Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 ноября 2016 г. N Ф10-4370/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
18 июля 2016 г. |
Дело N А54-7712/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Рыжовой Е.В,, при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондратеня Е.В., при участии от ответчика по первоначальному иску - общества с ограниченной ответственностью "Строй-Стиль" (ОГРН 1036238004846, г. Рязань, ул. Татарская, д. 18) - представителя Королева А.Н. (доверенность от 19.01.2016), в отсутствие представителя истца по первоначальному иску - муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" (ОГРН 1026200870904, г. Рязань, ул. Касимовское шоссе, д. 9), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Стиль" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.04.2016 по делу N А54-7712/2015 (судья Сельдемирова В.А.), установил следующее.
Муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" (далее - истец по первоначальному иску, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Стиль" (далее - ответчик по первоначальному иску, общество) о взыскании задолженности по внесению платы за подключение (технологическое присоединение) по договору от 17.06.2015 N 42-ВО в сумме 639 472 рублей 68 копеек, неустойки за просрочку оплаты в сумме 15 899 рублей 22 копеек, начисленной за период с 20.10.2015 по 14.12.2015.
В свою очередь общество обратилось к предприятию со встречным иском о признании недействительными пунктов 13 и 14 договора от 17.06.2015 N 42-ВО о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.04.2016 первоначальные исковые требования удовлетворены. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворении встречного иска. В обоснование своих требований ответчик по первоначальному иску ссылался на то, что в результате подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения не происходило увеличение мощности, в связи с чем в силу положений пункта 39 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 плата за подключение взиматься не должна.
От предприятия в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последнее, считая принятое решение законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений истец по первоначальному иску ссылался на то, что основными задачами инвестиционной программы являются, в том числе, увеличение пропускной способности и увеличение мощностей очистных сооружений, что прямо указывает на увеличение мощностей очистных сооружений.
Истец по первоначальному иску, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя истца по первоначальному иску, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 17.06.2015 между предприятием (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и обществом (заказчиком) заключен договор N 42-ВО о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (л. д. 10-15), по условиям пункта 1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется выполнить действия но подготовке централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заказчика - многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по ул. Татарская, в районе д. 26, 26 а, 28 (Железнодорожный район) и в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта согласно приложению N 1, подключить объект к сетям централизованной системы водоотведения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия.
Согласно пункту 6 договора, перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе водоотведения и обязательства сторон по их выполнению, включая мероприятия, выполняемые заявителем в пределах границ его земельного участка, мероприятия, выполняемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства до границы земельного участка заявителя, на котором располагается объект, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) централизованной системы водоотведения и мероприятия по фактическому присоединению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоотведения составляются по форме согласно приложению N 2.
Приложением N 2 к договору (л. д. 91) предусмотрены мероприятия организации водопроводно-канализационного хозяйства: модернизация канализационной насосной станции N4 путем замены насосных агрегатов в срок не позднее 03.09.2016, и мероприятия заказчика: строительство внутриплощадочных и внутридомовых сетей водоотведения; выполнение технических условий; предоставление исполнительной документации; предоставление материалов, необходимых для выполнения врезки, в срок не позднее 03.09.2016.
В пункте 10 договора предусмотрена обязанность заказчика внести плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения в размере и сроки, установленные договором (подпункт "е").
Пунктом 13 договора предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) согласно приложению N 4 составляет 1 275 945 рублей 36 копеек, в том числе НДС (18 %) - 195 093 рубля 36 копеек.
Размер и расчет платы за подключение (технологическое присоединение) установлены в приложении N 4 к договору от 17.06.2015 N 42-ВО, подписанном сторонами (л. д. 16).
В соответствии с пунктом 14 договора заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 13 настоящего договора, на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем порядке:
- 191 841 рубль 80 копеек (15 процентов полной платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора);
- 639 472 рубля 68 копеек (50 процентов полной платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения);
- 447 630 рублей 88 копеек (35 процентов полной платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении), но не позднее выполнения технических условий).
Согласно пункту 18 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет фактическое подключение объекта к централизованной системе водоотведения при условии выполнения заказчиком технических условий и внесения платы за подключение (технологическое присоединение) в размерах и сроки, установленные пунктами 13 и 14 настоящего договора.
Пунктом 23 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от заказчика уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Из пункта 25 договора следует, что все споры и разногласия, возникающие между сторонами, связанные с исполнением договора, подлежат досудебному урегулированию в претензионном порядке. Сторона, получившая претензию, в течение 5 рабочих дней с даты ее поступления обязана рассмотреть ее и дать ответ (пункт 26 договора).
В соответствии с пунктом 30 договора настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до 03.09.2016, а в части обязательств, не исполненных к моменту окончания срока его действия, - до полного их исполнения сторонами.
Платежным поручением от 05.08.2015 N 271 (л. д. 48) общество внесло первый платеж по договору в сумме 191 841 рубля 80 копеек.
В установленный договором срок общество второй платеж по договору в сумме 639 472 рубля 68 копеек предприятию не перечислило.
Претензией от 03.12.2015 N 02-934/15 (л. д. 19) предприятие 08.12.2015 (л. д. 21) сообщило обществу о наличии задолженности в сумме 639 472 рубля 68 копеек и неустойки на сумму 22 567 рубля 82 копейки, в связи с чем просило в течение 5 рабочих дней с момента получения претензии перечислить сумму долга и неустойки.
Поскольку данная претензия была оставлена обществом без ответа и удовлетворения, предприятие обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим иском.
В свою очередь общество обратилось к предприятию со встречным иском о признании недействительными пунктов 13 и 14 договора от 17.06.2015 N 42-ВО о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии закону пунктов 13 и 14 договора от 17.06.2015 N 42-ВО, устанавливающих размер, расчет и порядок платы за подключение (технологическое присоединение).
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В рассматриваемом случае обязательства сторон возникли из договора N 42-ВО от 17.06.2015 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правоотношения, возникающие в сфере водоснабжения и водоотведения, с 01.01.2013 регулируются Федеральным законом от 07.12.2013 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" с 01.01.2013 регулирование тарифов на водоснабжение выводится из сферы регулирования Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" в связи с принятием и вступлением в законную силу специального закона - Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В вопросах регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (в том числе - на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения) подлежат применению положения главы 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно частям 1 и 3 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" договор подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является публичным договором.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При наличии у организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных инвестиционных программ и тарифов на подключение, лица, осуществляющие подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации, вносят плату за подключение, рассчитанную исходя из установленных тарифов на подключение (части 2, 13 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
С учетом изменения законодательства изменена и редакция пункта 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, ранее позволявшая осуществлять подключение без взимания платы. Из действия указанной нормы права прямо выведены отношения по подключению к системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" пункт 11 Правил N 83 изложен в новой редакции и с учетом внесенных в законодательство о водоснабжении и водоотведении изменений, введенных в действие типовых форм договоров, возможность бесплатного подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения полностью исключена при наличии у исполнителя инвестиционной программы.
По смыслу пункта 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 и исходя из части 15 статьи 18 Федерального Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Единый типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения/водоотведения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Постановление вступило в действие с 14.08.2013, то есть до заключения сторонами спорного договора от 17.06.2015 N 42-ВО.
Разделом V типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения / водоотведения предусмотрено установление платы и порядок внесения таковой за технологическое присоединение. Возможности бесплатного (безвозмездного) подключения указанные типовые договоры не предусматривают.
Договор от 17.06.2015 N 42-ВО о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения соответствует типовой форме договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоотведения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, включая наличие в договоре положения о поэтапном порядке внесения заказчиком по договору рассчитанной платы за подключение (15, 50 и 35% соответственно).
Обязательное условие о внесении платы за подключение (технологическое присоединение) предусмотрено частью 13 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ) плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (подпункт 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Из материалов дела следует, что решением Рязанской городской Думы от 28.06.2012 N 251-I утверждена Инвестиционная программа муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" "Строительство, модернизация, реконструкция и развитие систем водоснабжения и водоотведения города Рязани на период с 01.08.2012 по 31.07.2015".
Основными задачами инвестиционной программы являются: - модернизация и развитие систем водопроводно-канализационного хозяйства, увеличение пропускной способности, снижение аварийности; - модернизация объектов водоснабжения, внедрение систем очистки, увеличение мощностей очистных сооружений; - модернизация систем водоотведения для повышения надежности и долговечности работы основного оборудования.
Пунктом 2.19 в указанную инвестиционную программу включена модернизация канализационной насосной станции N 4, а именно, замена насосных агрегатов и запорной аппаратуры на общую сумму 12 522 000 рублей, при этом прямо предусмотрено, что данные мероприятия производятся за счет платы за подключение.
Решением Рязанской городской Думы от 28.06.2012 N 251-I "Об установлении тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры" установлены тарифы на подключение с периодом действия с 01.08.2012 по 31.07.2015.
Согласно приложению N 4 к договору от 17.06.2015 N 42-ВО размер платы за подключение - 1 278 985 рублей 36 копеек определен исходя из действующего тарифа на подключение в размере 31 775 рублей 04 копейки с НДС, установленного решением Рязанской городской Думы от 28.06.2012 N 252-I, и подключаемой нагрузки в точке подключения в размере: в точке 2 - 40,25 куб.м./сут. (1,677 куб.м./час).
Поскольку спорная сделка заключена после 01.09.2013, к ней применяется статья 168 ГК РФ в редакции пунктов 1 - 3 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Кодекса).
Поскольку на момент подписания сторонами договора от 17.06.2015 N 42-ВО о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения действовал Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении", постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", предусматривающее внесение платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, учитывая наличие у предприятия инвестиционной программы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии закону условий пунктов 13 и 14 договора, предусматривающих обязанность общества внести плату за подключение, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении встречных исковых требований.
Данная позиция суда согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2015 по делу N А53-13657/2014, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.08.2015 по делу N А73-15926/2014).
Кроме того, из пункта 1 статьи 426 ГК РФ следует, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В связи с этим апелляционный суд отмечает, что в случае несогласия с каким-либо пунктом договора истец мог принять меры по урегулированию указанных в иске (с учетом уточнений) разногласий, однако на момент заключения договора таких мер (протокол разногласий, протокол согласования разногласий) истцом принято не было, что свидетельствует о согласии истца с предложенными условиями договора.
В соответствии с пунктами 81 - 84 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (опубликованы 20.05.2013), принятым во исполнение Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
При расчете размера ставки за протяженность сети не учитываются средства, полученные на создание этих сетей и объектов на них, предусмотренные инвестиционной программой за счет иных источников (в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), кроме платы за подключение
Решением Рязанской городской Думы от 28.06.2012 N 251-I утверждены тарифы (приложение) на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам коммунальной инфраструктуры (л. д. 22-23).
Пунктами 1 и 3 данного решения предусмотрено, что прилагаемые тарифы устанавливаются на период действия с 01.08.2012 по 31.07.2015. Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Учитывая наличие инвестиционной программы муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" "Строительство, модернизация, реконструкция и развитие систем водоснабжения и водоотведения города Рязани на период с 01.08.2012 по 31.07.2015", утвержденной решением Рязанской городской Думы от 28.06.2012 N 251-I, предприятие не обращалось в департамент за установлением индивидуальной платы за подключение и применило тарифы, учтенные инвестпрограммой.
Размер и расчет платы за подключение (технологическое присоединение) стороны согласовали в приложении N 4 к договору от 17.06.2015 N 42-ВО (л. д. 16) из которого следует, что предприятие исчисляло плату за подключение путем умножения подключаемой нагрузки в точке (1, 677 м3/час) на действующий тариф подключения - 31 775, 04 рублей/м3.
При этом пунктом 16 договора установлено, что плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей в точке подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения организации водопроводно - канализационного хозяйства в состав платы за подключение (технологического присоединения) не включена.
Таким образом, при расчете цены договора предприятие следовало нормам действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
Обратного, обществом не доказано.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку в момент заключения договора порядок внесения платы за подключение не был установлен законом, данное условие определено по усмотрению сторон.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 17.06.2015 N 42-ВО (л. д. 10-15) является для организации водопроводно - канализационного хозяйства публичным.
Размер и расчет платы за подключение (технологическое присоединение) стороны согласовали в приложении N 4 к договору от 17.06.2015 N 42-ВО (л. д. 16).
Доказательств инициирования ответчиком урегулирования разногласий по размеру и расчету платы за подключение (технологическое присоединение) последним представлено не было.
Приложение N 4 к договору от 17.06.2015 N 42-ВО подписано сторонами без разногласий.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта неисполнения обществом в установленный договором срок обязанности по перечислению предприятию второго платежа в сумме 639 472 рубля 68 копеек.
Статьями 309 и 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В пункте 14 договора стороны установили обязанность общества внести плату за подключение (технологическое присоединение) на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в сумме 639472 руб. 68 коп. (50% полной платы за подключение (технологическое присоединение)) в течение 90 дней с даты заключения настоящего договора.
Поскольку ответчик не представил доказательств внесения платы за подключение (технологическое присоединение) в части второго платежа в установленный договором срок, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил первоначальные исковые требования в заявленном размере.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей (л. д. 136) относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.04.2016 по делу N А54-7712/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7712/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 ноября 2016 г. N Ф10-4370/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОДОКАНАЛ ГОРОДА РЯЗАНИ"
Ответчик: ООО "Строй-Стиль"