г. Санкт-Петербург |
|
18 июля 2016 г. |
Дело N А56-73581/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Полковниковой М.С. по доверенности от 11.01.2016 N 11; Лебедевой О.В. по доверенности от 17.12.2015 N 7/15;
от ответчика (должника): Портой Т.И. по доверенности от 23.10.2015 N 01-25-4762/15-0-0;
от 3-го лица: Завьяловой Е. А. по доверенности от 22.12.2015 N 01-02-3901/15-0-0;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12079/2016) ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2016 по делу N А56-73581/2015 (судья Михайлов П.Л.), принятое
по иску ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района"
к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании задолженности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района", адрес: 198260, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов д. 78, ОГРН: 1089847179839, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга, адрес: 198095, Санкт-Петербург, проспект Стачек 18, ОГРН: 1037811014515, далее - Администрация) о взыскании неосновательного обогащения в размере 17 495 357, 63 руб.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Решением суда от 18.03.2016 в удовлетворении исковых требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, в связи с тем, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что Общество квалифицирует заявленные требования к Администрации как неосновательное обогащение, поскольку Общество непосредственно производило уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования с января по апрель 2015. Договор на возмещение понесенных затрат связанных с выполнением работ по уборке объектов между Обществом и Администрацией не заключался. Поскольку, услуги по уборке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования оказывало Общество, а бюджетом Санкт-Петербурга на 2015 год Администрацией Кировского района заложены денежные средства для перечисления управляющим компаниям расходов по возмещению затрат, связанных с выполнением работ по уборке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования. Таким образом, Общество полагает, что Администрация, как лицо ответственное за уборку внутриквартальных территорий должно было возместить Обществу все фактически понесенные расходы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Администрации и Комитета просили в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" выполнило работы по уборке земель внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования.
Общество ссылается, что основанием для выполнения работ явилась адресная программа на 2015 год, утвержденная распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 25 февраля 2015 года N 526-Р " О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 января 2015 года N 31 " О порядке предоставления в 2015 году субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга".
В качестве доказательства неосновательного обогащения на стороне Администрации Общество представило акты, подтверждающие затраты, возникшие в связи с выполнением работ по уборке объекта за период: N 1 с 01.01.2015 по 31.01.2015; N 2 с 01.02.2015 по 28.02.2015; N 3 с 01 03.2015 по 31.03.2015; N 4 с 01.04.2015 по 15.04.2015; N 5 с 16.04.2015 по 30.04.2015.
Акты N N 1-3 каждый на сумму 4 648 765, 21 руб. с НДС, акт N4 на сумму 2 324 382, 21 руб., акт N5 на сумму 1224 679, 39 руб.
В качестве доказательства несения расходов также представлены первичные документы (договора с организациями на обслуживание техники, требования-накладные от эксплуатационных участков, акты аренды техники, платежные ведомости, акты сдачи-приемки работ по уборке территорий от организаций, акты по ремонту техники, накладные на приобретение шин, акты о аренде спецтехники).
Данные акты не утверждены Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга.
Поскольку Администрация акты не подписала, претензий по качеству оказанных услуг не представила, расчет за выполненные работы в сумме 1 7495 357, 63 руб. не произвела, то Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований правомерно исходил из следующего.
Отношения, связанные с предоставлением субсидий, относятся к публично-правовым и регулируются нормами бюджетного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Ведомственной структурой расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год (приложение 3 к Закону Санкт-Петербурга 28.11.2014 N 665-116 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон о бюджете) администрациям Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга были предусмотрены бюджетные ассигнования по статье расходов "Субсидии управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов" (код целевой статьи 0928315).
Согласно статье 23 Закона о бюджете Правительство Санкт-Петербурга в ходе исполнения бюджета Санкт-Петербурга определяет условия и порядок предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга, предоставляемых в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга и межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Порядок предоставления в 2015 году субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2015 N 31 (далее - Порядок).
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрены условия предоставления субсидий, которыми являются в том числе, отсутствие у получателей субсидий задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и(или) Государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный Период (пункт 5.7 Порядка).
Для получения субсидий получатели субсидий представляют в администрации районов Санкт-Петербурга заявление на предоставление субсидий.
Форма заявления, порядок представления и рассмотрения заявлений, порядок определения размера Субсидий для каждого получателя субсидий, перечень документов, представляемых получателями субсидий в администрации районов Санкт-Петербурга, в том числе документов, подтверждающих затраты, а также порядок принятия решения о предоставлении субсидии, порядок и сроки представления отчетности об использований субсидий утверждаются администрациями районов Санкт-Петербурга (пункт 6 Порядка).
Решение о предоставлений субсидий утверждается распоряжением администраций районов Санкт-Петербурга, в которых указываются получатели субсидий и размер предоставленных субсидий (пункт 7 Порядка).
Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с договором, заключенным между администрациями районов Санкт-Петербурга и получателями субсидий, по форме, утверждаемой администрациями районов Санкт-Петербурга, в котором должны быть предусмотрены:- цели и условия предоставления субсидий в соответствии с Пунктами 3 и 5 указанного Порядка; - размер субсидий, определенный в соответствии с Пунктом 6 указанного Порядка; - порядок перечисления администрациями районов Санкт-Петербурга субсидий получателям субсидий; - ответственность получателей субсидий за несоблюдение условий договоров, предусматривающая возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга; - проведение администрациями районов Санкт-Петербурга и Комитетом Государственного финансового контроля Санкт-Петербурга проверок; - перечень документов, подтверждающих затраты и представляемых получателями субсидий в администрации районов Санкт-Петербурга для проведения проверок, определяемый в соответствий с пунктом 6 настоящего Порядка; - порядок возврата в бюджет Санкт-Петербурга получателями субсидий средств субсидий в случае установления администрациями районов Санкт-Петербурга и(или) Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга по итогам проверок нарушений условий в соответствии с пунктами 10 - 12 и 15 указанного Порядка; - порядок и сроки представления получателями субсидий отчетности об использовании субсидий, установленные администрациями районов Санкт-Петербурга; - порядок возврата в бюджет Санкт-Петербурга получателями субсидий остатков субсидий, не использованных в срок, установленный договором, в соответствии с пунктом 14 указанного Порядка; - сроки, в течение которых должен быть осуществлен возврат неиспользованных остатков субсидии ((пункт 8 Порядка).
Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2015 N 31 администрацией Кировского района Санкт-Петербурга был издан нормативный правовой акт - распоряжение oт 25.02.2015 N 526ф "О мерах по реализаций постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2015 N 31 "О Порядке Предоставления в 2015 субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга" (далее - распоряжение N 526-р).
Одним из условий предоставлений субсидий является отсутствие у получателя субсидий задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и (или) государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период (пункт 6 Приложения N 3 к распоряжению N 526-р и пункт 5.2 Порядка).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 20.03.2015 письмом администрация Кировского района Санкт-Петербурга уведомляла Общество об отсутствий необходимого пакета документов Предусмотренного в Приложении N 3 к распоряжению N 52б-р; 09.04.2015 Общество повторно было уведомлен администрацией Кировского района Санкт-Петербурга об отсутствии необходимых документов для предоставления субсидий (письмо N 01-29-3037/15-0-1).
В связи с тем, что Общество так и не предоставило запрашиваемые у него документы, предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами, администрацией Кировского района Санкт-Петербурга было принято решение об отказе в предоставлении ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" субсидий (уведомление от 30.04,2015 N 01-25-2076/15-0-0).
Как было указано выше, решение о предоставлении субсидий на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования принимает администрация района путем издания распоряжения и заключения договора на предоставление субсидий.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Администрация Кировского района Санкт-Петербурга решение о предоставлении субсидий Обществу в 2015 не принимала, более того Обществу было отказано в предоставлении субсидий. Данный отказ не был в установленном порядке оспорен Обществом. Договор на предоставление субсидий с истцом также не заключался.
Таким образом, следует признать, что поручения на уборку внутриквартальной территории, входящей в состав земель общего пользования Обществу никто не давал, каких-либо Обязательств у администрации Кировского района Санкт-Петербурга перед истцом в части компенсации затрат на уборку территории общего пользования не возникло.
Согласно типовой форме договора на предоставление в 2015 субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных на территории Кировского района Санкт-Петербурга приложения N 6 к распоряжению N 526-р получатель субсидий предоставляет в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга маршрутно-технологические карты, планы-графики производства работ по уборке территорий, фотоматериалы, подтверждающие надлежащее санитарное состояние, первичные учетные документы, подтверждающие затраты на работу уборочной техники, на выплату заработной платы, документы, подтверждающие расходование основных средств и материалов на выполнение работ. Администрация Кировского района Санкт-Петербурга проверяет факт уборки территории совместно с Комитетом финансового контроля (пункты 3.1.2-3.1.7, 3.4 типовой формы договора).
Данные документы истцом не предоставлялись, проверки выполнения или не выполнения работ по уборке территории администрацией Кировского района Санкт-Петербурга совместно с Комитетом финансового контроля не производились ввиду отсутствия договорных отношении с Обществом на предоставление субсидий.
Вместе с тем, Общество предъявляет требование о взыскании неосновательного обогащения на основании статьи 1102 ГК РФ к силу, которой лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Между тем, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что данные правоотношения не относятся к требованиям о неосновательном обогащении, ввиду того, что Обществом были нарушены условия в силу которых предоставляются субсидии, что прямо предусмотрено нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, связаны с бюджетными обязательствами, где четко регламентированы условия, основания, порядок предоставления денежных средств, а также контроль за их использованием и факт подтверждения выполненных работ.
Кроме того, как правомерно указано судом первой инстанции, работы ответчиком у истца не принимались, представленные в дело акты проверки уборки территории от 24-28 марта 2015 не являются актами приемки работ, отражают качество уборки придомовой территории и не могут быть положены в основу доказательств возникновения отношений по выполнению работ между истцом и ответчиком.
Более того, плата за фактически оказанные услуги для государственных (муниципальных) нужд при отсутствии заключенного государственного (муниципального) контракта не подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения (Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2015 по делу N 309-ЭС15-26, А60-7371/2014).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении иска.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 марта 2016 года по делу N А56-73581/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73581/2015
Истец: ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района"
Ответчик: Администрация Кировского района Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга