Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2016 г. N Ф05-15469/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июля 2016 г. |
Дело N А41-12411/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "СпецТехника" - Главновой Н.А. (представителя по доверенности от 03.08.2015),
от федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная России" Федерального дорожного агентства - Куликовой Т.Н. (представителя по доверенности от 05.05.2016), Туйновой О.Ю. (представителя по доверенности от 01.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпецТехника" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.05.2016 по делу N А41-12411/16, принятое судьей Криворучко Е.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СпецТехника" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная России" Федерального дорожного агентства (далее - учреждение), в котором с учетом принятого судом уточнения требований просило:
- признать незаконным бездействие учреждения в нарушении сроков согласования и невыдачи специализированного разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по заявлению общества от 13.11.2015 N 73-СТ, которое привело к нарушению порядка предоставления государственной услуги, нарушению требований нормативных правовых актов и создали препятствия заявителю в осуществлении его предпринимательской деятельности;
- обязать учреждение прекратить незаконное бездействие и принять соответствующие нормам закона решение по заявке общества от 13.11.2015 N 73-СТ на выдачу специализированного разрешения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.05.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители учреждения в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Общество обратилось в учреждение с заявлением от 13.11.2015 N 73-СТ о выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Уведомлением от 24.11.2015 N ЦАМ36463 учреждение приостановило оформления разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза на основании пункта 22 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.02.2012 N 258 (далее - Порядок выдачи специального разрешения, Порядок), в связи с отсутствием ответа на запрос о согласовании участка маршрута от следующих организаций: администрации д. Никольское Дмитровского района Московской области, службы ИС ГБУ МО "Мосавтодор", ГБУ "Гормост".
Считая, что учреждением допущено незаконное бездействие в нарушении сроков согласования и невыдачи специализированного разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, которое привело к нарушению порядка предоставления государственной услуги, нарушению требований нормативных правовых актов и создали препятствия обществу в осуществлении его предпринимательской деятельности, последнее 04.03.2016 обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями к учреждению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) предусмотрены следующие положения:
- движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи (часть 1);
- для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов (часть 6);
- орган, осуществляющий выдачу специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, согласовывает маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут (часть 7);
- информационное взаимодействие органа, выдающего специальное разрешение, указанное в части 1 или 2 настоящей статьи, с владельцами автомобильных дорог (за исключением владельцев частных автомобильных дорог), по которым проходит маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется в соответствии с требованиями к межведомственному информационному взаимодействию, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (часть 8);
- порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9).
Согласно пункту 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395, Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Согласно пункту 16 Порядка выдачи специального разрешения (на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов), утвержденного Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258, согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут.
Согласно пункту 40 Порядка уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если:
1) не вправе согласно настоящему Порядку выдавать специальные разрешения по заявленному маршруту;
2) сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
3) установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены;
4) при согласовании маршрута установлена невозможность осуществления перевозки по заявленному маршруту транспортным средством с заявленными техническими характеристиками в связи с техническим состоянием автомобильной дороги, искусственного сооружения или инженерных коммуникаций, а также по требованиям безопасности дорожного движения;
5) отсутствует согласие заявителя на:
проведение оценки технического состояния автомобильной дороги согласно пункту 26 настоящего Порядка;
принятие специальных мер по обустройству пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, определенных согласно проведенной оценке технического состояния автомобильной дороги и в установленных законодательством случаях;
укрепление автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог или их участков, определенных согласно проведенной оценке технического состояния автомобильной дороги и в установленных законодательством случаях;
6) заявитель не произвел оплату оценки технического состояния автомобильных дорог, их укрепления в случае, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
7) заявитель не произвел оплату принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
8) заявитель не внес плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов;
9) заявитель не произвел оплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов);
10) отсутствие оригинала заявления и схемы автопоезда на момент выдачи специального разрешения, заверенных регистрационных документов транспортного средства, если заявление и документы направлялись в уполномоченный орган с использованием факсимильной связи.
В силу пункта 61 Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, утвержденного Приказом Минтранса России от 28.03.2013 N 107 (далее - Административный регламент), должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, при рассмотрении представленных заявителем документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет:
1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту;
2) соответствие сведений, указанных в заявлении и документах, необходимых для предоставления государственной услуги, на соответствие техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок) и информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
4) соблюдение требований к перевозке делимого груза.
Согласно пункту 62 Административного регламента после регистрации заявления уполномоченный орган согласовывает маршрут с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, и органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача специального разрешения либо отказ в выдаче специального разрешения.
Пунктом 22 Порядка выдачи специального разрешения предусмотрено, что в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями установленных сроков согласования, уполномоченный орган приостанавливает оформление специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления.
В данном случае учреждение как уполномоченный орган не приняло ни решения о выдаче специального разрешения, ни об отказе в выдаче специального разрешения, не рассмотрев заявление общества по существу, поскольку приостановило на основании пункта 22 Порядка оформление специального разрешения в связи с отсутствием ответа на запросы о согласовании участка маршрута с несколькими согласующими организациями.
При этом учреждение направляло им запросы, что подтверждается материалами дела.
Как правильно установлено судом первой инстанции, учреждение, получив 13.11.2015 заявление общества N 73-СТ о выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, 19.11.2015 разослало заявку на согласование участка маршрута заинтересованным лицом по электронной почте всем адресатам.
Учреждение 24.11.2015 повторно направило администрации Дмитровского района Московской области и ГБУ "Гормост" запрос о согласовании участков маршрута, заявленного обществом.
Учреждением 25.11.2015 получено согласование от ГБУ МО "Мосавтодор" N 11524, а 26.11.2015 получен счет ГБУ "Гормост".
Учреждение 08.12.2015 в очередной раз направило обращение в администрацию Дмитровского района Московской области, которое также оставлено без внимания.
В письме администрация Дмитровского муниципального района Московской области от 10.02.2016 N 04-4,3/206 сообщила, в результате технической проблемы (замена компьютерной техники) заявки не поступили на адрес электронной почты, на который такие заявки направлялись, просила продублировать заявку на другой адрес электронной почты, а также сообщила контактные телефоны в целях оперативного взаимодействия.
Поэтому то обстоятельство, что учреждение неправильно указало наименование данной администрации в указанном уведомлении (администрация д. Никольское Дмитровского района Московской области), не опровергает направления ей запросов (заявок).
В силу части 20 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах специальное разрешение должно быть выдано в срок не более одного дня со дня подтверждения внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством.
Такое условие для выдачи испрашиваемого разрешения, как внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, не было выполнено.
При таких обстоятельствах, принимая также во внимание отсутствие согласования участка маршрута со всеми согласующими организациями, учреждение было не вправе выдать общество указанное разрешение.
Кроме того, оформление такого разрешения было приостановлено учреждением на основании пунктом 22 Порядка выдачи специального разрешения.
Таким образом, учреждение не допустило бездействия в нарушении сроков согласования и невыдачи специализированного разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по заявлению общества от 13.11.2015 N 73-СТ.
Как следует из доводов общества, оно не согласно с применением пункта 22 Порядка выдачи специального разрешения.
При этом возражения общества отчасти совпадают с замечаниями и предложениями, содержащимися в пункте 5.5 заключения Минэкономразвития России 2012 года "По итогам экспертизы приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (имеется в СПС "Консультант +"), в котором отражено следующее:
- в соответствии с пунктом 22 Порядка "в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями установленных сроков согласования, уполномоченный орган приостанавливает оформление специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления";
- при этом владельцы автомобильных дорог и согласующие организации фактически освобождаются от обязанностей согласования маршрута в установленные сроки. Одновременно уполномоченный орган освобождается от обязанностей по оформлению специальных разрешений в срок, установленный пунктом 40 Порядка.
- В связи с этим в Порядок необходимо внести положения, устанавливающие, что в случае отсутствия согласования или отсутствия отказа в согласовании маршрута владельцами автомобильных дорог в течение установленного срока маршрут считается согласованным и уполномоченной организацией оформляется и выдается специальное разрешение.
Между тем по состоянию на дату судебного заседания апелляционного суда по настоящему делу, равно как и на дату принятия судом первой инстанции обжалуемого решения, в Порядок указанные (предлагаемые) изменения (положения) внесены не были.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что Порядок выдачи специального разрешения был известен как обществу, так и иному неограниченному кругу заинтересованных лиц (первоначальный текст документа опубликован в издании "Российская газета", N 265, 16.11.2012), является и рассматривается в настоящее время как нормативный правовой акт, принятый компетентным органом (Минтрансом России) в соответствии с предоставленными ему полномочиями и введенный в действие надлежащим образом с соблюдением необходимых процедур (зарегистрирован в Минюсте России 11.10.2012 N 25656).
Порядок выдачи специального разрешения как нормативный правовой акт, также как и Приказ Минтранса России от 24.07.2012 N 258, которым такой Порядок утвержден, не оспорен ни в порядке судебного нормоконтроля в судах общей юрисдикции, ни в Конституционном Суде Российской Федерации на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, не признан недействующим, незаконным (недействительным) ни полном объеме, ни в части пункта 22.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями, предусмотренными данным Порядком, в том числе нормами пункта 22, в связи с чем отклоняются соответствующие возражения общества.
Оценка нормативных правовых актов, насколько они справедливы для одной из сторон спора, рассматриваемого по правилам главы 24 АПК РФ, исходя из каких соображений они приняты законодателем, насколько они обоснованны, не относится к компетенции арбитражного суда апелляционной инстанции.
Ссылка общества на пункт 6 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривающий положения о том, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги, отклоняется хотя бы потому, что в данном случае учреждение фактически не отказывало обществу в предоставлении государственной услуги - выдаче специального разрешения, а приостановило оформление такого разрешения уведомлением от 24.11.2015 N ЦАМ36463.
Кроме того, в данном случае обществом оспаривается бездействие учреждения в нарушении сроков согласования и невыдачи специализированного разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по заявлению общества от 13.11.2015 N 73-СТ, которые регламентируются специальным законодательством - об автомобильных дорогах.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, а также того, что заявки на согласование участков маршрута с балансодержателями автомобильных дорог неоднократно дублировались учреждением, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны учреждения оспариваемого обществом бездействия.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований общества.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.05.2016 по делу N А41-12411/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12411/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2016 г. N Ф05-15469/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Спец Техника", ООО "СпецТехника"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" федерального дорожного агентства
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" федерального дорожного агентства"