город Омск |
|
18 июля 2016 г. |
Дело N А46-2013/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Верёвкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Лепёхиной М.А.,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7205/2016) общества с ограниченной ответственностью "Сибирская строительно-сырьевая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 28 апреля 2016 года по делу N А46-2013/2016 (судья Аристова Е.В.), по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская строительно-сырьевая компания" (ИНН 5507211583, ОГРН 1095543016282) о взыскании 330 919 руб. 55 коп.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирская строительно-сырьевая компания"- представитель Павлова Е.В. (паспорт 5215 472816 от 19.08.2015, по доверенности от 20.08.2015 сроком действия 3 года);
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - представитель Кузнецова Е.Е. (паспорт 5215 528603 от 06.04.2016, по доверенности N НЮ-21/181 от 17.11.2015 сроком действия по 29.06.2018);
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская строительно-сырьевая компания" (далее - ООО Сибирская строительно-сырьевая компания", ответчик) о взыскании 330 919 руб. 55 коп., составивших сумму сбора за подачу и уборку вагонов за период с февраля по июнь 2015 года.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.04.2016 по делу N А46-2013/2016 исковые требования удовлетворены. С ООО Сибирская строительно-сырьевая компания" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 330 919 руб. 55 коп. задолженности; а также 9 618 руб. 40 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, ООО Сибирская строительно-сырьевая компания" в жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО Сибирская строительно-сырьевая компания" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "РЖД" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО Сибирская строительно-сырьевая компания" (владелец) заключен договор N 1/167 от 01.04.2013.
В соответствии с условиями данного договора осуществляется подача, расстановка на место выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, расположенного на продолжении пути N 7 станции Универсальная Западно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", локомотивом перевозчика (параграф 1 договора).
В силу параграфа 18 договора владелец уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов по договорному тарифу по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3, с учётом коэффициентов индексации и повышающих коэффициентов. Пересмотр группы подъездного пути производится по результатам работы за предыдущий календарный квартал. В случае превышения среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за указанный выше период перевозчик уведомляет владельца об изменении группы подъездного пути и таблицы Тарифного руководства N 3, при этом новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении.
Как указывает истец, письмом исх. N ОАФТОМ-03-01/95 от 21.08.2015 ОАО "РЖД" известило ответчика об изменении с 01.07.2014 редакции пункта "а" параграфа 18 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.04.2013 N 1/167 в части среднесуточного количества поданных и убранных вагонов (10,4 ваг./сут.), группы подъездного пути - 6.
24.08.2015 между сторонами настоящего спора подписано дополнительное соглашение N 11 к договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.04.2013 N 1/167, в соответствии с условиями которого изменяются показатели среднесуточного количества поданных и убранных вагонов (5,9 ваг./сут.), группы подъездного пути - 5.
Стороны предусмотрели, что дополнительное соглашение N 11 от 24.08.2015 к договору N 1/167 от 01.04.2013 вступает в силу с 01.04.2015 и действует по 30.06.2015 включительно.
Согласно произведённому истцом расчёту сумма задолженности за оказанные в период с февраля по июнь 2015 года услуги составила 330 919 руб. 55 коп.
Приведённые выше обстоятельства послужили основаниями предъявления настоящего иска в суд.
В данном случае спорным является вопрос о подлежащих применению к расчету задолженности показателей среднесуточного количества поданных и убранных вагонов и группы подъездного пути, рассмотрев который суд апелляционной инстанции установил следующее.
Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 8).
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
В соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 3 сбор за подачу и уборку гружёных и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:
- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге,
- по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге; за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путём по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).
Таким образом, Тарифное руководство N 3 позволяет сторонам договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, установить в договоре порядок оплаты в зависимости от фактически произведённых работ или плату, имеющую абонентский характер.
Применение пункта 2.7.1 Тарифного руководства N 3 разъяснено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в информационном письме от 20.10.2010 N 142, в соответствии с которым, установив в договоре условие об оплате работы локомотивов по подаче, уборке вагонов согласно среднесуточному числу поданных и убранных вагонов в истекшем периоде, стороны тем самым согласовали схему оплаты не каждого разового факта осуществления работы (выхода локомотива), а оплату за соответствующий период осуществления железной дорогой работ по подаче и уборке вагонов (абонентскую). Интересы владельца железнодорожных путей необщего пользования в случае уменьшения количества подаваемых и убираемых вагонов в текущем периоде могут быть учтены при заключении договора на очередной (последующий) период с иными условиями в соответствии с установленным порядком.
При этом, в силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 4 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 453 названного Кодекса предусмотрено, что при изменении договора обязательства сторон сохраняются в изменённом виде.
Как следует из параграфа 18 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.04.2013 N 1/167, пересмотр группы подъездного пути производится по результатам работы за предыдущий календарный квартал, в случае превышения среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за указанный выше период перевозчик уведомляет владельца об изменении группы подъездного пути и таблицы Тарифного руководства N 3, при этом новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении.
Соответственно, стороны названного договора согласовали, что ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за каждый календарный квартал и моет быть изменена на основании уведомления.
Материалами дела подтверждается, что письмом исх. N ОАФТОМ-03-01/95 от 21.08.2015 ОАО "РЖД" известило ответчика об изменении с 01.07.2014 редакции пункта "а" параграфа 18 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.04.2013 N 1/167 в части среднесуточного количества поданных и убранных вагонов (10,4 ваг./сут.), группы подъездного пути - 6.
Ссылка ответчика на его неполучение ввиду вручения неуполномоченному лицу, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание.
Данное уведомление получено 25.08.2015 сотрудником ООО Сибирская строительно-сырьевая компания" - Лакмановым Максимом Викторовичем.
В материалах дела имеется доверенность N 1 от 20.08.2015, выданная ООО Сибирская строительно-сырьевая компания" на имя Лакманова М.В., в которой отсутствует указание на наделение последнего полномочиями по получению корреспонденции от имени общества.
Между тем, указанное не свидетельствует о том, что действия указанного лица не могут быть расценены в порядке статьи 402 ГК РФ,
Так, в силу статьи 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
С учетом изложенного, поскольку письмом исх. от 21.08.2015 N ОАФТОМ-03-01/95 ОАО "РЖД" известило ответчика об изменении с 01.07.2014 редакции пункта "а" параграфа 18 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.04.2013 N 1/167 в части среднесуточного количества поданных и убранных вагонов (10,4 ваг./сут.), группы подъездного пути - 6, с учётом установления сторонами возможности изменения в одностороннем порядке указанных выше ставок, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о несогласии ответчика с определённым истцом количеством поданных и убранных вагонов за каждый календарный квартал, начиная с июля 2014 года, суд первой инстанции верно признал обоснованным представленный истцом расчёт задолженности за февраль, март 2015 года.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения N 11 от 24.08.2015 к договору N 1/167 от 01.04.2013 его условия применяются к правоотношениям сторон, возникшим с 01.04.2015.
В силу статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Таким образом, с 01.04.2015 стороны изменили показатели среднесуточного количества поданных и убранных вагонов (5,9 ваг./сут.), группы подъездного пути - 5. на основании дополнительного соглашения N 11 от 24.08.2015 к договору N 1/167 от 01.04.2013.
Следовательно, при расчете задолженности с апреля по июнь истец обосновано руководствовался названными показателями.
Поскольку ответчиком доказательств оплаты данной задолженности в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив исковые требования.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2016 по делу N А46-2013/2016 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ООО Сибирская строительно-сырьевая компания".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28 апреля 2016 года по делу N А46-2013/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Верёвкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2013/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "СИБИРСКАЯ СТРОИТЕЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ КОМПАНИЯ"