г. Саратов |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А12-15313/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Дзержинского района Волгограда, ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 мая 2016 года по делу N А12-15313/2016, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Пономарев А.В.),
по заявлению прокуратуры Волгоградской области, ОГРН 1033400323560, ИНН 3444048120 (г. Волгоград)
к территориальной административной комиссии Дзержинского района городского округа - города Волгограда (г. Волгоград)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление на Ангарском", ОГРН 1143443006255, ИНН 3443927625 (г. Волгоград),
департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673 (г. Волгоград),
администрация Дзержинского района Волгограда, ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373 (г. Волгоград)
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Волгоградской области обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориальной административной комиссии Дзержинского района городского округа - город Волгоград N 1/2-16/481 от 15 марта 2016 года, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление на Ангарском" (далее - ООО "ЖЭУ на Ангарском") привлечено к административной ответственности по ст. 8.7 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" (далее - Кодекс Волгоградской области об административной ответственности) в виде штрафа в размере 20 100 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда) и администрация Дзержинского района Волгограда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства по правилам ст. 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 31 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Администрация Дзержинского района Волгограда не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Прокуратура Волгоградской области представила отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По правилам ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба администрации Дзержинского района Волгограда рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для перехода в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом не установлено.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09 марта 2016 года Департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда проведен осмотр фасада многоквартирного дома по адресу: ул. Ангарская, д. 118 в г. Волгограде, в ходе которого установлено обрушение штукатурного слоя фасада здания, обрушения подъездных козырьков входных групп, разрушение строительных конструкций лестничных маршей входных групп.
В ходе осмотра в присутствии свидетеля, в отсутствие представителя ООО "ЖЭУ на Ангарском", составлен протокол осмотра территории от 09 марта 2016 года.
По факту нарушения ООО "ЖЭУ на Ангарском" п. 3.3.4.4, 3.3.4.5 Правил благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 N 34/1091, Департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда в отношении ООО "ЖЭУ на Ангарском", в отсутствие представителя последнего, 11 марта 2016 года составлен протокол об административном правонарушении N 15 по ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "ЖЭУ на Ангарском", в отсутствие представителя последнего, рассмотрено территориальной административной комиссии Дзержинского района городского округа - город Волгоград и 15 марта 2016 года принято постановление N 1/2-16/481, в соответствии с которым ООО "ЖЭУ на Ангарском" привлечено к административной ответственности по ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в виде штрафа в размере 20 100 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и, полагая, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с соблюдением положений параграфа второго главы 25 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, соответственно, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием, в связи с чем осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, вмененной в рассматриваемом случае.
В обоснование апелляционной жалобы администрация Дзержинского района Волгограда указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о неправомерности квалификации бездействия ООО "ЖЭУ на Ангарском" по ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. Как указывает податель жалобы, в рассматриваемом случае обществу вменяются нарушения в части ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, что является безусловной обязанностью управляющей компании согласно договору управления многоквартирным домом, в связи с чем заявитель и был привлечен к ответственности по ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оспариваемым постановлением ООО "ЖЭУ на Ангарском" вменяется нарушение ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, выражается в совершении действия либо бездействия в нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений.
Решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 N 34/1091 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Волгоград.
Согласно п. 3.3.4.4, 3.3.4.5 Правил благоустройства территории городского округа Волгоград при содержании фасадов зданий и сооружений не допускается повреждение (отслоение, загрязнение) штукатурки, облицовки, окрасочного слоя цокольной части фасадов, зданий или сооружений, в том числе неисправность конструкции оконных, входных приямков; повреждение (загрязнение) выступающих элементов фасадов зданий и сооружений, в том числе балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, входных групп, ступеней.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: ул. Ангарская, д. 118 в г. Волгограде находятся в управлении ООО "ЖЭУ на Ангарском" договора управления от 14 августа 2015 года.
Таким образом, заключив договор управления многоквартирным домом, общество в силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения соответствующих лицензий.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 мая 2015 года. После 01 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 1.3 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации случая.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, в силу ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что ООО "ЖЭУ на Ангарском" получило лицензию от 29 мая 2015 года N 034-000151 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст.193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частями 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, в силу указанных норм несоблюдение управляющей организацией требований предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует квалифицировать как нарушение лицензионных требований.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", то есть с 01 мая 2015 года, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении осуществляется лицензионный контроль в целях проверки соблюдения ею лицензионных требований, в том числе установленных в пункте 3 Положения о лицензировании.
В данном случае, поскольку с 01 мая 2015 года деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется обществом на основании лицензии, а надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110), осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением таких лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
При таких обстоятельствах, принятое административным органом постановление о привлечении общества к административной ответственности ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности обоснованно признано незаконным судом первой инстанции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя. Суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допустил. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба администрации Дзержинского района Волгограда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 мая 2016 года по делу N А12-15313/2016, рассмотренному в порядке упрощённого производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дзержинского района Волгограда (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15313/2016
Истец: Заместитель прокурора Волгоградской области, ПРОКУРАТУРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Территориальная административная комиссия Дзержинского района города Волгограда, Территориальная административная комиссия Дзержинского района городского округа - город Волгоград
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, ООО "ЖЭУ на Ангарском", Администрация Дзержинского района г. Волгограда, Департамент ЖКХ и ТЭК Администарции Волгограда, ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА АНГАРСКОМ"