Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
22 июля 2016 г. |
дело N А32-7915/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Краснодарнефтегеофизика": представитель не явился, извещен;
от Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель по доверенности от 14.12.2015 Стомин А.И.;
от Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 17: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Краснодарнефтегеофизика" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2016 по делу N А32-7915/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Краснодарнефтегеофизика",
заинтересованные лица: Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 17,
принятое судьей Погореловым И.А.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Краснодарнефтегеофизика" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 17 (далее - фонд, учреждение) от 28.01.2016 N 23.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивировано тем, что общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательства перечисления страховых взносов в срок, установленный пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социально страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Открытое акционерное общество "Краснодарнефтегеофизика" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно пункту 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 01 января очередного финансового года. Таким образом, податель жалобы считает, что, отменив 28.01.2016 скидки и надбавки к страховому тарифу, то есть в следующем году, учреждение нарушило требование пункта 10 Правил N 524, которое содержит запрет на установление скидки или надбавки к страховому тарифу в текущем году. Кроме того, общество ссылается на то, что названные Правила не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок, поэтому в данном случае не имеется возможности ссылаться на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, а также не является законной отмена представленных скидок и надбавок в отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене предоставленных скидок и надбавок и в целом допускающих возможность такой отмены.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Открытое акционерное общество "Краснодарнефтегеофизика" и Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 17, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Абинское управление геофизических работ ОАО "Краснодарнефтегеофизика" в 2014 году обратилось в филиал N 17 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением на установление скидки к страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год. Скидка была установлена в размере 39% о чем был издан приказ от 21.10.2014 N458 и обществу было направлено уведомление от 21.10.2014.
В 2016 году при мониторинге Единой Интегративной Информационной Системы "Соцстрах" фондом были установлены нарушения, допущенные его работниками при установлении скидки обществу.
28.01.2016 фондом вынесен приказ N 23 об отмене скидки к страховому тарифу на 2015 год и доначислении страховых взносов в полном объеме согласного страхового тарифа, в связи с тем, что обществом не были своевременно уплачены текущие платежи за 2014 год.
Не согласившись с вынесенным приказом от 28.01.2016 N 23, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением об оспаривании данного приказа.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщик обеспечивает контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, следовательно, имеет право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов страхователя, а также проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В свою очередь страхователи обязаны: вести учет начислений страховых взносов, предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно статье 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что страхователи по обязательному социальному страхованию обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховые взносы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Таким образом, в соответствии с пунктом 8 Правил одним из условий рассмотрения вопроса об установлении страхователю скидки является своевременная уплата текущих страховых взносов.
Пунктом 4 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 года установлено, что суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
Днем уплаты страховых взносов считается день предъявления страхователем в банк (иную кредитную организацию) платежного поручения о перечислении страховых взносов при наличии достаточного денежного остатка на счете страхователя, а при уплате наличными денежными средствами - день внесения в банк (иную кредитную организацию) или кассу органа местного самоуправления либо организацию федеральной почтовой связи денежной суммы в счет уплаты страховых взносов (пункт 2 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам. Исчисление производится исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов. При этом суммы страховых взносов за текущий месяц (ежемесячные обязательные платежи) определяются как начисленные с начала расчетного периода страховые взносы по текущий месяц.
В решении Верховного Суда Российской Федерации N АКПИ15-247 от 15.04.2015, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации N АПЛ15-271 от 21.07.2015 указано, что для рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки необходимо соблюдение страхователем условий о своевременной уплате текущих страховых взносов и отсутствии задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки, что следует из буквального содержания оспариваемых положений нормативного правового акта (подпункты "б" и "в" пункта 8 Правил N 524). Уплата страхователем текущих страховых взносов означает своевременное внесение страхователем взносов в текущем календарном году, то есть в том финансовом году, в котором страхователь обратился с заявлением об установлении скидки к тарифу. В апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2015 указано на несостоятельность позиции общества об отсутствии в статье 22 Федерального закона N 125-ФЗ, регулирующей вопросы уплаты страховых взносов, непосредственного указания на необходимость соблюдения страхователем таких условий, как своевременная уплата текущих страховых взносов и отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки, поскольку необходимость соблюдения таких условий следует из принципа обязательности уплаты страхователем страховых взносов и установленной законом обязанности страхователей по уплате страховых взносов в установленные сроки и в надлежащем размере.
То есть, установление такой скидки к страховому тарифу не может быть осуществлено произвольно. Для рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки необходимо соблюдение страхователем условий о своевременной уплате текущих страховых взносов и отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки, что следует из буквального содержания оспариваемых положений нормативного правового акта (подпункты "б" и "в" пункта 8 Правил N 524). Уплата страхователем текущих страховых взносов означает своевременное внесение страхователем взносов в текущем календарном году, то есть в том финансовом году, в котором страхователь обратился с заявлением об установлении скидки к тарифу.
Как следует из материалов дела, страхователь несвоевременно оплатил текущие платежи за 2014 год, а именно: за апрель - платёж поступил 21.04.2014, за май - 20.05.2014, за июнь - 25.06.2014, за сентябрь - 26.09.2014, то есть, обществом фактически не были соблюдены обязательные условия для предоставления ему такой скидки.
Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается, документально не опровергнуто.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" - средства на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются, в том числе, и за счет обязательных страховых взносов страхователей. Данные средства являются федеральной собственностью и имеют строго целевое использование.
Фонд при установлении такой скидки обществу на основании приказа от 21.10.2014 N 458 своевременно не учел наличие указанных обстоятельств, препятствующих предоставление обществу скидки к страховому тарифу на 2015 год в размере 39%, то есть, такая скидка обществу изначально была установлена ошибочно.
В ходе проведения проверки в порядке ведомственного контроля фондом самостоятельно было выявлено указанное нарушение, в связи с чем, оспариваемым приказом от 28 января 2016 N 23 были устранены допущенные нарушения, отменён приказ от 21.10.2014 N 458, установивший скидку, и произведены доначисления страховых взносов, что действующим законодательством не запрещено.
В связи с изложенным, довод общества о том, что в текущем году (2016) невозможно отменить ранее установленная скидка на прошлый период (2015), является необоснованным. В рассматриваемом случае изначально (2014) обществу скидка была установлена неправомерно.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2016 по делу N А32-7915/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7915/2016
Истец: ОАО "Краснодарнефтегеофизика"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-КРАСНОДАРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Государственное учреждение-Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N17
Третье лицо: ГУ Краснодарское региональное отделение Онда социального страхования Филиал N 17