г. Москва |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А41-94158/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Костригиным Н.И.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" - Смирнов В.С. по доверенности N 01/16 от 11 января 2016 года, Гришина О.А. по доверенности от 31 декабря 2015 года N 10, Кузьмичев В.Э по доверенности от 31 декабря 2015 года N 9,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Электрогорск Московской области - Ефимов А.С. по доверенности N 15 от 09 марта 2016 года,
от третьего лица ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница" - Муховикова О.Н. по доверенности от 30 июня 2016 года,
от третьих лиц - Публичного акционерного общества "Мосэнерго" и Конкурсного управляющего МУП "Коммунальщик" Максимов В.А. - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Электрогорск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2016 года по делу N А41-94158/15, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" к Администрации городского округа Электрогорск Московской области о признании недействительными ненормативных правовых актов, третьи лица - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Электрогорская городская больница", Конкурсный управляющий МУП "Коммунальщик" Максимов В.А., Публичное акционерное общество "Мосэнерго",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" (далее - ООО "ТСК Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Электрогорск Московской области (далее - администрация), в котором просило признать недействительными:
- постановление Главы городского округа Электрогорск Московской области от 15 сентября 2015 года N 640 "Об определении ответственной организации по эксплуатации бесхозяйных тепловых, водопроводных и канализационных сетей, расположенных на территории городского округа Электрогорск Московской области по адресу: ул. Семашко, д. 1";
- постановление Главы городского округа Электрогорск Московской области от 29 сентября 2015 года N 672 "О внесении изменений в Постановление Главы городского округа Электрогорск Московской области от 15 сентября 2015 года N 640 "Об определении ответственной организации по эксплуатации бесхозяйных тепловых, водопроводных и канализационных сетей, расположенных на территории городского округа Электрогорск Московской области по адресу: ул. Семашко, д. 1".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле принимают участие Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Электрогорская городская больница" (далее - ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница"), Конкурсный управляющий МУП "Коммунальщик" Максимов В.А., Публичное акционерное общество "Мосэнерго" (далее - ПАО "Мосэнерго").
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 74-78 т. 6).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ПАО "Мосэнерго" и Конкурсного управляющего МУП "Коммунальщик" Максимова В.А., извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители общества возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01 сентября 2015 года главным врачом ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница" утверждены акты N 5 и N 6 об обнаружении бесхозных сетей, из которых следует, что на территории, прилегающей к зданию ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница", выявлены наземные и подземные сети ХВС, ГВС, теплоснабжения и канализации, подающие холодную и горячую воду и теплоснабжение на здания ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница".
Письмом исх. 488 от 02 сентября 2015 года ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница" обратилось к Главе городского округа Электрогорск с просьбой передать сети организации, которая будет их эксплуатировать и поддерживать в рабочем состоянии.
Электрогорский филиал ООО "ТСК Мосэнерго" постановлением Главы городского округа Электрогорск Московской области от 04 февраля 2014 года N 49 определен гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Электрогорск Московской области.
В связи с обращением ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница" в целях организации надлежащего содержания и обслуживания сетей Глава городского округа Электрогорск Московской области издал постановление от 15 сентября 2015 года N 640 "Об определении ответственной организации по эксплуатации бесхозяйных тепловых, водопроводных и канализационных сетей, расположенных на территории городского округа Электрогорск Московской области по адресу: ул. Семашко, д. 1", которым постановил определить ООО "ТСК Мосэнерго" в качестве эксплуатирующей организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых, водопроводных и канализационных сетей, указанных в Перечне, до признания на них права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие сети собственником в соответствии с гражданским законодательством. В постановлении также постановлено Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Электрогорск Московской области осуществить мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные тепловые, водопроводные и канализационные сети в порядке, установленном действующим законодательством. Приложением N 1 к указанному постановлению является Перечень бесхозяйных тепловых, водопроводных и канализационных сетей, расположенных на территории городского округа Электрогорск Московской области по адресу: ул. Семашко, д. 1.
Глава городского округа Электрогорск Московской области 15 сентября 2015 года издал постановление N 672 "О внесении изменений в Постановление Главы городского округа Электрогорск Московской области от 15 сентября 2015 года N 640 "Об определении ответственной организации по эксплуатации бесхозяйных тепловых, водопроводных и канализационных сетей, расположенных на территории городского округа Электрогорск Московской области по адресу: ул. Семашко, д. 1", которым внесены изменения в Перечень бесхозяйных тепловых, водопроводных и канализационных сетей, расположенных на территории городского округа Электрогорск Московской области по адресу: ул. Семашко, д. 1.
Посчитав указанные постановления незаконными и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления является незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий (бездействия) и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Оспаривая законность постановлений, общество указало, что спорные сети не являются бесхозяйными, соединяют объекты, которые находятся на закрытой территории больницы, и всегда содержались за счет средств, выделяемых из бюджета муниципального образования.
Представитель Администрации пояснил, что, при передаче ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница" в собственность Московской области, сети передать не удалось, так как право собственности на них не было зарегистрировано, администрации необходимо признать сети бесхозяйными, оформить в муниципальную собственность и передать в собственность Московской области, денежных средств в муниципальной казне на содержание этих сетей не предусмотрено.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Таким образом, для установления правомерности передачи обществу для содержания и обслуживания тепловых, водопроводных и канализационных сетей, необходимо установить, являются ли эти сети бесхозяйными.
Указом Президента Российской Федерации издан от 22 декабря 1993 года N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно приложению к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объектами, относящимися к муниципальной собственности, в том числе, учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров).
Городская дума г. Электрогорска Московской области 21 марта 1997 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2265 приняла решение N 27/5 об утверждении перечня объектов муниципальной собственности, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в соответствии с действующим законодательством безвозмездно передаваемых на праве собственности Администрацией г. Павловского Посада Администрации г. Электрогорска согласно Приложений.
Из Перечня предприятий, передаваемых в собственность г. Электрогорска, следует, что в собственность г. Электрогорска передана Электрогорская городская больница.
Таким образом, Электрогорская городская больница передавалась в собственность г. Электрогорска как имущественный комплекс, а не отдельно каждый объект, в том числе и сети, соединяющие объекты больницы.
Как установлено судом первой инстанции, сети водоснабжения и водоотведения не имеют непосредственного технологического присоединения к сетям ООО "ТСК Мосэнерго". Спорные сети находятся на территории больничного комплекса ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница" и, с одной стороны, присоединены к зданиям бойлерной и КНС, являвшихся муниципальной собственностью, а с другой - к другим недвижимым объектам ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница". Данный факт не оспорен и не опровергнут Администрацией и ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница".
Между ООО "ТСК Мосэнерго" и ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница" были заключены муниципальные контракты на оказание услуг для муниципальных нужд на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, на теплоснабжение.
Приложением к указанным муниципальным контрактам являются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей между ООО "ТСК Мосэнерго" и ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница". Согласно актов, сети находятся в эксплуатационной ответственности и на балансе МУЗ "ЭГБ".
Совет депутатов городского округа Электрогорск Московской области 25 июня 2014 года принял решение, которым было решено:
1. Передать из муниципальной собственности городского округа Электрогорск Московской области в собственность Московской области муниципальные учреждения здравоохранения как имущественные комплексы.
2. Осуществить передачу муниципальных учреждений здравоохранения как имущественных комплексов и имущества.
Таким образом, ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница" также была передана Московской области как имущественный комплекс.
Следовательно, спорные сети, непосредственно присоединенные к объектам муниципальной собственности, входят в имущественный комплекс ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница".
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из актов об обнаружении бесхозных сетей от 01 сентября 2015 года, утвержденных главным врачом ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница", из фотоснимков следует, что выявлены наземные и подземные сети. Наземные сети не могут быть отнесены к недвижимым вещам, так не связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению возможно.
Кроме того, из материалов дела следует, что спорные сети не являлись бесхозяйными, с момента передачи их в 1997 году Администрацией г. Павловского Посада в собственность Администрации г. Электрогорска, они постоянно эксплуатировались, содержались и ремонтировались на средства местного бюджета и ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница".
В силу статьи 236 Гражданского кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Таким образом, арбитражный суд установил, что спорные сети не являются бесхозяйными, они были приняты администрацией в собственность в 1997 года в составе имущественного комплекса ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница".
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно установил, что оспариваемые постановления незаконны и нарушают права общества, возлагая на него обязанности по содержанию спорных сетей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые постановления являются незаконными, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2016 года по делу N А41-94158/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94158/2015
Истец: ООО "Теплоснабжающая компания Мосэнерго"
Ответчик: Администрация городского округа Электрогорск Московской области
Третье лицо: ГБУЗ МО "Электрогорская городская больница", Конкурсный управляющий МУП "Коммунальщик" Максимов В. А., МУП РСП, Администрация городского округа Электрогорск Московской области