г. Москва |
|
19 июля 2016 г. |
Дело N А41-10353/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Боровиковой С.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по Московской области - Переплетова К.Ю., по доверенности от 02.12.2015 N Д107-622,
от ТУ Росимущества в Московской области - Новиков С.В., по доверенности от 16.12.2015 N 469-Д,
от ПАО "Газпром"- Юлбачев А.Ю., по доверенности от 05.12.2015 N 847,
от третьего лица ООО "Газпром трансгаз Москва" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица администрации Сергиево-Посадского муниципального района - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица администрации г.о. Электросталь - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица администрации Ногинского муниципального района - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица администрации Павло-Посадского муниципального района - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица администрации Орехово-Зуевского муниципального района - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица администрации Щелковского муниципального района - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2016 года по делу N А41-10353/16, принятое судьей Кузьминой О.А.,
по заявлению ТУ Росимущества в Московской области к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа и обязании зарегистрировать право,
третьи лица: ООО "Газпром трансгаз Москва", ПАО "Газпром", администрация Сергиево-Посадского муниципального района, администрация г.о. Электросталь, администрация Ногинского муниципального района, администрация Павло-Посадского муниципального района, администрация Орехово-Зуевского муниципального района, администрация Щелковского муниципального района, Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в Московской области (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании отказов в государственной регистрации права федеральной собственности.
16.02.2016 Арбитражным судом Московской области вынесено определение о выделении требований в отдельные производства.
В рамках настоящего дела рассматриваются требования о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права федеральной собственности от 16.03.2015 г. N 01/001/2014-9706 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0502010:631, площадью 2713 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, с.п. Степановское, д. Пушкино, и об обзяании заинтересованного лица зарегистрировать право федеральной собственности на указанный земельный участок.
- Обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:16:0502010:631, площадью 2713 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, с.п. Степановское, д.Пушкино.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в деле участвуют ООО "Газпром трансгаз Москва", ПАО "Газпром", Администрация Сергиево-Посадского муниципального района, Администрация г.о. Электросталь, Администрация Ногинского муниципального района, Администрация Павло-Посадского муниципального района, Администрация Орехово-Зуевского муниципального района, Администрация Щелковского муниципального района, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.04.2016 по делу N А41-10353/16 требования удовлетворены.
заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Газпром трансгаз Москва", администрации Сергиево-Посадского муниципального района, администрации г.о. Электросталь, администрации Ногинского муниципального района, администрации Павло-Посадского муниципального района, администрации Орехово-Зуевского муниципального района, администрации Щелковского муниципального района и Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Московской области в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представители Управления Роимущества в Московской области и ПАО "Газпром" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Московской области обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:16:0502010:631.
Сообщением от 16.03.2015 N 00/001/2014-9726 заинтересованное лицо известило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности РФ на указанный земельный участок.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущество в Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16-18 Закона о регистрации прав, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Комитетом по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района и ООО "Газпром трансгаз" был заключен договор аренды N 22-2014 от 16.06.2014 в отношении указанного выше земельного участка для размещения автомобильной дороги. Земельный участок используется по целевому назначению в качестве подъездной дороге к ГРС "Северная". Данное обстоятельство не оспаривается заинтересованным лицом.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что вышеуказанный земельный участок используется для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
В связи с тем, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:16:0502010:631, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2016 года по делу N А41-10353/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10353/2016
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Электросталь Московской области, Администрация Ногинского муниципального района Московской области, Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА", ПАО "Газпром", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области