Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2016 г. N Ф07-10043/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А56-92515/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.,
при участии:
от заявителя: Ворошилова А.М., по доверенности от 26.01.2016
от заинтересованного лица: Громова С.С., по доверенности от 15.03.2016
от третьих лиц: 1) 2) не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13501/2016) ГКУ Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2016 по делу N А56-92515/2015 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ГКУ Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области"
к УФАС по Ленинградской области
3-и лица: 1) Комитет государственного заказа Ленинградской области, 2) ООО "Оникс"
об оспаривании решения
установил:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (ОГРН 1044701899087, ИНН 4716021880, место нахождения: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ш. Барыбина, д.29Ж, далее - ГКУ "Ленавтодор", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953, место нахождения: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3, далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 06.10.2015 по делу N 1302-03-7283-Р3/15 по контролю в сфере закупок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного заказа Ленинградской области (ОГРН 1107847230842, ИНН 7842434812, место нахождения: 191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3, лит. А) и общество с ограниченной ответственностью "Оникс" (ОГРН 1157847147116, ИНН 7810349071, место нахождения: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д.30, лит. А, пом. 12-Н, далее - ООО "Оникс").
Решением суда от 29.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, описание объекта закупки носило объективный характер и полностью соответствовало законодательству о контрактной системе. Показатели, используемые при описании товаров, не противоречат требованиям проектной документации. Заявитель полагает, что документация об аукционе не содержит взаимоисключающих и некорректных требований к строительным материалам, используемым для выполнения работ.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель УФАС против удовлетворения апелляционной жалобы возразил, просил оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.08.2015 ГКУ "Ленавтодор" (заказчиком) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0145200000415001536 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Красное Село - Гатчина - Павловск" на участке км 14+600 км 18+000 в Гатчинском районе Ленинградской области. Начальная (максимальная) цена - 625 559 637 руб. 37 коп.
21.09.2015 в УФАС поступила жалоба ООО "Оникс" на неправомерные действия аукционной комиссии заказчика, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки.
Решением от 06.10.2015 по делу N 1302-03-7283-РЗ/15 УФАС признало жалобу обоснованной, заказчик признан нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ). Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе решено не выдавать.
Посчитав указанное решение незаконным, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Согласившись с выводами УФАС об установлении нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе, суд первой инстанции оставил заявленные требования без удовлетворения, правомерно исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1);
- при описании объекта закупки использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно статье 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 6 и 7).
В свою очередь, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно- технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" определяет, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Таким образом, в процессе капитального ремонта объекта капитального строительства подрядчик вправе отклоняться от параметров проектной документации после повторного утверждения застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в установленном порядке.
Приложением N 10 к Техническому заданию настоящего аукциона предусмотрен перечень товаров (строительных материалов), используемых при выполнении работ, в их числе: стойки для крепления дорожных знаков должны соответствовать серии 3.503.9-80 (поз.4, 11, 22); знаки дорожные (поз.7,15); столбики сигнальные (поз.19); бортовые камни (поз.38); трубы должны соответствовать ГОСТ 18599-2001 (поз.10,17, 23,34).
Между тем в позиции 7,15 "знаки дорожные" установлены требования к показателю "типоразмер знаков" - тип II. В то же время проектной документацией установлено, что все знаки, как постоянные, так и временные (за исключением знаков индивидуального проектирования) должны быть III типоразмера. Таким образом, описание объекта закупки не соответствует требованиям проектной документации.
В позиции 4 "Стойки для крепления дорожных знаков" установлены требования к показателю "толщина стенки стойки" - более 2,8 мм. При этом наружный диаметр должен быть 53 мм. В то же время согласно требованиям серии 3.503.9-80 для стойки диаметром 53 мм толщина стенки должна быть 3 мм.
Ссылка заказчика на ГОСТ 10705-80 несостоятельна, так как в требованиях к товару значится соответствие именно определенной серии.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 10704-91 масса 1 метра трубы должна составлять 3,7 кг, в то время как документацией установлено: масса должна быть более 3,47 кг.
В позиции 11 "Стойки для крепления дорожных знаков" установлены требования к показателю "толщина стенки стойки" - более 2,8 мм. При этом наружный диаметр должен быть 102 мм. В то же время, согласно требованиям серии 3.503.9-80, для стойки диаметром 102 мм толщина стенки должна быть 3 мм. Кроме того, в соответствии с ГОСТ 10704-91 масса 1 метра трубы должна составлять 7,32 кг, в то время как документацией установлено: масса должна быть более 6,85 кг.
В позиции 22 "Стойки для крепления дорожных знаков" установлены требования к показателю "толщина стенки стойки" - более 2,8 мм. При этом наружный диаметр должен быть 70 мм. В то же время согласно требованиям серии 3.503.9-80 для стойки диаметром 70 мм толщина стенки должна быть 3 мм. Кроме того, в соответствии с ГОСТ 10704-91 масса 1 метра трубы должна составлять 4,96 кг, в то время как документацией установлено: масса должна быть более 4,64 кг.
При изучении описания товара "трубы" (поз.10,17, 23,34) анализ ГОСТ 18599-2001 показал, что показатель, установленный в документации - "расчетная масса трубы" отсутствует в данном стандарте, то есть, установленный заказчиком показатель является нестандартным.
При описании столбиков сигнальных (поз. 19) заказчик не только устанавливает требования к показателю, который определяется в процессе метода испытаний, но и устанавливает такие показатели, которые являются взаимоисключающими, например, форма световозвращателя может быть круглой или прямоугольной, в то же время должны быть указаны размеры - длина, ширина, диаметр.
В позиции 38 "Бортовые камни бетонные" установлены требования к показателю "геометрические размеры длина" - должна быть не более 1006 мм. Однако в соответствии с ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" длина камней должна составлять 1000 мм.
Таким образом, установленные показатели не соответствуют требованиям законодательства о техническом регулировании, такое отклонение заказчиком не обосновано, что является нарушением пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что согласно Закону о контрактной системе (часть 10 статьи 69, часть 10 статьи 70) контракт заключается на условиях, указанных в документации об электронном аукционе, с лицом, предложившим наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, а также в соответствии с пунктом 1.3 контракта подрядчик выполняет работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Расчетом стоимости работ (Приложение N 2 к Контракту), утвержденной в установленном порядке проектной и рабочей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а также условиями Контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения, - документация об аукционе содержит взаимоисключающие и некорректные требования к строительным материалам, используемым для выполнения работ.
При таких обстоятельствах с выводами УФАС и суда первой инстанции о том, что описание объекта закупки не может считаться объективным, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует согласиться. Обоснование использования нестандартных показателей в документации о закупке отсутствует, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, оценив исследованные доказательства с учетом всех установленных по делу обстоятельств в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел излишне уплачена государственная пошлина в размере 1 500 руб., ее следует возвратить плательщику из федерального бюджета (статьи 102, 104 АПК РФ, статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2016 по делу N А56-92515/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному казенному учреждению Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 07.04.2016 N 681087.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92515/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2016 г. N Ф07-10043/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное казенное учреждение Лениградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: Комитет государственного заказа Ленинградской области, ООО "Оникс"