Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2016 г. N Ф04-5191/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконными действий, об обязании совершить действия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А45-1954/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Колупаевой Л.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи (до перерыва), помощником судьи Есиповым А.С. с использованием средств аудиозаписи (после перерыва)
при участии:
от заявителя: Аббасова Л.Р. по доверенности от 01.07.2016 года (сроком на 1 год)
от заинтересованных лиц: от Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска: без участия (извещено);
от Мэрии города Новосибирска: Астахова А.В. по доверенности N 01/40/06716 от 30.12.2015 года (сроком до 31.12.2016 года) (до перерыва)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск (N 07АП-5403/16)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 20 апреля 2016 года по делу N А45-1954/2016 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению Садового некоммерческого товарищества "Пенсионер-2", г. Новосибирск (ИНН 5402556686, ОГРН 1125476182028)
к Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска, г. Новосибирск
Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Садовое некоммерческое товарищество "Пенсионер-2" (далее по тексту - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска, Мэрии города Новосибирска с заявлением о признании незаконными действий об отказе утвердить список членов СНТ "Пенсионер-2"; обязании совершить действия по утверждению списка членов СНТ "Пенсионер-2".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20 апреля 2016 года признаны незаконными действия мэрии города Новосибирска об отказе в утверждении списка членов садового некоммерческого товарищества "Пенсионер-2"; в удовлетворении остальных требований отказано. Мэрия города Новосибирска обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов садового некоммерческого товарищества "Пенсионер-2" путем совершения действий по утверждению списка членов садового некоммерческого товарищества "Пенсионер-2" в 20-дневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу,
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия города Новосибирска (далее по тексту - Мэрия, заинтересованное лицо) обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 апреля 2016 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Товариществом требований, поскольку выводы арбитражного суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; арбитражным судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на то, что утверждение списка членов садового некоммерческого товарищества не является ни правом, ни обязанностью апеллянта; настоящий спор не подведомственен арбитражному суду.
Подробно доводы Мэрии изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Товарищество в письменных объяснениях по делу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Мэрии, не подлежащей удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Администрация Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска отзыв в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ не представила, участвующае в деле, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных объяснений заявителя, заслушав представителя Товарищества и апеллянта, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 апреля 2016 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19 августа 2013 года Товарищество обратилось в мэрию города Новосибирска с заявлением о выделении земельного участка, площадью около 1 га, для размещения товарищества, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, Заельцовский район, Мочищенское шоссе.
По результатам рассмотрения заявления 27 сентября 2013 года комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска принято решение о выборе земельного участка для строительства объекта "садовые земельные участки" по адресу: Мочищенское шоссе в Заельцовском районе и проведении процедур согласования в целях обеспечения оформления акта о выборе земельного участка.
Постановлением Мэрии от 11.04.2014 года N 3064 утверждены: схема расположения земельного участка, площадью 6697 кв. м., на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:033715 для размещения товарищества по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, Мочищенское шоссе в Заельцовском районе, вид разрешенного использования земельного участка: территории садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан, акт о выборе земельного участка, площадью 6697 кв. м., для размещения товарищества, предварительно согласовано заявителю место размещения товарищества по Мочищенскому шоссе в Заельцовском районе.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 30.04.2014 года N 54/201/14-135630 земельный участок, площадью 6697 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территории садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан, поставлен на кадастровый учет за N 54:35:033715:1321 с местоположением: Новосибирская область, г. Новосибирск, Мочищенское шоссе, СНТ "Пенсионер-2".
Письмом от 11.07.2014 года N 51/10/04648 Администрация Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска сообщила заявителю о том, что администрация осуществляет регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не наделена полномочиями по утверждению списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, такой список должен быть направлен на утверждение в мэрию.
16 сентября 2014 года мэрия в лице Департамента строительства и архитектуры в ответ на обращение Товарищества сообщила, что осуществление регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков отнесено к полномочиям администрации районов.
Товарищество обратилось в администрацию с просьбой сформировать персональный состав членов товарищества.
Письмом от 03.11.2015 года N 51/15/07896 администрация сообщила заявителю о том, что полномочиями по формированию персонального состава садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан администрация не наделена.
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из части 1 статьи 71 АПК РФ следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, а также Федеральным законом N 66-ФЗ.
В силу статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан; регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно; списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ (в действующей редакции) в целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, количество членов садоводческого или огороднического некоммерческого объединения является существенным критерием для определения площади земельного участка для его предоставления такому объединению в соответствии с нормами действующего в настоящее время законодательства.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что администрация, на основании Положения об администрации района (округа по районам) города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 года N 207, осуществляет регистрацию и ведет учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, в том числе имеющих преимущественное право.
В списке учета заявлений граждан, имеющих преимущественное право на получение земельного участка зарегистрировано 35 заявлений граждан, в списке граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, зарегистрировано 45 заявлений граждан, в том числе заявления членов товарищества - Акимовой Е.Г., Бикибаевой Е.Ю., Глебова И.Н., Глебовой Г.В., Ласкиной Г.К., Захаровой Н.Б., Исаченко Ю.В., Цыбина Ю.И., Цыбиной О.В.
В свою очередь, согласно статье 27 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 года N 616, структуру органов местного самоуправления города Новосибирска составляют: представительный орган муниципального образования города Новосибирска - Совет депутатов города Новосибирска; глава муниципального образования города Новосибирска - мэр города Новосибирска; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования города Новосибирска - мэрия города Новосибирска; контрольно-счетный орган муниципального образования города Новосибирска - контрольно-счетная палата города Новосибирска.
В структуру мэрии входят структурные подразделения (отраслевые (функциональные) и территориальные органы) мэрии города Новосибирска.
В силу пункта 7 части 3 статьи 42 Устава города Новосибирска мэрия обладает следующими полномочиями в области использования и охраны земель, охраны природы, недропользования, благоустройства: обеспечивает граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками, осуществляет регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.
Предоставление земельных участков для размещения садовых некоммерческих товариществ, дачных некоммерческих товариществ осуществляется с учетом постановления мэрии от 29.06.2012 года N 6453 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта".
Проанализировав указанные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что к обязанности администрации не относится утверждение персонального списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, поскольку обязанность администрации по осуществлению регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не свидетельствует о возложении на администрацию обязанности по утверждению такого списка граждан.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Учитывая изложенное, является правомерными выводы суда о наличии у Мэрии обязанности по утверждению списка членов Товарищества, при этом незаконные действия заинтересованного лица по не утверждению списка граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, нарушают права и законные интересы Товарищества при осуществлении его деятельности, создают препятствия заявителю в формировании площади земельного участка и его предоставлении в безвозмездное пользование товариществу.
Ссылка апеллянт на положения пункта 17 части 1 статьи 21 Закона N 66-ФЗ в рассматриваемом случае является неправомерной, поскольку указанная норма регулирует исключительную компетенцию общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в том числе в части решения вопроса об утверждении списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Между тем, в рассматриваемом случае заявитель обратился в Мэрию с заявлением об утверждении списка членов Товарищества на получение земельных участков в СНТ "Пенсионер-2", что регулируется нормой статьи 13 указанного Закона.
Без утверждения уполномоченным органом местного самоуправления указанных списков Товарищество фактически не сможет пользоваться истребуемым земельным участком.
Таким образом, Мэрия утверждает списки членов Товарищества, имеющих право на получение земельных участков, а не списки членов СНТ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Товариществом требования к Мэрии.
В отношении доводов апеллянта о не подведомственности настоящего спора арбитражному суду, апелляционная инстанция отмечает, что в соответствии с положениями действующего законодательства и Уставом, Товарищество может осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом и соответствующую целям, для достижения которых оно создано, в том числе сдавать в аренду имущества (земельные участки).
Поскольку без утверждения органом местного самоуправления списка членов Товарищества, заявитель лишен возможности пользоваться земельным участком, следовательно, рассматриваемый спор имеет экономический характер и подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Апелляционная жалоба не содержит ссылки на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда и свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения, доводы жалобы повторяют правовую позицию заявителя, изложенную им в суде первой инстанции, которая получила надлежащую оценку в решении суда.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 апреля 2016 года по делу N А45-1954/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Колупаева Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1954/2016
Истец: ООО "СНТ "Пенсионер-2", Садовое некоммерческое товарищество "Пенсионер-2"
Ответчик: Администрация Центрального округа по Железнодорожному , Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска, Мэрия г. Новосибирска, Мэрия города Новосибирска в лице Департамента строительства и архитектуры
Третье лицо: Представитель СНТ "Пенсионер-2" Новохатский Евгений Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5403/16
23.11.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5191/16
22.07.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5403/16
20.04.2016 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-1954/16