 97 Основных положений, исключает возможность применения ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" при осуществлении расчетов с ПАО "МРСК Центра" за электрическую энергию (мощность) по Договору в указанный период первой либо третьей ценовой категории.
В пункте 97 указанных Основных положений законодателем был установлен порядок определения гарантирующим поставщиком ценовой категории для осуществления потребителем расчетов за электрическую энергию, подлежащий, в силу ст.426 ГК РФ, абз.13 ст.6 ФЗ от 26.03.2003 N 36-ФЗ, императивному применению по публичному договору энергоснабжения вне зависимости от воли сторон.
По п. 97 Основных положений, право потребителя на самостоятельный выбор ценовой категории поставлено законодателем в прямую зависимость от четко установленных в указанном пункте условий. В частности, применение третьей ценовой категории, согласно абз.3 п.97 Основных положений, возможно исключительно при условии выбора потребителем одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В силу п.4 ст. 23.1. Федерального закона N 35-ФЗ, положений п.6 Правил недискриминационного доступа, п. 55 Методических указаний, абз.25 п. 81 Основ ценообразования и Приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 года N 251-э, от 20.12.2013 N260-э, применение одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ПАО "МРСК Центра" в 2013, в 2014 является невозможным и в отношении ответчика может быть использована стоимость услуг по передаче электрической энергии, определенная исключительно исходя из ставки на содержание сетей двухставочного тарифа. Поскольку пункт 97 Основных положений, имеет императивный характер для сторон по публичному договору, то применение первой либо третьей ценовой категории для осуществления расчетов с ответчиком по договору за электрическую энергию (мощность) в спорный период невозможно. В данной ситуации, для двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии законодателем предусмотрен расчет лишь по четвертой и шестой (при наличии почасового плана) ценовым категориям.
В связи с отсутствием у ответчика почасового планирования объемов потребления электрической энергии, в отношении ПАО "МРСК Центра", в силу прямого указания закона, может быть применена лишь четвертая ценовая категория.
При этом применение ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в силу прямого указания закона (пункт 97 Основных положений) при расчетах с ответчиком по настоящему договору в спорный период (с января 2013 по сентябрь 2014) четвертой ценовой категории, согласно п.п. 4, 5 ст.426 ГК РФ, ст.6 ФЗ от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ, не требует согласия сторон публичного договора, не зависит от воли сторон и подлежит применению независимо от внесения изменений в договор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 750, вступившим в законную силу с 05.08.2014, также конкретизирован пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков.
Абзацем 20 п. 97 Основных положений императивно закреплено, что опосредованно присоединенные потребители выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. В случае отсутствия уведомления потребителя о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.
Законность и обоснованность правовой позиции ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" относительно необходимости применения гарантирующим поставщиком при организации расчетов с потребителями, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, четвертой ценовой категории исходя из двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, подтверждается разъяснениями уполномоченных органов - Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, Федеральной службы по тарифам РФ, и арбитражной практикой, сложившейся в Центральном округе как при разрешении разногласий между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2015 N 310-ЭС14-8432, дело N А64-6895/2013 от 14.11.2014, дело N А64-3045/2014 от 08.12.2014.), так и в рамках взыскания стоимости электрической энергии (мощности) непосредственно гарантирующим поставщиком с указанной категории потребителей: постановлением ФАС Центрального округа от 26.12.2013 по делу N А64-1309/2013, постановлением ФАС Центрального округа от 19.02.2014 по делу N А64-2323/2013, постановлением ФАС Центрального округа от 04.02.2015 по делу N А64-7094/2013.
Таким образом, правомерность и необходимость применения при расчетах за электрическую энергию в отношении точек поставки ПАО "МРСК Центра" четвертой ценовой категории, исходя из двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не подлежит дополнительному доказыванию.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен, считает, что отнесение ПАО "МРСК Центра" к категории потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии (ОАО "Квадра") незаконно.
Ответчик фактически оспаривает действия ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" по применению при организации расчетов по договору купли - продажи электрической энергии в спорный период (с января 2013 по сентябрь 2014) четвертой ценовой категории, включающей в себя оплату услуг по передаче электрической энергии, исходя из ставки на содержание сетей двухставочного варианта тарифа.
Указанный довод ответчика судом первой инстанции обоснованно отклонен.
В материалах дела имеется документальное подтверждение того, что основанием для корректировки выставленных счетов-фактур явилось приведение расчетов с ответчиком как потребителем, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, по договору купли - продажи электрической энергии в спорный период (с января 2013 по сентябрь 2014) в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а именно: п.4 ст. 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства N 861 от 27.12.2004 г., п. 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, абз.20 п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, и Приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 года N 251-э, от 20.12.2013 N 260-э, п. 97 Основных положений.
В силу действующего законодательства РФ применение в 2013, 2014 одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, являем невозможным, поскольку указанная категория потребителей не обладает правом применения дл расчетов одноставочного варианта тарифа, и в отношении данной категорий потребителе может быть использована стоимость услуг, определенная исключительно исходя из ставки содержание сетей двухставочного тарифа.
В настоящее время имеется однозначная правовая позиция Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суд Российской Федерации относительно толкования и применения вышеуказанных нор материального права (Определение от 08.05.2015 года N 310-ЭС14-8432 по арбитражному делу NА14-9373/2013).
В рамках указанного арбитражного дела исследовался вопрос по порядку оплаты потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрически сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, стоимости услуг по передаче электрической энергии в 2013 при условии выбора последними на указанный период одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации разъяснила, что "из указанных правовых норм следует, что возможность выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии предопределятся условиями технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя. Потребители на генераторном напряжении должны оплачивать эти услуги по ставке на содержание сетей, которая устанавливается исключительно в двухставочном тарифе.
Полномочиями по утверждению тарифа наделены органы исполнительной власти субъекте Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Субъекты электроэнергетики обязаны применять тарифы в соответствии с решениями регулирующих органов и не вправе самостоятельно их изменять.
Доводы ответчика о том, что обязательства гарантирующего поставщика перед сетевой компанией обусловлены выбором его потребителей, несостоятельные, так как выбор потребителей ограничивается нормативными предписаниями, обязательными к применению в отношениях между всеми субъектами электроэнергетики".
30.09.2015 Верховным Судом РФ вынесено Определение N 396-ПЭК15 при рассмотрении надзорной жалобы на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.05.15 N 310-ЭС14-8432 по делу NА14-9373/2013.
В указанном судебном акте Верховный Суд РФ однозначно изложил свою правовую позицию относительно порядка организации расчетов за услуги по передаче электрической энергии в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, ("потребителей на Генераторном напряжении"), в отсутствие специального тарифа.
Верховный Суд РФ разъяснил, что "возможность выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии предопределятся условиями технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя. Потребители на генераторном напряжении должны оплачивать эти услуги по ставке на содержание сетей, которая устанавливается исключительно в двухставочном тарифе".
Таким образом, учитывая, что произведенная корректировка основана на необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ и не выходит за рамки заключенного между сторонами договора купли - продажи электрической энергии N 6800/00143/13 от 16.01.2013 суд области обоснованно посчитал исковые требования законными.
В представленном отзыве ответчик полагает, что постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 не допускает изменение уже выбранного на текущий период регулирования варианта расчета за услуги по передаче электрической энергии, в частности, свой довод ПАО "МРСК Центра" обосновывает абзацем 16 п. 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Однако, данный довод ПАО "МРСК Центра" судом не учитывается, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам настоящего арбитражного дела и основан на неверном толковании и применении положений абзаца 16 п. 97 Основных положений, не подлежащего применению в настоящей ситуации.
Согласно абзацу 16 п. 97 Основных положений не допускается изменение уже выбранного на текущий период регулирования варианта расчета за услуги по передаче электрической энергии.
В силу п.4 ст. 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию и, как следствие, порядок их применение регламентируется законом и не зависит от воли и усмотрения сторон.
Порядок и условия выбора потребителем варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии регламентируется п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178).
Кроме того, учитывая, что ответчик, согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон, относится к категории потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, согласно требованиям абз. 3 п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства N 861 от 27.12.2004, ПАО "МРСК Центра" обязано оплачивать услуги по передаче электрической энергии в строгом соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Данным документом являются Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2.
Таким образом, ответчик, относящийся в спорный период к категории потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии (филиал ОАО "ТГК-4" - Тамбовская региональная генерация") при выборе варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии на текущий период регулирования варианта (в настоящей ситуации на 2013, на 2014) должно было руководствоваться требованиями п. 81 Основ ценообразования и п. 55 Методических указаний.
В этой связи, в силу п.4 ст. 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, положений п. 6 Правил недискриминационного доступа, п. 55 Методических указаний, абз.20 п.81 Основ ценообразования и Приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 года N 251-э, от 20.12.2013 N 260-э, ответчик имел право выбрать на текущий период регулирования (а настоящей ситуации на 2013, на 2014) исключительно двухставочный вариант тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Следовательно, в силу вышеприведенных норм материального права, ПАО "МРСК Центра" изначально не имело законных оснований выбирать на 2013 и 2014, как текущие периоды регулирования, одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Соответственно, абз. 16 п. 97 Основных положений, на который ссылается ответчик в обоснование своих доводов, не подлежит применению к настоящему спору.
По аналогичным основаниям несостоятельны доводы ответчика относительно наличия у ПАО "МРСК Центра" права применять в спорном периоде (с января 2013 по сентябрь 2014) одноставочный вариант тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в силу прямого противоречия указанных доводов императивным требованиям п.4 ст. 23.1. Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ, положений п.6 Правил недискриминационного доступа, п. 55 Методических указаний, абз.20 п.81 Основ ценообразования и Приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 года N 251-э, от 20.12.2013 N 260-э, регламентирующих императивную обязанность потребителей, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии (к которым и относится ответчик), оплачивать услуги по передаче электрической энергии по ставке на содержание сетей двухставочного тарифа.
Довод ответчика, согласно которому установленный судами в рамках арбитражных дел N А64-3045/2014, N А64-6895/2013 порядок организации расчетов между ПАО "МРСК Центра" и ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в 2013, 2014 в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии (к которым относится и ПАО "МРСК Центра"), не должен отражаться на организации расчетов между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" и ПАО "МРСК Центра" в части определения стоимости поставленной электрической энергии, несостоятелен, поскольку противоречит установленным законодателем в ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ и Основных положениях правовым основаниям функционирования розничных рынков электрической энергии, механизму взаимодействия между субъектами розничного рынка и порядку формирования стоимости электрической энергии (мощности).
Как установлено материалами дела, 16.01.2013 между ПАО "МРСК Центра" и ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" был заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) N 6800/00143/13.
В рамках указанного договора ПАО "МРСК Центра" выступает в качестве потребителя, приобретающего электрическую энергию (мощность) для собственных (хозяйственных) нужд.
В соответствии с п. 28 Основных положений, по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик, помимо продажи электрической энергии (мощности), также принимает на себя обязательство самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Учитывая вид заключенного между ПАО "МРСК Центра" и ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) - договор энергоснабжения, расчеты за электрическую энергию (мощность) между сторонами, в соответствии с п. 78 Основных положений, должны осуществляться с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включается в себя в качестве одной из составляющих, в том числе, стоимость услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой по толкованию и применению указанных норм материального права, ответчик, как потребитель, энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединены к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, обязано оплатить стоимость электрической энергии (мощности) по Договору купли-продажи электрической энергии (мощности) N 6800/00143/13 от 16.01.2013 в спорный период (с января 2013 по сентябрь 2014) по четвертой ценовой категории, включающей в себя оплату услуг по передаче электрической энергии, исходя из ставки на содержание сетей двухставочного варианта тарифа.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Согласно статье 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору, суд находит их достаточными для разрешения спора по существу.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области. Оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального права и процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2016 года по делу N А64-1457/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1457/2016
Истец: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Ответчик: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ПАО "МРСК Центра") в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - Тамбовэнерго"