г. Челябинск |
|
19 июля 2016 г. |
Дело N А76-4754/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.05.2016 по делу N А76-4754/2016 (судья Каюров С.Б.).
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Картель "Промснаб" - Уварова Ю.Г. (паспорт, доверенность от 01.09.2015);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - Киреева О.В. (паспорт, доверенность от 01.03.2016).
Закрытое акционерное общество "Картель "Промснаб" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Картель "Промснаб") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по Центральному району г.Челябинска) о признании недействительным решения N 20/116 от 16.11.2015 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4 981 619 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.05.2016 (резолютивная часть от 05.05.2016) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Центральному району г.Челябинска просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование своей позиции налоговый орган указывает на то, что, установив в рассматриваемой ситуации наличие признаков обособленного подразделения (стационарное рабочее место), инспекция обоснованно приняла решение о привлечении общества к ответственности за налоговое правонарушение по п.2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
До судебного заседания от ЗАО "Картель "Промснаб" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и возражения на неё.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не установлено.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках выездной налоговой проверки ЗАО "Картель "Промснаб" ИФНС России по Центральному району г. Челябинска установлен факт осуществления обществом предпринимательской деятельности через обособленное подразделение, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул.Шишкина, 87, без постановки на учёт данного обособленного подразделения.
Инспекцией составлен акт N 27/116 от 22.09.2015 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, на который обществом представлены письменные возражения исх. N 10/01 -779 от 26.10.2015.
По результатам рассмотрения данного акта, возражений на него и прочих материалов проверки инспекцией вынесено решение N 20/116 от 16.11.2015 о привлечении ЗАО "Картель "Промснаб" к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации (с учётом смягчающих ответственность обстоятельств) за ведение деятельности организацией без постановки на учёт в налоговом органе, в соответствии с которым заявителю предложено уплатить штраф в размере 4 981 619 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/000278 от 29.01.2016 решение ИФНС России по Центральному району г. Челябинска от 16.11.2015 N20/116 оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами налогового органа, ЗАО "Картель "Промснаб" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованиями о признании недействительным решения ИФНС России по Центральному району г. Челябинска от 16.11.2015 N 20/116.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, и дал им правильную оценку.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом.
Пунктом 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 83 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Согласно п. 4 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учёт в налоговых органах российской организации по месту нахождения её обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 названного Кодекса.
Понятие обособленного подразделения организации определено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения указанной организации.
Таким образом, положения ст. 23, 83, 84 Кодекса в редакции Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" в отличие от ранее действовавших норм, устанавливающих обязанность налогоплательщика подать заявление о постановке на учёт по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения, предусматривают лишь информирование налогового органа (в форме сообщения) об их создании.
Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений, предусмотренных, в том числе, п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (сообщения о создании обособленного подразделения), общество могло быть привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что ЗАО "Картель "Промснаб" зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учёте в ИФНС России по Центральному району г. Челябинска с 28.01.2002. Местом нахождения общества является юридический адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Пушкина, 15.
В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлен факт осуществления ЗАО "Картель "Промснаб" деятельности с 01.07.2007 по настоящее время по оптовой торговле лекарственными средствами, хранению лекарственных средств в помещениях по адресу: город Челябинск, улица Шишкина, 87, без постановки на учёт обособленного подразделения, что заявителем по существу не оспаривается.
Общая сумма дохода, полученного ЗАО "Картель "Промснаб" за период с 01.01.2014 по 30.06.2015 от деятельности по оптовой торговле лекарственными средствами, хранению лекарственных средств через обособленное подразделение, расположенное по адресу: город Челябинск, улица Шишкина, 87, в соответствии с налоговыми декларациями по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года составила 597 794 330 руб.
Факт осуществления ЗАО "Картель "Промснаб" деятельности по адресу: город Челябинск, улица Шишкина, 87, подтверждается проведенными Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки мероприятиями налогового контроля.
17.09.2015 обществом в ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска представлено сообщение от 17.09.2015 (регистрационный N 31163) о создании на территории Российской Федерации обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях по адресу: город Челябинск, улица Шишкина, 87.
На основании уведомления от 18.09.2015 N 211478552 ЗАО "Картель "Промснаб" 17.09.2015 поставлено на учёт по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: город Челябинск, улица Шишкина, 87 в ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска.
Один факт осуществления деятельности не по адресу государственной регистрации недостаточен для вывода о наличии в действиях плательщика вменяемого ему нарушения по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что по смыслу п.4 ст.83, п.2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по постановке на учёт в налоговых органах организации по месту нахождения её обособленных подразделений возложена на налоговые органы, то ведение организацией деятельности через обособленное подразделение, о создании которого организация в нарушение п.п.3 п.2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации не сообщила в налоговый орган, не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае организация может быть привлечена к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку неверная квалификация правонарушения влечёт недействительность решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а решение инспекции о привлечении заявителя к ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 4 981 619 руб. следует признать недействительным.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы заявителя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От уплаты государственной пошлины налоговый орган освобождён.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.05.2016 по делу N А76-4754/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4754/2016
Истец: ЗАО "Картель Промснаб"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска, Испекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска