Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2016 г. N Ф09-9486/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А60-1896/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычёвой С.В.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет": Дерябин А.Н., доверенность от 29.02.2016, паспорт; Борисова Е.В., доверенность от 16.032015, паспорт;
от ответчика - Территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области: не явились;
от третьего лица - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: не явились;
от третьего лица - Департамента лесного хозяйства Свердловской области: не явились;
от заявителя - Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов": не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2016 года
по делу N А60-1896/2016,
принятое судьей Григорьевой С.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" (ОГРН 1056603705146, ИНН 6670095030)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области,
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельных участков площадью 165525 кв.м. и площадью 309139 кв.м, находящихся в г. Екатеринбурге, и возложении обязанности на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в двухнедельный срок с момента вступления судебного решения в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 21.03.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, границы земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114 не установлены. Из представленных заявителем документов не удается однозначно установить, что испрашиваемые в соответствии с представленными схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории земельные участки образуются из федерального земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.11.2005 N 66АБ898705, в постоянном (бессрочном) пользовании ООО "КомплектТехМаркет" находится земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0066.
По мнению заявителя жалобы, имеющиеся у заинтересованного лица документы, не позволяют сделать вывод о том, что испрашиваемые земельные участки принадлежат заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Также ответчик указывает на то, что судом не приняты во внимание доводы ТУ Росимущества о том, что ТУ Росимущества в Свердловской области не наделено полномочиями по предварительному согласованию предоставления в собственность земельных участков, и принятие решений об образовании земельных участков площадью превышающей 10 га, выходит за рамки компетенции ТУ Росимущества в Свердловской области.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, за ООО "КомплектТехМаркет" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, целевое назначение: для сельскохозяйственного использования, категория: земли поселений, площадь 2330000 кв.м, категория: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 35710000 кв.м, общая площадь земельного участка 38 040 000 кв.м по адресу: г. Екатеринбург, земельный участок расположен в южной части кадастрового района Екатеринбургский, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2005 серии 66 АБ N 898705
Согласно письму ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области от 22.10.2010 N 4817, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, является ранее учтенным, участок был расформирован на ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0000000:160 (земли сельхозназначения) и 66:41:0507068:8 (земли населенных пунктов). Из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:8 образован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:239, а оставшейся части земельного участка присвоен кадастровый номер 66:41:0507068:11. Из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:11 был образован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507068:21, а оставшейся части от земельного участка присвоен кадастровый номер 66:41:0507068:22.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 N 3793 утверждены схемы расположения семи земельных участков общей площадью 2 225 488 кв.м на кадастровом плане территории в Чкаловском районе города Екатеринбурга.
Заявитель обратился в Территориальное управление Росимущества в Свердловской области с заявлениями от 26.10.2015 N N 54, 55 о предварительном соглашении предоставления обществу в собственность за плату без проведения торгов земельных участков площадью 165 525 кв.м и 309139 кв.м соответственно, образованных путем деления земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, с приложением схем расположения земельных участков.
Письмом от 18.11.2015ню N АР-15826/07 обществу отказано в предварительном соглашении предоставления земельных участков в связи с тем, что из представленных заявителем схем не представляется возможным установить, что испрашиваемые земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114, а также из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кроме того, заинтересованное лицо указало, что не имеет полномочий для принятия решения по заявлениям общества в связи с отсутствием поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Полагая отказ ТУ Росимущества по Свердловской области от 18.11.2015 N АР-15826/07 несоответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для отказа заинтересованного лица в предварительном согласовании предоставления земельного участка применительно к нормам п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, при этом отмечено, что получение поручения на предварительное согласование предоставления земельного участка является внутриведомственным вопросом и не может быть возложено на заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, по своему желанию до 1 июля 2012 года.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 ЗК РФ и предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
При этом решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (п.17 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ).
Материалами дела подтверждается, что к заявлению ООО "КомплектТехМаркет" были приложены как документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, так и схема расположения земельного участка. В частности доказательством наличия у заявителя права на приобретение земельного участка без проведения торгов является свидетельство о государственной регистрации права от 10.11.2005 серии 66 АБ N 898705, согласно которому за заявителем зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, целевое назначение: для сельскохозяйственного использования, категория: земли поселений, площадь 2330000 кв.м, категория: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 35710000 кв.м, общая площадь земельного участка 38 040 000 кв.м по адресу: г. Екатеринбург, земельный участок расположен в южной части кадастрового района Екатеринбургский. При этом согласно письму ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области от 22.10.2010 N 4817 испрашиваемые земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066.
Согласно материалам лесоустройства и информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области квартал (11) урочища ОПХ "Свердловское", где расположены испрашиваемые земельные участки, исключен из состава земель лесного фонда на основании решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 66/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года".
В настоящее время участки, расположенные в данном квартале, относятся к землям населенных пунктов.
В силу положений п. 2 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
В отсутствие оснований полагать, что испрашиваемые участки не образуются из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114, находящегося в федеральной собственности, а также доказательств несоблюдения заявителем положений ст. 39.15 Земельного кодекса РФ касательно формы и содержания заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что отказ в предварительном согласовании предоставления обществу двух земельных участков не может быть признан законным.
Вопреки позиции апеллянта, материалы дела не опровергают тот, факт что испрашиваемые земельные участки принадлежат заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. Иного в нарушение требований ст. 65 АПК РФ заинтересованным лицом не приведено.
Доводы апеллянта о том, что ТУ Росимущества в Свердловской области не наделено полномочиями по предварительному согласованию предоставления в собственность земельных участков, и принятие решений об образовании земельных участков площадью превышающей 10 га, выходит за рамки компетенции ТУ Росимущества в Свердловской области, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии с п.2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган.
Согласно п. 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, п.п. 4, 4.1.1. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Территориальное управление Росимущества по Свердловской области является органом, через который Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свои полномочия на территории Свердловской области.
При названных обстоятельствах возложение на заинтересованное лицо обязанности по принятию решения о предварительном согласовании предоставления заявителю в собственность за плату земельных участков является обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2016 года по делу N А60-1896/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А.Полякова |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1896/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2016 г. N Ф09-9486/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "КОМПЛЕКТТЕХМАРКЕТ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в СО
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУГИСО, ООО "ШАБРОВСКИЙ КАРЬЕР", ФГБУ "РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ"
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9486/16
20.07.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6541/16
19.07.2016 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6541/16
21.03.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1896/16