21 июля 2016 г. |
Дело N А83-861/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Привалова А.В.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 мая 2016 года по делу N А83-861/2016 (судья Куртлушаев М.И.)
по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трастовый фонд" (проспект Кирова, д. 29, офис (кв.) 506, г. Симферополь, Республика Крым, 295034)
заинтересованные лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ул. Александра Невского, д. 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295000)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым (ул. Васильева, д. 16 а, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которая образовалась по состоянию на 1 января 2015 года,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявления Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536 - л.д. 22, далее - Крымфиннадзор или заявитель) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трастовый фонд" (02 октября 2014 года присвоен ОГРН 1149102050206, ранее зарегистрированное по законодательству Украины с присвоением ИНН 35693681 - л.д. 27-29, далее - ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" или плательщик) задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в сумме 14.676,29 руб. (л.д. 99-106).
Судебный акт мотивирован тем, что надлежащими доказательствами не подтверждены основания возникновения такой задолженности, ее размер; включение этой суммы в Реестр, переданный Крымфиннадзору, не является доказательством возникновения задолженности, в этом Реестре отсутствует расчет задолженности.
Крымфиннадзор подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и взыскать с ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" задолженность по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе указано на то, что в сформированном Налоговой службой Республики Крым Реестре плательщиков налогов, имеющих задолженность, за ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" числиться задолженность; документов налогового учета эта налоговая служба заявителю не передала; судом первой инстанции не истребованы доказательства у хранителя информации об основаниях возникновения задолженности; суд первой инстанции не привлек к ответственности лиц, имеющих эти доказательства, но их не представивших (л.д. 116-119).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания эти участники извещены определением от 16 июня 2016 года, копии которого получили 17 июня 2016 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 112-114).
Представителем Управления ФНС России по Республике Крым подано ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя в судебном заседании (л.д. 130).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей указанных участников.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
31 декабря 2014 года Налоговая инспекция в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым передала Крымфиннадзору Реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года по Налоговой инспекции в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым (далее - Реестр). Из этого Реестра (п/п N 105) следует, что за ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" (ИНН 35693681) числится задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам в сумме 14.676,29 руб. Других сведений (основания возникновения задолженности, расчеты задолженности) этот Реестр не содержит (л.д. 24-26).
21 мая 2015 года на основании этих сведений Крымфиннадзор направил ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" предписание о необходимости в течение 20-ти рабочих дней возместить эту сумму задолженности в бюджет Республики Крым (указаны реквизиты) (л.д. 31-32). 27 мая 2015 года это предписание получено ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" (л.д. 30).
09 июня 2015 года ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" письменно сообщило Крымфиннадзору о своем несогласии с наличием задолженности по налогам за 2014 год ввиду их оплаты в полном объеме и о готовности произвести сверку по налогам, плательщик просил разъяснить основания возникновения и расчет задолженности (л.д. 33). На просьбу плательщика Крымфиннадзор сообщил об отсутствии первичных документов возникновения задолженности (л.д. 34, 35).
Судом первой инстанции истребовались документы, подтверждающие основания возникновения задолженности, в том числе у Управления ФНС России по Республике Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым (далее - Инспекция ФНС России по г. Ялте) 24 февраля 2016 года определением о принятии заявления к производству истребованы расчет суммы задолженности с указанием документов, на основании которых сделан расчет, налоговое дело на плательщика (л.д. 5-10), на которое указанные участники сообщили арбитражному суду, что не являются правопреемниками Налоговой инспекции в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым и не имеют документов о возникновении задолженности, включенной в Реестр, который передан Крымфиннадзору (л.д. 51, 83-84).
Инспекция ФНС России по г. Ялте представила карточку лицевого счета плательщика на 31 декабря 2014 года, в которой числиться задолженность в сумме 14.676,29 руб., из которого следует, что поданной 12 февраля 2014 года декларацией плательщик задекларировал уплату налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, со сроками ежеквартальной уплаты по 14.677,43 руб.; плательщик оплачивал эти обязательства ежеквартально; по поданной 15 декабря 2014 года декларации плательщик задекларировал 14.677,43 руб. налога, произведен зачет переплаты в 1,14 руб., остаток не уплаченного налога - 14.676,29 руб. (л.д. 86-87).
Из представленных плательщиком по требованию суда первой инстанции документов следует, что ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" до 02 октября 2014 года декларировало налоговые обязательства по общей системе налогообложения (налог на прибыль, НДС и НДФЛ), задекларированные обязательства уплатило (л.л. 71-72).
В соответствии со статьей 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4); в случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (часть 5); при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно статье 2 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 24 декабря 2014 года) органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
Пункт 1 части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" установил обязанность Службы финансового надзора Республики Крым до 1 января 2015 года обеспечить прием от Налоговой службы Республики Крым Реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года.
Таким образом, специальная норма материального права установила обязанность Крымфиннадзора обеспечить прием не только Реестра налогоплательщиков с данными о задолженности, но и обязанность получить учетные и отчетные данные о начислениях и уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет, а также о состоянии расчетов и обязательств. Доказательств исполнения такой обязанности заявителем суду не представлено.
В соответствии с пунктами 9 и 12 Порядка зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 254 (ред. от 03 сентября 2015 года), Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации), в соответствии с Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты (поступления налогов не позднее 31 декабря 2014 года), а также сумм, перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо.
Пункты 10-11 этого Порядка устанавливают, что в случае если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию путем направления предписания или в судебном порядке при неисполнении предписания.
Доказательств определения Крымфиннадзором единого сальдо расчетов с бюджетом по плательщику ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" на основании Реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации), суду не представлено.
Как следует из материалов дела, Крымфиннадзором сумма задолженности определена только на основании сведений о задолженности по Реестру, полученному от Налоговой службы Республики Крым, при этом этот Реестр не содержит необходимых сведений об учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиком налогов и о состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года.
Представленная карточка лицевого счета плательщика со сведениями о неуплате задекларированного 15 декабря 2014 года налогового обязательства не может быть принята как надлежащее доказательство, поскольку не представлены первичные документы возникновения такого обязательства; 15 декабря 2014 года ООО "Управляющая компания "Трастовый фонд" было зарегистрировано как юридическое лицо Российской Федерации, а потому не могло подавать декларации в Налоговую инспекцию в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 216, главой 20 АПК РФ у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных требований, так как заявитель не доказал, а судом не установлено обстоятельств, являющихся основанием для взыскания задолженности, а именно основания для взыскания суммы задолженности, правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что арбитражный суд не истребовал необходимых доказательств и не привлек к ответственности лиц, виновных в непредставлении истребованных судом доказательств, не соответствуют обстоятельствам дела. Как указано выше, судом первой инстанции были приняты возможные меры по получению доказательств об основаниях возникновения задолженности, расчете суммы задолженности. Оснований для привлечения к ответственности за непредставление доказательств у арбитражного суда не было.
Кроме того, как указано выше, бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Эту обязанность заявитель не исполнил.
На основании установленных обстоятельств и названных норм материального и процессуального права Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 мая 2016 года по делу N А83-861/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-861/2016
Истец: Служба финансового надзора Республики Крым
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТРАСТОВЫЙ ФОНД"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ЯЛТЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Ялте Республики Крым, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, Фонд Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трастовый