г. Москва |
|
19 июля 2016 г. |
Дело N А40-6880/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кочешковой М.В., Румянцева П.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2016 по делу N А40-6880/2016 (72-54), принятое судьей Немовой О.Ю.,
по заявлению ГУП "МО Мособлгаз"
к ДГИ г.Москвы
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Астафьев В.Б. по дов. от 22.12.2015; |
от заинтересованного лица: |
Кулешов В.Ю. по дов. от 22.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2016, принятым по данному делу, признано незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы по неосуществлению дополнительного согласования предоставления земельного участка для строительства газопровода среднего давления протяженностью 160 пог.м. для газификации котельной для теплоснабжения малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: г. Москва, г. Троицк, ул. Заречная на земельном участке с кадастром номером 50:54:020112:32.
Департамент городского имущества города Москвы не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ГУП МО "Мособлгаз" и Обществом с ограниченной ответственностью "Интерьер-Дизайн-Проект" на основания Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее Правила подключения) заключен публичный Договор о подключении от 21.08.2014 года N 00/771-3856-14, в соответствии с которым ГУП МО "Мособлгаз" обязано подключить к сети газораспределения котельную для теплоснабжения малоэтажной жилой застройки, расположенную по адресу: г. Москва, г. Троицк, ул. Заречная, на земельном участке с кадастровым номером 50:54:020112:32. Для осуществления подключения котельной для теплоснабжения малоэтажной жилой застройки в рамках вышеуказанного Договора о подключении ГУП МО "Мособлгаз" обязано построить газопровод от сети газораспределения ГУП МО "Мособлгаз" до границ земельного участка, принадлежащего ООО "Интерьер-Дизайн-Проект".
С целью строительства газопровода ГУП МО "Мособлгаз" 13.11.2015 обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением N исх-6325 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью дальнейшего заключения договора аренды земельного участка на период строительства газопровода.
Департамент предварительно не согласовал ГУП МО "Мособлгаз" предоставление земельного участка.
В соответствии с пунктом 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительствам. Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, к полномочиям Департамента городского имущества города Москвы относится полномочие о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а пунктом 4.2.2 названного Положения предусмотрено полномочие Департамента по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения.
Согласно статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрен тридцатидневный срок на рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно пункту 7 статьи 37.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
По мнению заинтересованного лица, оформление земельно-правовых отношений для размещения указанного объекта не требуется. Такая позиция объясняется принятыми на совещании у Мэра Москвы в Правительстве Москвы 05.12.2015 решениями, в соответствии с которыми земельно-правовые отношения подлежат оформлению только в случае размещения газопроводов давлением свыше 0,6 МПа.
Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с принятыми на совещании решениями органами исполнительной власти города Москвы должны быть подготовлены следующие нормативные правовые акты:
- об отмене разрешения на строительство на отдельные виды линейных объектов (заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы Хуснуллину М.Ш., Бирюкову ПЛ.);
-о порядке выдачи разрешения на размещение объектов, не требующих получение разрешения на строительство (заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы Сергуниной Н.А., Хуснуллину М.Ш.).
Однако до настоящего времени Правительством г. Москвы соответствующим нормативным правовым актом не установлен порядок и условия размещения таких объектов на основании п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, до принятия Правительством Москвы соответствующего правового акта единственным правовым основанием оформления земельных участков на период строительства сетей газораспределения являются нормы Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании предоставления земельных участков (ст. 39.14, 39.15).
Кроме того, суд так же обращает внимание, что на вышеуказанном совещании Департаменту городского имущества города Москвы было поручено обеспечить согласование предоставления земельных участков (в течение 10 дней со дня обращения сетевой организации (после рассмотрения вопроса на ГЗК), заключение договоров аренды земельных участков или соглашений об установлении сервитута (в течение 14 дней со дня обращения сетевой организации).
Однако, на момент подачи настоящего заявления, Департаментом не принято решение о предварительном согласовании предоставления ГУП МО "Мособлгаз"земельного участка для строительства газопровода среднего давления протяженностью 160 п.м. для газификации котельной ООО "Интерьер-Дизайн-Проект" для теплоснабжения малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: г. Москва, г. Троицк, ул. Заречная, на земельном участке с кадастровым номером 50:54:020112:32.
Довод Департамента, о том, что не требуется оформление земельного участка для строительства газопроводов давлением до 1,2 МПа на основании статьи 39.36 Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" суд так же находит не состоятельным в связи со следующим.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, на момент подачи настоящего заявления в суд, Правительством г. Москвы соответствующим нормативно-правовым актом не установлен порядок и условия размещения таких объектов на основании п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ.
Статьей 90 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта. Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Ссылка Департамента на постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП в обосновании отсутствия требования по оформлению земельно-правовых отношений для размещения газопроводов с рабочим давлением менее 0,3 Мпа является несостоятельной, поскольку постановление Правительства Москвы N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства" распространяется на объекты не капитального строительства, тогда как газопроводы, газораспределительные сети являются линейными объектами капитального строительства. При проектировании и строительстве указанных объектов ГУП МО "Мособлгаз" руководствуется Градостроительным Кодексом РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Техническим регламентом "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 870, СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы" и СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб". Подробные доводы об отнесении газопроводов к объектам капитального строительства со ссылкой на нормативные правовые акты изложены в прилагаемом Заключении Первого заместителя Генерального директора - Главного инженера ГУП МО "Мособлгаз".
Довод апелляционной жалобы о том, что постановлением Правительства Москвы от 22.03.2016 N 108-ПП отменено разрешение на строительство газопроводов до 0,6 МПа не имеет правого значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку данный документ издан после обращения заявителя в суд.
Однако до настоящего времени Правительством г. Москвы соответствующим нормативным правовым актом не установлен порядок и условия размещения таких объектов на основании п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, до принятия Правительством Москвы соответствующего правового акта единственным правовым основанием оформления земельных участков на период строительства сетей газораспределения являются нормы Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании предоставления земельных участков (ст. 39.14, 39.15).
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2016 по делу N А40-6880/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6880/2016
Истец: ГУП "МО Мособлгаз", ГУП газавого хозяйства Московской области (ГУП МО "Мособлгаз")
Ответчик: ДГИ г. Москва, Департамент городского имущества г. Москвы