г. Вологда |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А13-16732/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующей Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от общества Володичевой О.В. по доверенности от 08.04.2016, от Управления Дудневой Ю.С. по доверенности от 16.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 мая 2016 года по делу N А13-16732/2015 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Череповецкий хлебокомбинат" (место нахождения: 162614, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Добролюбова, д. 1; ОГРН 1023501237693; ИНН 3528008356; далее - ОАО "Череповецхлеб", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3; ОГРН 1043500093889; ИНН 3525144576; далее - Управление) от 12.11.2015 по делу N 125:22:32-38:15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 04.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее - Комитет).
Решением суда от 30 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, должностными лицами Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района (далее - Комитет) на основании распоряжения администрации Череповецкого муниципального района от 14.09.2015 N 198-р в период с 12 по 13 октября 2015 года по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, п.Суда, ул.Гагарина, д.37, проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "Череповецхлеб" земельного законодательства, требований охраны и использования земель с целью проведения муниципального земельного контроля, по результатам которой оформлен акт проверки от 13.10.2015 N 40 и обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 13.10.2015.
При проверке Комитетом установлено использование обществом земельного участка в границах кадастрового квартала 35:22:0209001, площадью 1160 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Судский с/с, п.Суда, ул.Гагарина, под размещение нежилого 1-этажного здания - продовольственного магазина "Каравай", бетонной площадки, без оформления прав на земельный участок, что является нарушением требований статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Материалы проверки направлены Комитетом в межмуниципальный отдел по г. Череповцу и Череповецкому району Управления, которым в отношении общества составлен протокол от 02.11.2015 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Заместитель главного государственного инспектора города Череповца и Череповецкого района по использованию и охране земель Суетова М.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 125:22:32-38:15, приняла постановление от 12.11.2015 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 50 500 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав недоказанным факт наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция согласна с указанным выводом по следующим основаниям.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в виде наложения административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к данной норме в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено должностными лицами Управления в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.21, пунктом 1 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктами 3, 20 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.02.2005 N 11301/04, под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю понимается пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В силу статей 25 и 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со статьей 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со статьями 130, 131 ГК РФ, статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
В данном случае спорный земельный участок площадью 1160 кв.м в границах кадастрового квартала 35:22:0209001 по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Судский сельсовет, поселок Суда, улица Гагарина, находится в неразграниченной государственной собственности, отнесен к категории "земли населенных пунктов".
Соответственно, до 01.03.2015 в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции распоряжение таким земельным участком осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, после 01.03.2015 в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" распоряжение участками осуществляется органами местного самоуправления поселений.
Обществом и Комитетом 03.02.2011 заключен договор аренды земельного участка N 23/2011, согласно которому заявителю передан на условиях аренды земельный участок, находящийся по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Судский сельсовет, п. Суда, ул. Гагарина, д. 37, для использования в целях строительства продовольственного магазина в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью, общей площадью 2500 кв.м (пункт 1.1).
Пунктом 2.1 договора срок аренды участка установлен с 03.02.2011 по 02.01.2012.
В соответствии с пунктом 4.3.3 договора арендатор вправе по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за 30 календарных дней до истечения срока действия договора.
Согласно приложенному к договору кадастровому паспорту земельного участка от 16.12.2010 спорный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, отнесен к категории "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "продовольственный магазин".
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности общества на здание продовольственного магазина "Каравай" по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Судский с/с, п.Суда, ул.Гагарина, д.37, запись о регистрации N 35-35-13/011/2011-187 от 27.04.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 35:22:0209001:1167 снят с государственного кадастрового учета 24.12.2012.
В то же время из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что по истечении срока действия договора аренды от 03.02.2011 N 23/2011 общество продолжало пользоваться земельным участком и производить оплату арендной платы на основании выставленных Комитетом счетов.
При изложенных обстоятельствах, исходя из положений пункта 2 статьи 621 ГК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал, что договор от 03.02.2011 N 23/2011 по истечении его срока возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок и расторгнут по соглашению сторон 16.12.2015.
При этом в соответствии с положениями пункта 2 статьи 609 ГК РФ, части 2 статьи 25 ЗК РФ государственная регистрация договоров в таких случаях не требуется.
Администрацией Судского сельского поселения 09.10.2015 принято постановление N 312 "Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка", которым обществу предварительно согласовано предоставление в аренду образуемого земельного участка площадью 1160 кв.м, а также установлен вид разрешенного использования земельного участка - "магазины".
Названный земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.11.2015.
Комитетом, администрацией Судского сельского поселения и обществом 16.12.2015 заключено дополнительное соглашение от 16.12.2015 к договору аренды земельного участка от 03.02.2011 N 23/2011, в котором стороны пришли к соглашению считать с 01.03.2015 арендодателем по договору аренды администрацию Судского сельского поселения.
Администрацией Судского сельского поселения и обществом 16.12.2015 подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 03.02.2011 N 23/2011, в связи с переоформлением договора аренды. Соглашением предусмотрено, что обязательства сторон прекращаются с момента их полного исполнения.
Также 16.12.2015 обществом и администрацией Судского сельского поселения заключен договор аренды земельного участка N 13, по которому заявителю предоставлен на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:22:0209001:2889, расположенный по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, п.Суда, ул.Гагарина, вид разрешенного использования - магазин, общей площадью 1160 кв.м, срок аренды - с 16.12.2015 по 15.12.2064.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, правомерно посчитал недоказанным факт самовольного занятия обществом спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание ссылку Управления на разъяснения, содержащиеся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Статья 39.20 ЗК РФ в действующей редакции также предусматривает исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду у граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом.
Не могут быть приняты во внимание доводы Управления о том, что договор аренды прекратил свое действие 24.12.2012 в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета, поскольку из норм действующего законодательства не следует, что отсутствие сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости является препятствием для заключения договора аренды, а также отсутствие сведений является основанием для расторжение действующего договора аренды.
При этом следует отметить, что Комитет, заключая с администрацией Судского сельского поселения и обществом дополнительное соглашение от 16.12.2015 к договору аренды земельного участка от 03.02.2011 N 23/2011, фактически считал его действующим.
Данная сделка не признана недействительной в установленном порядке.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 мая 2016 года по делу N А13-16732/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16732/2015
Истец: АО "Череповецкий хлебокомбинат"
Ответчик: Муниципальный отдел по г. Череповцу и Череповецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области
Третье лицо: Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района