г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А26-499/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердюк К.С.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12946/2016) ООО "Мастер-Ремонт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2016 по делу N А26-499/2016 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ООО "Мастер-Ремонт", место нахождения: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Генерала Фролова, д. 11, ОГРН 1041000038606,
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт" (далее - Общество, заявитель, ООО "Мастер-Ремонт") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ГЖИ, Инспекция) от 14.12.2015 N 101/017/13-12 об устранении нарушений жилищного законодательства.
Решением суда от 30.03.2016 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 30.03.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, так как ГЖИ было выдано предписание о проведении косметического ремонта подъезда спорного многоквартирного дома, а собственниками помещений не было принято решение о его проведении и финансировании, в целях надлежащего содержания общего имущества дома Общество правомерно установило соответствующий тариф в соответствии с условиями договора управления, в связи с чем в его действиях отсутствуют нарушения требований жилищного законодательства. Кроме того, податель жалобы утверждает об отсутствии у ГЖИ полномочий возлагать на Общество обязанность по корректировке платы за жилищные услуги, поскольку вопросы взыскания денежных средств, касающиеся ненадлежащего исполнения договора управления, регулируются нормами гражданского законодательства.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением из Прокуратуры города Петрозаводска обращений собственников жилых помещений многоквартирного дома N 7 по улице Ровио города Петрозаводска и на основании распоряжения от 12.11.2015 N 089/017/13-12 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности управляющей организации - ООО "Мастер-Ремонт" по организации расчетов населения за содержание и ремонт жилья в указанном многоквартирном доме, в ходе которой установлено, что 31.05.2012 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 14,35 руб. с 1 кв.м. в месяц, вместе с тем, в сентябре 2015 года Общество в нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) взимало установленную в одностороннем порядке плату за косметический ремонт в размере 20,51 руб. с 1 кв.м.
По результатам проверки ГЖИ составлен акт от 14.12.2015 N 089/017/13-12ГЖИи, Обществу выдано предписания от 14.12.2015 N 101/017/13-12, согласно которому последнему предписано в срок до 24.02.2016 произвести корректировку платы за жилищные услуги, начисленную собственникам помещений в многоквартирном доме за сентябрь 2015 года без включения платы по строке "Косм. ремонт" в размере 20,51 руб.кв.м. площади помещения.
Считая предписание Инспекции незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Придя к выводу о соответствии предписания ГЖИ действующему законодательству, суд первой инстанции оставил требования заявителя без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), в силу подпункта "з" пункта 11 которых содержание общего имущества включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирном домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 31 Правил N 491 также установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги как для нанимателя, так и для собственника помещения в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, с 01.05.2010 осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 7 по улице Ровио города Петрозаводска.
Таким образом, Общество, заключив договор управления многоквартирным домом, приняло на себя предусмотренные жилищным законодательством обязательства перед собственниками квартир по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.
31.05.2012 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 14,35 руб. с 1 кв.м. в месяц.
Вместе с тем, как установлено Инспекцией, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается заявителем, собственникам жилья в указанном многоквартирном доме в сентябре 2015 года были выставлены к оплате счета, в которые Общество в одностороннем порядке включило плату за косметический ремонт в размере 20,51 руб. с 1 кв.м.
Доказательства того, что общим собранием собственников спорного многоквартирного дома было принято решение об увеличении платы за работы (услуги) по управлению, содержание и текущему ремонту общего имущества или об установлении платы за косметический ремонт подъезда в размере 20,51 руб. с 1 кв.м., в материалы дела не представлены.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, выдача ГЖИ предписания от 28.05.2015 N 15/017/13-12 ГЖИ о проведении обследования на предмет необходимости проведения поддерживающего ремонта в многоквартирном доме и об устранении выявленных недостатков не являлась обстоятельством, освобождающим заявителя от соблюдения требований части 7 статьи 156 ЖК РФ, поскольку предписание Инспекции было направлено на устранение нарушений законодательства, ранее допущенных управляющей организацией в ходе управления многоквартирным домом.
Законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (часть 7 статьи 156 ЖК РФ, пункт 31 Правил N 491).
Вопреки позиции подателя жалобы ЖК РФ не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы, в том числе и в случае, если соответствующее общее собрание собственников помещений не состоялось.
Доводы заявителя о том, что в компетенцию ГЖИ не входит контроль за деятельностью управляющей организации при осуществлении расчетов с собственниками помещений многоквартирного дома, также были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в принятом по делу решении и правомерно отклонены последним как несостоятельные, поскольку они не основаны на действующем законодательстве.
Как верно указано судом первой инстанции, под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ понимается, в том числе деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Положение N 493).
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных Положением N 493.
Согласно пункту 11 Положения N 493 предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-11 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Положение N 281-П), в соответствии с пунктами 1 и 2 которого Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим государственный жилищный надзор в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 9 Положения N 281-П Инспекция осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и определения размера и внесения платы за коммунальные услуги.
Подпунктом 6 пункта 10 Положения N 281-П предусмотрено, что должностные лица при осуществлении государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, то есть о прекращении нарушений обязательных требований.
Следовательно, надзор за соблюдением требований к порядку определения размера и внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения входит в компетенцию Инспекции, а потому вопреки позиции подателя жалобы она уполномочена выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании изложенного, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела Обществом и Инспекцией доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводам о том, что ООО "Мастер-Ремонт", установив в сентябре 2015 года в одностороннем порядке плату за косметический ремонт в размере 20,51 руб. с 1 кв.м., нарушило требования части 7 статьи 156 ЖК РФ, в связи с чем у ГЖИ имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, предписание выдано уполномоченным на то органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления им предпринимательской и экономической деятельности, что в свою очередь в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влекло отказ в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены или изменения принятого по делу решения.
По результатам рассмотрения дела и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2016 по делу N А26-499/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Мастер-Ремонт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-499/2016
Истец: ООО "МАСТЕР-РЕМОНТ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия