г.Москва |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А40-6221/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "КАРТМАЗОВО"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.04.2016 по делу N А40-6221/2016 (79-52), принятое судьей Дранко Л.А.,
по заявлению ООО "КАРТМАЗОВО"
к Управлению Росреестра по г.Москве
о незаконными и отмене предписаний,
при участии:
от заявителя: |
Наджарян Р.В. по дов. от 10.03.2016, Тер-Степанян А.А. по дов. от 10.11.2015, Сергеев Р.А. по дов. от 24.05.2016; |
от ответчика: |
Абрашкин А.А. по дов. от 31.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КАРТАМАЗОВО" (далее - ООО "КАРТМАЗОВО", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве (далее - Управление Росреестра по г.Москве, ответчик) об оспаривании предписаний N 2314 от 12.12.2014 по делу N900/17/2014, N1062 от 15.07.2015 по делу N900/17/2014 об устранении нарушения земельного законодательства.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.04.2016 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел о соответствии оспариваемых ненормативных правовых актов Управления Росреестра по г.Москве требованиям закона и отсутствии нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной охраняемой законом деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "КАРТМАЗОВО" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам неполного выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, а также нарушения норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст.262 АПК РФ суду не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, заявил ходатайство о приобщении к делу дополнительных доказательств.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, указав на необоснованный характер доводов апелляционной жалобы и содержащихся в ней требований, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, указа на рассмотрение и разрешение заявленного ходатайства на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 20.05.2014 N 810/ГЗН-П проведена проверка исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 19.12.2013г.N1849 по делу об административном правонарушенииN1239/16/21-12.
Как было выявлено в результате проверки, согласно сведениям ЕГРП на основании договора купли-продажи земельных участков и строений от 25.03.2013 N ГИ/ГС/13 собственником земельного участка площадью 1750 кв.м. кадастровыйN50: 21:0110204:446 по адресу: д.Картамазово, уч.N4 является ООО "КАРТМАЗОВО" (запись о гос. регистрации от 18.04.2013 N 77-77-17/061/2013-747).
Вышеуказанный земельный участок использовался не по целевому назначению - под размещение гостиницы и ресторана. На указанном земельном участке расположена часть жилого здания (жилого (гостевого) дома) с адресным ориентиром: г.Москва, п.Московский, д. Картмазово, уч. 3, 4, 5, принадлежащего на праве собственности ООО "КАРТМАЗОВО" (запись о гос. регистрации от 18.04.2013 N 77-77-17/061/2013-752). Результаты проверки отражены и зафиксированы в акте проверки от 20.06.2014 N1518.
По факту выявленного нарушения в отношении ООО "КАРТМАЗОВО" был составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2014г.N 1799 по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, постановлением от 12.12.2014 г. по делу N 900/17/2014 заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размер 50 000 руб. по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ за использование указанного выше земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием.
Одновременно с вынесением указанного постановления в отношении заявителя были приняты оспариваемые предписания N 2314 от 12.12.2014 по делу N900/17/2014 и N1062 от 15.07.2015 по делу N900/17/2014 об устранении нарушения земельного законодательства в соответствии с которыми заявителю надлежало привести использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с целью защиты и восстановления нарушенного ответчиком права.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся а также дополнительно представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы от 15.04.2016 по делу N А40-6221/2016 на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Согласно п.4 ст.1 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон г.Москвы N 48) земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
На основании ч.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
Согласно пп. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
В соответствии со ст.3 Закона г.Москвы N 48 к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки в городе Москве, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве", утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ N 221) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 ФЗ N 221 одним из дополнительных сведений, вносимым в государственный кадастр недвижимости, является разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), земельному участку с кадастровым N 50:21:0110204:446 установлен вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Данная информация (относительно установленного вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка) подтверждается также сведениями ЕГРП.
Однако на момент проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым N 50:21:0110204:446 используется не в соответствии с его установленным разрешенный использованием, а именно - под размещение гостиницы и ресторана.
В соответствии с п. 5.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Следовательно, изменение установленного функционального назначения зданий, расположенных на земельном участке, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, влечет изменение функционального назначения земельного участка и, как следствие, вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей, основанная на оценке рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, в соответствии с Приказом Минэкономразвития и торговли "Об утверждении методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов" от 15.02.2007 N 39,
Постановлением Правительства города Москвы "Об утверждении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве" от 25.05.2011 N 228-ПП.
Вместе с тем, на момент проведения административным органом проверки в отношении ООО "КАРТМАЗОВО", заявителем не предоставлены документы, свидетельствующие об обращении в уполномоченный государственный орган (ДГИ г.Москвы) по вопросу принятия решения об изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 50:21:0110204:446.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, в результате проверки выявлено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании ООО "КАРТМАЗОВО" земельного участка с кадастровым N 50:21:0110204:446, расположенного по адресу: г. Москва, деревня Картмазово, участок N 4, не в соответствии с его разрешённым использованием, а именно - под размещение гостиницы и ресторана.
Более того, МИФНС России N 51 предоставлена информация, подтверждающая факт осуществления деятельности гостиницы с рестораном на земельном участке с кадастровым N 50:21:0110204:446, расположенном по адресу: г. Москва, поселение Московский, деревня Картмазово, N 4 (ответ N 14-17/39260 от 13.11.2014 г).
Также отделом кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Москве предоставлена информация, а именно - ответ на служебную записку N 51-659/2014 от 27.10.2014, согласно которой удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 50:21:0110204:446 установлен для 2 вида разрешенного использования земель населенных пунктов "земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" и составляет 5 235,8 руб./кв.м.
В свою очередь, использование указанного земельного участка под размещение и эксплуатацию гостиницы соответствует 6 виду разрешенного использования земель населенных пунктов "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц" и среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости составляет 10 806,43 руб./кв.м.
Использование указанного земельного участка под размещение и эксплуатацию ресторана соответствует виду разрешенного использования земель населенных пунктов "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости составляет 9 858,5 руб./кв.м.
Факт несоответствия установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 50:21:0110204:446 и фактически используемого подтверждается информацией, предоставленной ДГИ г.Москвы в письме N ДГИ-1-131901/14-1 от 21.10.2014.
В свою очередь, обращений от ООО "КАРТМАЗОВО" о предоставлении государственной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 50:21:0110204:446 не поступало.
На основании распоряжения и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель о проведении проверки исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства РФ юридического лица от 06.07.2015 N 1005/ГЗН-П 15.07.2015 проведена внеплановая проверка исполнения ООО "КАРТМАЗОВО" предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 12.12.2014 N2314 по делу об административном правонарушении N900/17/2014 на земельном участке, расположенном по адресу: г.Москва, деревня Картмазово, участок 4.
В результате проверки исполнения предписания Управлением Росреестра г.Москве установлено, что ООО "КАРМАЗОВО" не устранило допущенное нарушение и продолжает использовать земельный участок площадью 1750 кв. м., с кадастровым номером 50:21:0110204:446, расположенный по адресу: г.Москва, деревня Картмазово, участок N 4, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель, а именно для размещения гостиницы и ресторана.
В связи с чем, 15.07.2015 Управлением Росреестра г.Москве выдано N 1062 от 15.07.2015 по делу N 900/17/2014, которым обязало ООО "КАРТМАЗОВО" устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно: привести использование земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110204:446, расположенного по адресу: г. Москва, деревня Картмазово, участок N 4, в соответствии установленным с его установленным назначением, в срок до "05" октября 2015 г.
Постановлением Мирового судьи судебного участка N 432 от 20.08.2015 по делу N 5-818/2015 ООО "Картмазово" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.25 ст.19.5 КоАП РФ за не исполнения предписания от 12.12.2014 N 2314.
Доказательства исполнения предписаний, или доказательств, объективно препятствующих заявителю исполнить таковые, заявителем ни административному органу в ходе повторной проверки, ни суду не представлены.
В соответствии с п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (ч.5 ст.200 АПК РФ).
В силу ч.1 ст.168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В судебном заседании представителем заявителя было заявлено ходатайство о приобщении к делу дополнительного доказательства - письма Мосгосстройнадзора со ссылкой на его представление в суд первой инстанции на момент представления письменного отзыва. В свою очередь, доказательств того, что суд первой инстанции располагал указанным средством доказывания материалы дела не содержат, заявителем в установленном законом порядке не подтверждено.
В свою очередь, представленное коллегии доказательство с учетом положений абз..1 1 п.2 ст.268 АПК РФ и п.26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку заявитель не обосновал невозможность его представления в суду первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Оценив имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые предписания Управления Росреестра по г.Москве N 2314 от 12.12.2014 по делу N900/17/2014, N1062 от 15.07.2015 по делу N900/17/2014 об устранении нарушения земельного законодательства соответствуют требованиям действующего законодательства, равно как и не влекут нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении арбитражным судом первой инстанции норм материального права, а также допущенных им нарушениях норм процессуального права не нашли своего документального подтверждения. Ошибочных выводов суда первой инстанции апелляционным судом не обнаружено, судом применены те положения закона, которые необходимы для обоснования конкретных выводов по данному делу. Решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, имеющихся в материалах рассматриваемого дела доказательств и норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.04.2016 по делу N А40-6221/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6221/2016
Истец: ООО КАРТМАЗОВО
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москва, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ