г. Вологда |
|
18 июля 2016 г. |
Дело N А66-1823/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от ответчика Дериной Ю.С. по доверенности от 12.01.2016 N 09-23-168, Заречнева Н.А. по доверенности от 12.01.2016 N 09-23-169, Сайко В.В. по доверенности от 12.01.2016 N 09-23-231,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритм 2000" на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 мая 2016 года по делу N А66-1823/2016 (судья Пугачев А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ритм 2000" (ОГРН 1026900580387, ИНН 6905063488; место нахождения: 170027, город Тверь, улица Бригадная, дом 1; далее - ООО "Ритм 2000", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (ОГРН 1086952003247, ИНН 6950076658; место нахождения: 170008, город Тверь, улица Озерная, дом 9; далее - управление, административный орган) о признании недействительным постановления от 18.02.2016 N 02-12/307, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 мая 2016 года по делу N А66-1823/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Ритм 2000" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что управление провело проверку с превышением своей компетенции.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной на основании приказа управления от 18.01.2016 N 44-ПР (решение прокуратуры Тверской области о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 19.01.2016) и во исполнение указания Россельхознадзора от 31.12.2014 N ФС-ЕН-2/26348, а также в связи с полученным положительным результатом лабораторного исследования, проведенного ФГБУ "Тверская МВЛ" от 30.12.2015 N 544 - м69 - 1 - 202, проверки в отношении ООО "Ритм-2000" по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. Володарского, д. 35, супермаркет "Разница", управлением в 15 час 00 мин 22.01.2016 выявлены следующие нарушения;
- в нарушение пункта 67 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013), обществом не организовано и не обеспечено соблюдение температурного режима не выше +12°С в производственных помещениях мясного цеха при разрубе, измельчении мясосырья и изготовлении мясных полуфабрикатов;
- в нарушение статьи 1 приложения N 5, пункта 5 статьи 14 главы 3 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880(далее - TP ТС 021/2011) не организован и не обеспечен контроль за мясом и другим мясным сырьем, подготовленным к обращению, в части соблюдения температуры в толще мышц охлажденного мяса и другого мясного сырья не выше +4°С, а также не организовано и не обеспечено в производственных помещениях по производству (изготовления) пищевой продукции покрытие потолков и стен, обеспечивающих предотвращение отслоения и осыпания потолочного покрытия и исключения загрязнения пищевой продукции.
По результатам проверки составлен акт от 25.01.2015 N 02-14/07-07.
В связи с выявленными нарушениями 05.02.2016 управлением в отношении общества составлен протокол N 02-13/05-07 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а также вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 18.02.2016 N 02-12/307, которым ООО "Ритм-2000" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса.
Объективную сторону данного правонарушения образует несоблюдение соответствующих технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения и реализации, не соответствующих таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регламентированы положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ, Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент о безопасности пищевой продукции, из части 1 статьи 3 которого следует, что объектами технического регулирования данного технического регламента являются: пищевая продукция (пункт 1); связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (пункт 2).
Пунктом 6 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, установлено, что продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли.
Пунктом 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что при переработке мяса должен быть обеспечен температурный контроль в части соблюдения температурного контроль в толще мышц охлажденного мяса (не более 4 градусов Цельсия).
Исходя из пункта 67 ТР ТС 034/2013 в производственном помещении температурный режим на может превышать 12 градусов Цельсия.
Указанные требования обществом на дату проверки не соблюдены, что им не оспаривается.
Таким образом, материалами дела подтверждается в действиях ООО "Ритм-2000" наличие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами 7 субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае общество имело возможность для соблюдения требований норм действующего законодательства, однако не проявило необходимой внимательности, заботливости и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, в связи с чем, правонарушение допущено.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушений порядка проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении судами не установлено.
Общество ссылается на нарушение процедуры привлечения его административной ответственности, выразившееся в том, что, по его мнению, управление превысил предоставленные ему полномочия.
С такой позицией нельзя согласиться в связи со следующим.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно пунктом 2 статьи 5 названного закона в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации входит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного ветеринарного надзора, которым является и управление.
В силу Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют федеральный государственный надзор в том числе в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно подпункту "в" пункта 7 данного Положения руководители и заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, одновременно по должности являющиеся главными государственным ветеринарными инспекторами, наделены полномочиями по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора.
Пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, на данную службу возложен государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
В силу подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Россельхознадзора в отношении продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Под продуктами животноводства следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317.
В соответствии с названным Единым перечнем товаров свинина свежая, охлажденная или замороженная (код ТН ВЭД 0203) отнесена к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору).
В соответствии с Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ (внесены изменения в часть 1 статьи 23.14 КоАП РФ) с 15 ноября 2014 года рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43 КоАП РФ, отнесено к компетенции должностных лиц, осуществляющих государственный ветеринарный надзор.
Из изложенного следует, что к компетенции управления отнесено рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Выводы суда, изложенные в решении от 20.05.2016, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда. Оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 мая 2016 года по делу N А66-1823/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритм 2000" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1823/2016
Истец: ООО "Ритм-2000"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям