г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А42-8792/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.,
при участии:
от заявителя: Горнушенкова Е.В., по доверенности от 01.06.2016
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьих лиц: 1), 2), 3) не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12546/2016) Управления Федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.03.2016 по делу N А42-8792/2015 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по заявлению НП "Полярный центр юридической помощи"
к Управлению Федерального казначейства по Мурманской области в лице Отдела N 13 УФК по Мурманской области,
3-и лица: 1) муниципальное бюджетное учреждение "Служба единого заказчика муниципального образования с. п.Пушной", 2) Управление делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области, 3) МКУ "Управление муниципальной собственностью с. п. Пушной Кольского района Мурманской области"
об оспаривании бездействия
установил:
Некоммерческое партнерство "Полярный Центр юридической помощи" (ОГРН 1025100840027, ИНН 5190313061, место нахождения: 183040, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Аскольдовцев, д.35, корп. 1, оф. 54, далее - Некоммерческое партнерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Мурманской области в лице Отдела N 13 УФК по Мурманской области (ОГРН 1025100849663, ИНН 5191501406, место нахождения: 183010, Мурманская обл., г. Мурманск, пр-кт Кирова, д. 14/2, далее - Управление, Отдел N13, УФК), выразившегося в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах Администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области (далее - Администрация), Управления делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области (далее - Управление делами), муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области" (далее - Управление муниципальной собственностью), и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приостановления расходных операций по всем лицевым счетам указанных юридических лиц до полного исполнения требований предъявленных к принудительному взысканию исполнительных листов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Служба единого заказчика муниципального образования сельское поселение Пушной", муниципальное образование сельское поселение Пушной Кольского района Мурманской области в лице Администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области (ОГРН 1115105000339, ИНН 5105000339, место нахождения: 184321, Мурманская обл., р-н Кольский, пос. Пушной, ул. Центральная, д.8), Управление делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области, муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной собственностью сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области" (ОГРН 1135105000458, ИНН 5105032672, место нахождения: 184321, Мурманская обл., р-н Кольский, н.п. Пушной, ул. Центральная, д.8).
Решением суда от 25.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Управление указывает, что Управлению делами с.п. Пушной кроме лицевого счета получателя бюджетных средств N 034393433850 в отделе N 13 УФК открыт лицевой счет N 01493433850 - это лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предназначенный для отражения операций главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Правовой режим указанного счета определен пп. "а" п. 4 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н, и не предполагает расходных операций по данному счету. Приостановление операций по распределению бюджетных данных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено. Единственный лицевой счет Управления делами с.п. Пушной, открытый в отделе N 13 Управления, по которому имеются расходные операции, это лицевой счет получателя бюджетных средств N 03493433850, и операции по нему были приостановлены в установленном порядке.
По мнению подателя жалобы, судом сделан необоснованный вывод о необходимости приостановления расходных операций на лицевых счетах Администрации с.п. Пушной и Управления муниципальной собственностью с.п. Пушной, так как согласно решению Совета депутатов с.п. Пушной от 21.08.2015 N 12/7 Администрация с.п. Пушной и Управление муниципальной собственностью с.п. Пушной два самостоятельных юридических лица. Податель жалобы полагает, что вывод суда о том, что Управление делами с.п. Пушной не является главным распорядителем бюджетных средств, не соответствует действительности. Приостановление операций на всех лицевых счетах Управления делами с.п. Пушной, Администрации с.п. Пушной, Управления муниципальной собственностью с.п. Пушной приведет к прекращению абсолютно всех расходных операций по исполнению обязанностей по выполнению функций и социально-значимых задач, стоящих перед публично-правовым образованием, а также нарушению баланса публичных интересов.
Представители Управления и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Управление в ходатайстве от 16.06.2016 просило рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель Некоммерческого партнерства возразил против удовлетворения апелляционной жалобы.
В приобщении дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, отказано, поскольку не установлено уважительных причин непредставления в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 АПК РФ),
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решений Арбитражного суда Мурманской области от 17.05.2013 по делу N А42-1438/2013, от 26.09.2012 по делу N А42-3234/2012, от 26.04.2013 по делу N А42-798/2013, от 09.10.2012 по делу N А42-4023/2012, от 15.04.2013 по делу N А42-336/2013, от 23.05.2013 по делу N А42-1521/2013, вступивших в законную силу, выданы исполнительные листы серии АС N 003549107, серии АС N 003119536, серии АС N 003548519, серии АС N 003119535, серии АС N003548294, серии АС N 003549191, соответственно, о взыскании денежных средств в пользу Некоммерческого партнерства с муниципального образования сельское поселение Пушной Кольского района Мурманской области в лице Управления делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области за счет казны муниципального образования.
Исполнительные листы направлены взыскателем на принудительное исполнение в Отдел N 13 УФК:
- исполнительные листы АС N 003549107, АС N 003548519 и АС N 003549191 - 08.07.2013 (уведомлениями N УНЛ-13-262, N УНЛ-13-257, N УНЛ-13-447 от 09.10.2013 Отдел N13 сообщил об истечении трехмесячного срока для исполнения исполнительных листов и возможности отзыва исполнительных документов);
- исполнительные листы серии АС N 003119536, АС N 003119535 - 05.02.2013 (уведомлениями N УНЛ-13-8571, N УНЛ-13-8569 от 06.05.2013 Отдел N 13 сообщил об истечении трехмесячного срока для исполнения исполнительных листов и возможности отзыва исполнительных документов);
- исполнительный лист серии АС N 003548294 - 06.06.2013 (уведомлением NУНЛ-13-6020 от 09.09.2013 Отдел N 13 сообщил об истечении трехмесячного срока для исполнения исполнительного листа и возможности отзыва исполнительного документа).
Уведомлениями от 06.05.2013 N УБЛ-13-3425, N УБЛ-13-3424, от 01.08.2013 N УБЛ-13-7989, N УБЛ-13-7983, от 01.11.2013 N УБЛ-13-6982, от 03.07.2013 N УБЛ-13-964 Отдел N 13 в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ известил Управление делами о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента устранения нарушения.
18.06.2015 заявитель обратился в Отдел N 13 (с направлением копии письма в адрес Управления) с заявлением о предоставлении информации и принятии мер по приостановлению операций по лицевым счетам должника - муниципального образования сельское поселение Пушной, а также его структурных подразделений по предъявленным к принудительному исполнению исполнительным листам.
Письмом от 15.07.2015 исх.N 49-26-40/6380, полученным заявителем 14.10.2015, Отдел N13 довел до сведения Некоммерческого партнерства, что Управлению делами открыто два лицевых счета: 01493433850, 03493433850; в ходе исполнения требований исполнительных листов, предъявленных взыскателем к Управлению делами, приостановление операций по расходованию средств произведено по лицевому счету должника 03493433850 (номера лицевых счетов уточнены в ходе судебного разбирательства.)
Посчитав, что в ходе исполнения требований исполнительных листов, предъявленных к принудительному исполнению, Отдел N 13 должен был приостановить операции по всем лицевым счетам Управления делами, а также по лицевым счетам Администрации, как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, и Управления муниципальной собственностью, как главного распорядителя бюджетных средств, Некоммерческое партнерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статьям 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В силу пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
В пункте 1 статьи 242.1 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ).
Казначейство является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов, в том числе получателей бюджетных средств; на федеральное казначейство возложено исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 166.1, 242.3 БК РФ).
В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Из указанных выше норм следует, что статья 242.2 БК РФ содержит исключение, касающееся исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
Согласно исполнительным листам Арбитражного суда Мурманской области серии АС N 003549107, серии АС N 003119536, серии АС N 003548519, серии АС N003119535, серии АС N003548294, серии АС N003549191 сумма долга перед Некоммерческим партнерством взыскивается солидарно в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования сельское поселение Пушной в лице Управления делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области за счет казны муниципального образования.
Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и главой 24.1 БК РФ установлена ответственность муниципального образования как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его учреждений при недостаточности денежных средств.
Согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и др.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные указанной статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статей 24,39 Устава сельского поселения Пушной, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области от 07.10.2011 N 15/2, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Администрация сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области (опубликован на официальном сайте Федерального регистра нормативных правовых актов).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ 03.05.2011 Администрацией в форме учреждения создано Управление делами, которое в соответствии с решениями Совета депутатов с.п.Пушной от 22.11.2012 N 27/6, от 06.06.2013 N 36/2, от 12.12.2013 N 41/4, от 21.08.2015 N 12/7 является структурным подразделением администрации сельского поселения Пушной, начальник отдела Управления делами одновременно является заместителем главы администрации.
В соответствии с Ведомственной структурой расходов муниципального бюджета с.п.Пушной на 2012 и 2013 годы главными распорядителями средств местного бюджета являлись Управление делами и Администрация.
13.05.2013 муниципальным образованием с.п.Пушной Кольского района Мурманской области создано муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной собственностью сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Управление муниципальной собственностью осуществляет вид деятельности 75.11.32 "Деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов".
Исходя из представленного Положения о муниципальном учреждении Управление муниципальной собственностью сельского поселения Пушной обеспечивает деятельность Администрации (пункт 1.1.), то есть осуществляет функции исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
Кроме того, согласно Ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования с.п. Пушной Кольского района Мурманской области на 2015 год, утвержденной решением Совета депутатов от 29.04.2015 N 9/2, Управление муниципальной собственностью наряду с Администрацией является главным распорядителем бюджетных средств, то есть лицом, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
При этом, как следует из указанной структуры, Управление муниципальной собственностью является таким распорядителем не только в отношении функций и задач, возложенных на него пунктом 1.1 Положения (организационное, информационное, правовое, кадровое, материально- техническое, финансовое, транспортное обеспечение деятельности Администрации), но и фактически распределяет бюджетные ассигнования и лимиты для исполнения значительной части бюджетных обязательств, в том числе в области руководства и управления в сфере установленных функций органов местного самоуправлении, функционирования высшего должностного лица органа местного самоуправления, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, дорожного хозяйства, мобилизационной подготовки, связи и информатики, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, культуры, иных вопросов жилищно-коммунального хозяйства, социальной политики; объем выделенных средств составляет 22 262,3 тыс. руб.
Администрация как главный распорядитель обладает только полномочиями по погашению просроченной кредиторской задолженности, закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд; осуществляет софинансирование на погашение просроченной кредиторской задолженности и иные межбюджетные трансферты; объем выделенных средств составляет 1 874,0 тыс. руб.
При этом, изменения в Ведомственную структуру расходов бюджета, в силу которых главным распорядителем денежных средств муниципального образования стало являться Управление муниципальной собственностью, внесены решением Совета депутатов с.п. Пушной Кольского района Мурманской области от 13.05.2013 N 35/6. С 2014 года главными распорядителями средств муниципального образования с.п.Пушной являются Управление муниципальной собственностью и Администрация.
В силу части 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном Кодексом.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (часть 7 статьи 242.5 БК РФ).
Согласно статье 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
Лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов открываются в Федеральном казначействе.
Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Согласно сведениям, представленным Управлением, в Отделе N 13 на обслуживании находятся следующие получатели бюджетных средств: Администрация сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области (лицевые счета 01493220010, 03493220010, 04493220010, 05493220010), Управление делами Администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области (лицевые счета 01493433850, 03493433850); муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной собственностью сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области" (лицевые счета 01493200200, 03493200200).
Представленными уведомлениями от 06.05.2013 N УБЛ-13-3425, N УБЛ-13-3424, от 03.07.2013 N УБЛ-13-964, от 01.08.2013 NУБЛ-13-7989, NУБЛ-13-7983, от 01.11.2013 NУБЛ-13-6982, справкой от 29.02.2016 N 49-26-40/2509 подтверждено, что Отделом N 13 в установленном порядке были приостановлены операции по расходованию средств на лицевом счете Управления делами 03493433850 на основании решений Арбитражного суда Мурманской области.
Таким образом, Отделом N 13 в установленном порядке и в установленный срок были предприняты действия по приостановлению расходных операций только на лицевом счете Управления делами 03493433850.
УФК в доводах апелляционной жалобы в любом случае не учитывает следующее.
Должником согласно решениям Арбитражного суда Мурманской области по делам N А42-1438/2013, N А42-3234/2012, N А42-798/2013, N А42-4023/2012, N А42-336/2013, N А42-1521/2013 является муниципальное образование сельское поселение Пушной Кольского района Мурманской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 2 статьи 41 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, статус и права юридического лица для муниципальных органов вторичен по отношению к их публично-правовым функциям. Должником по исполнительным листам является муниципальное образование в целом, от имени и в интересах которого, согласно статье 125 ГК РФ, действуют муниципальные органы в рамках их компетенции.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, уполномоченным на решение вопросов местного значения, а также на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ является местная администрация.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи названного Кодекса. При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу.
В решениях Арбитражного суда Мурманской области Управление делами поименовано в качестве лица, выступающего от имени муниципального образования, лишь постольку, поскольку Ведомственной структурой расходов муниципального бюджета с.п. Пушной на 2012, 2013 годы данное учреждение являлось главным распорядителем бюджетных средств. При этом, задолженность, взысканная решениями арбитражного суда, не является задолженностью Управления делами.
В пункте 2 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Кодекса с учетом положений статьи 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Кроме того, пунктом 19 Решения Совета депутатов сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области от 25.12.2013 N 42/2 "О бюджете муниципального образования сельское поселение Пушной Кольского района Мурманской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годы" установлено, что распорядители средств бюджета муниципального образования сельское поселение Пушной Кольского района Мурманской области выступают в судах от имени казны муниципального образования сельское поселение Пушной Кольского района Мурманской области в соответствии с законодательством Российской Федерации по искам, в том числе предъявленным в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных учреждений. Выплаты средств по исполнительным листам производятся за счет средств казны муниципального образования сельское поселение Пушной Кольского района Мурманской области из средств бюджета муниципального образования сельское поселение Пушной Кольского района Мурманской области, выделенных распорядителям средств бюджета муниципального образования сельское поселение Пушной Кольского района Мурманской области.
Материалами дела установлено, что в соответствии с решениями Совета депутатов с.п.Пушной от 14.03.2014 N 44/5, от 29.04.2015 N 9/2 Управление делами не является главным распорядителем бюджетных средств с марта 2014 года. Вместе с тем, исполнимость судебного решения не должна ставиться в зависимость от действий (решений) органов местного самоуправления, в том числе по внесению изменений в Ведомственную структуру расходов муниципального бюджета.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вышеуказанные положения означают, что указанные лица обязаны совершать все необходимые действия по оформлению (исполнению, восстановлению) прав, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Таким образом, судебная защита не завершается принятием судебного акта, она включает в себя реальное его исполнение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 15 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 118 Конституции Российской Федерации, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Таким образом, государство, руководствуясь указанными конституционными положениями, может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации, исходя из того, что вне зависимости от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Действуя в рамках конституционной дискреции и избирая тот или иной механизм исполнительного производства, федеральный законодатель во всяком случае должен исходить из необходимости обеспечения непротиворечивого регулирования отношений в этой сфере, создания для них стабильной правовой основы и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что должником в рассматриваемом случае является муниципальное образование, выплаты по исполнительным листам производятся за счет казны муниципального образования, из средств бюджета муниципального образования, выделенных главным распорядителям средств, Отдел N 13 обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия - приостановить расходные операции по всем лицевым счетам должника - муниципальных казенных учреждений - Администрации, Управления делами, Управления муниципальной собственностью, образованных для осуществления управленческих функций.
Таким образом, Отдел N 13 допустил незаконное бездействие.
Как верно указал суд первой инстанции, необоснованным является довод Управления о том, что лицевой счет 01493433850, предназначенный для отражения операций главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, открыт Управлению делами не как получателю бюджетных средств, а как главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, и с него не происходит расходования денежных средств, в связи с чем приостанавливать операции по нему Отдел N 13 не вправе.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 названной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Диспозиция данной статьи не содержит каких-либо условий для ее применения - неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Поскольку денежные средства подлежат взысканию за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности, а лицевые счета Администрации и Управления муниципальной собственностью, которое также является структурным подразделением Администрации, открыты в Отделе N 13, неуказание в исполнительном документе в графе "должник" сведений об указанных учреждениях не создает препятствий для исполнения исполнительного документа.
БК РФ возлагает на УФК особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
В силу совокупности вышеизложенного с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое бездействие Управления препятствует в исполнении требований исполнительных документов, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме, следует согласиться.
Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при принятии решения не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.03.2016 по делу N А42-8792/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8792/2015
Истец: НП "Полярный центр юридической помощи"
Ответчик: Отдел N 13 УФК по Мурманской области, Управление Федерального Казначейства по Мурманской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПУШНОЙ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, муниципальное бюджетное учреждение "Служба единого заказчика муниципального образования с. п. Пушной", муниципальное бюджетное учреждение "Служба единого заказчика муниципального образования с. п.Пушной", Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной собственностью с. п. Пушной Кольского района Мурманской области", Управление делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области