Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 ноября 2016 г. N Ф02-5882/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору энергоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А19-51/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2016 года по делу N А19-51/2016 по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Службе по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092 ИНН 3808023928) о признании незаконным решения N 79-37- 3531/2015 от 24.11.2015 г
суд первой инстанции, судья Ананьина Г.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Белоглазова М.В., представителя по доверенности от 21.12.2015;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Службы по тарифам Иркутской области в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 г., изложенный в письме от 24.11.2015 г. N 79-37-3531/2015; об обязании установить для ПАО "МРСК Сибири" (филиал Бурятэнерго) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов со смежной сетевой организацией ОАО "Иркутская электросетевая компания".
Решением суда первой инстанции 26.04.2016 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд считает, что Служба пришла к правомерному выводу о несоответствии Общества 1 Критерию отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и отсутствии правовых оснований в соответствии с п. 24 Правил государственного регулирования N 1178 для установления в отношении ПАО "МРСК Сибири" - Бурятэнерго регулируемых тарифов по передаче электрической энергии на 2016 г. на территории Иркутской области.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, следующее.
Суд первой инстанции сделал ошибочные выводы о том, что общество не соответствует 1 Критерию отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184.
Из данного пункта не следует необходимость нахождения силовых трансформаторов именно в границах той территории, на которой осуществляется регулируемая деятельность. Речь в постановлении идет о суммарной мощности самих трансформаторов, а не о поставляемой мощности, как это указано в решении суда. Материалами дела подтверждается, что на территории Иркутской области общество имеет трансформатор Култук-Зун-Мурино 1110/35/10 кВ номинальной мощностью 6 300 кВА 2 шт., суммарная установленная мощность силовых трансформаторов - 12 600 кВА или 12,6 МВА, о чем и указывает Служба при вынесении оспариваемого решения.
Представитель Службы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200299422032.
Представленным ходатайством Служба просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Служба просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 24.06.2016.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 19.07.2016.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя Общества, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче и распределению электрической энергии.
07.12.2012 г. между ОАО "МРСК Сибири" (сетевая организация) и ОАО "Иркутская электросетевая компания" заключен договор N 18.0300.833.12 оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3.3.1. договора сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии в точки поставки, указанные в Приложении N 1.1, в пределах величины максимальной мощности, указанной в приложении N 2 к настоящему договору (1.ПС "Быстрая" присоединенная мощность - 2,5 МВА, максимальная мощность - 2,225 МВт; 2.КТПН N 3105 присоединенная мощность - 0,63 МВА; 3.КТПН N 3106 присоединенная мощность - 0,25 МВА; 4.КТПН N 3325 присоединенная мощность - 0,63МВА; 5.КТПН N 3326 присоединенная мощность 0,4 МВА, максимальная мощность - 0,744 МВт), путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Сетевой организации на праве собственности и (или) ином законном основании, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и параметры передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
Дополнительным соглашением от 01.10.2015 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии в Приложении N 1.1 строки 2, 3, 4, 5 исключены, с указанием о вступлении в силу дополнительных соглашений с 01.04.2015.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, а также указано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принять до 1 января 2016 г. с учетом положений настоящего постановления решения об установлении (пересмотре), в том числе единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 30(1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования
Осуществив проверочные мероприятия, Служба по тарифам Иркутской области в письме от 24.11.2015 г. N 79-37-3531/15 уведомила общество, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2016 г. обществу установлены не будут, поскольку организация не соответствует пункту 1 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (т. 1, л. 132). При этом, стороны не оспаривают, что данный вывод Службы сделан относительно положения общества на территории субъекта Российской Федерации - Иркутская область.
Общество посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует номам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, именно заявитель обязан представить доказательства, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, в то время как обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оспаривая данный отказ, Общество исходит из того, что оно является региональной сетевой организацией, в связи с чем ему должны быть установлены тарифы за оказываемую услугу по передаче электрической энергии.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Пунктом 3 постановления Правительства N 184 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано принять до 1 января 2016 года с учетом положений постановления Правительства N 184 решения об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, и индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.
Из указанного следует, что начиная с 1 января 2016 года основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям.
В соответствии с пунктом 1 Критериев, сетевая организация должна владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.
Из названной нормы следует, что для отнесения данного лица к территориальной сетевой организации и установления для нее тарифа, она должна - владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами.
Силовые трансформаторы должны использоваться для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
Суммарная установленная мощность силовых трансформаторов должна составляет не менее 10 МВА.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции Обществу принадлежит на праве собственности электрическая подстанция 110/35/10кВ "Зун-Мурино", находящаяся по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, в состав оборудования которой входят 2 силовых трансформатора одного типа, номинальная мощность каждого 6,3 МВА, суммарной мощностью 12,6 МВА.
Факт нахождения электросетевого комплекса 110/35/10кВ "Зун-Мурино" за пределами административных границ Иркутской области подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем в апелляционной жалобе.
Как правильно указал суд первой инстанции, для отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям имеет значение суммарная установленная мощность таких силовых трансформаторов, которые используются для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, в данном случае на территории Иркутской области.
Суд первой инстанции, оценив представленный обществом договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.0300.833.12 от 07.12.2012 г. пришел к выводу, что суммарный объем присоединенной мощности составил 4,41 МВА.
Объем присоединенной мощности, приходящийся на территорию Иркутской области, с 1 октября 2015 года (дополнительное соглашение от 01.10.2015) был изменен в сторону уменьшения путем исключения из вышеназванного приложения N 2 точек присоединения ВЛ-6 кВ ф. "Поселок" опора N 40.
Учитывая, что трансформаторные мощности находятся за пределами субъекта Российской Федерации - Иркутской области, а на его территории обществом суммарный объем присоединенной мощности составляет 4,41 МВА, суд апелляционной инстанции считает, обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что факт использования установленной п. 1 Критериев не менее 10 МВА трансформаторной мощности ПС 110/35/10 кВ "Зун-Мурино" для потребителей на территории Иркутской области документально не был подтвержден, в связи с чем в административных границах Иркутской области ПАО "МРСК Сибири" - Бурятэнерго не может быть признано территориальной сетевой организацией, отвечающей пункту 1 Критериев.
Суд апелляционной инстанции считает, что с учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Служба пришла к правомерному выводу о несоответствии Общества 1 Критерию отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и отсутствии правовых оснований в соответствии с п. 24 Правил государственного регулирования N 1178 для установления в отношении ПАО "МРСК Сибири" - Бурятэнерго регулируемых тарифов по передаче электрической энергии на 2016 г. на территории Иркутской области.
Пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (учетом изменений, внесенных постановлением Правительства N 184, далее - Правила регулирования) предусмотрено, что в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким Критериям, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием Критериев, которым такое юридическое лицо не соответствует).
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ Службы по тарифам Иркутской области в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 г., изложенный в письме от 24.11.2015 г. N 79-37-3531/2015, соответствует Закону N 35- ФЗ "Об электроэнергетике", Правилам государственного регулирования N 1178, 11 Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "26" апреля 2016 года по делу N А19-51/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-51/2016
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: Служба по тарифам Иркутской области