Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2016 г. N Ф05-17585/16 настоящее постановление изменено
Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга и затрат, о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А40-160271/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей: Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карамышевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Закрытого акционерного общества "Русская тройка"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 12 апреля 2016 года по делу N А40-160271/15,
принятое судьей Скворцовой Е.А.
по иску Закрытого акционерного общества "Русская тройка"
(ИНН 7708542765, ОГРН 1047796851585)
к Акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-2"
(ИНН 7708737517, ОГРН 1117746294126)
третье лицо: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Лысенко Т.Е. по доверенности от 04.06.2016,
от ответчика: Тодорова Т.А. по доверенности от 05.08.2015,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Русская тройка" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "ВРК - 2" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 59 815 руб. 85 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 392 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2016 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 12 321 руб. 65 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении иска, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что ответчик в ходе ремонта вагона N 5469761 обязан был осмотреть и устранить все недопустимые дефекты, а все возникшие убытки были обнаружены после работ, проведенных ответчиком, следовательно, им некачественно проведен ремонт вагона. При текущем отцепочном ремонте невозможно выявить всех неисправностей вагона, в отличие от деповской, которую проводил ответчик.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал апелляционную жалобу, представитель ответчика возражал против ее доводов.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте его проведения, не явилось, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, между ОАО "Вагонная ремонтная компания-2" и ЗАО "Русская тройка" был заключен Договор от 29.12.2012 N 351-Д на плановые виды ремонта грузовых вагонов, согласно которому Истец поручает и обязуется оплатить, а Ответчик принимает на себя обязательства производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих Истцу на праве собственности, аренды или ином законном основании.
Ответчиком был произведен деповской ремонт 3 вагонов, принадлежащих истцу.
Согласно п. 1 ст. 721, п. 1 ст. 722 ГК РФ в отсутствие специальных условий в договоре подряда, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать обычно предъявляемым к работам соответствующего рода в момент передачи заказчику и в пределах разумного срока быть пригодным для обычного использования результата работы такого рода, а в случае, когда законом, иным правовым актом или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок - в течение всего гарантийного срока.
Согласно пункту 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают ею непригодным для предусмотренного в договоре использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, потребовать от подрядчика возмещения своих расходов на устранение недостатков. Право предъявления требований, связанных с недостатками результата работ, обнаруженными в течение гарантийного срока, предоставлено заказчику пунктом 3 статьи 724 ГК РФ.
В течение гарантийного срока указанные вагоны были отцеплены перевозчиком по технологическим неисправностям и направлены для устранения дефектов в эксплуатационные вагонные депо ОАО "РЖД". Перевозчиком составлены акты-рекламации по форме ВУ-41-М, в которых указано, что при осмотре вагонов обнаружены неисправности, возникшие вследствие ненадлежащего выполнения депо ответчика ремонтных работ.
ОАО "РЖД" производило устранение выявленных дефектов спорных вагонов в соответствии с договором на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов.
Общая сумма убытков, возникших в связи с устранением дефектов, выявленных в период гарантийного срока, с учетом уточнений исковых требований, составила 55 515 руб. 85 коп.
Истец направил в адрес ответчика претензии, которые оставлены ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска в суд.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Пунктом 2 ст. 307 ГК РФ установлено, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Согласно п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получало бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии с указанной нормой обязательство вследствие причинения убытков возникает при наличии в совокупности следующих оснований: противоправного деяния (действия, бездействия), наличия вреда, причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями (убытками), вины лица, ответственного за убытки.
При исследовании материалов дела установлено, что заявленные к взысканию убытки, причиненные истцу, возникли вследствие незаконных, виновных действий ответчика, а также доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими у истца убытками по двум вагонам.
Кроме того, ответчик исковые требования признал частично по вагону N 54911805 в сумме 5 859 руб. 58 коп., по вагону N 54913389 в сумме 6 462 руб. 07 коп., в силу чего данные суммы были взысканы с ответчика решением суда первой инстанции.
Относительно вагона N N 5469761 установлено, что в отношении него заявлены убытки по работам, которые в соответствии с расчетно-дефектными ведомостями (далее - РДВ) на проведение плановых видов ремонта в депо ответчика не проводились. Ремонт или замена деталей не осуществлялись в виду их полной работоспособности и отсутствия необходимости замены или ремонта.
Так, в процессе планового ремонта ответчик никакие сварочные работы не производил, поэтому он не может нести ответственность за работу, выполненную другими лицами.
Указанный вагон отцеплялся ранее в ТОР. Предъявляемые истцом неисправности выявлены не были.
Согласно руководящему документу по текущему отцепочному ремонту "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. "Руководство по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97", утвержденному МПС России 2 сентября 1997 г. (далее - Руководство ТОР), при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены все неисправности вагона вне зависимости от причин поступления вагона в ремонт. Так в процессе эксплуатации спорные вагоны в межремонтный период проходили текущий отцепочный ремонт. При производстве ТОР на спорных вагонах производится контроль технического состояния всех узлов и деталей грузового вагона - комплекс операций или операция оценки уровня технического состояния вагона, его узлов и деталей в соответствии с Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в межгосударственном сообщении (протокол заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22-23 ноября 2007 г. N 47 и Руководство ТОР).
В соответствии с пунктом 2.4 Руководства ТОР, при ТОР должны быть выявлены и устранены все неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт. Согласно пункту 15 Руководства ТОР вагонное депо, производившее ТОР, несет гарантийную ответственность за ремонт до следующего планового ремонта.
Текущий ремонт (ТР-1, ТР-2), выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей, после чего производиться передача их на пути общего пользования с уведомления формы ВУ-36-М, которые подписывают мастер или бригадир пункта текущего отцепочного ремонта вагонов и принимающий отремонтированные вагоны приемщик вагонов ОАО "РЖД" подтверждая их исправность и соответствие требованиям техническим условиям, чертежам и признанными годными для эксплуатации.
Кроме того, выполняя определенный объем работ на вагоне ответчик (подрядчик) не устанавливает его техническое состояние и пригодность к эксплуатации, а предъявляет вагон для проверки уполномоченному представителю - приемщику вагонов, который в свою очередь определяет техническое состояние и пригодность всего вагона в целом и допускает его на пути общего пользования в соответствии с требованиями Руководств, "Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации" ЦВ ЦЛ-408 и Правил технической эксплуатации, железных дорог Российской Федерации утвержденным МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756. Вагоны, выпускаемые из ТОР подтверждают свое исправное техническое состояние и пригодность вагона к эксплуатации уведомлением формы ВУ-36-М.
Судебная коллегия соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что предъявление требований к ответчику после проведения ТОР и предоставления гарантии ОАО "РЖД" может быть расценено как злоупотребление своим правом, при этом учитывая, что по спорному вагону виновным ответчиком признало ОАО "РЖД", предоставившее гарантию на выполненные в рамках ТОР работы.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявитель жалобы не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 апреля 2016 года по делу N А40-160271/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160271/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2016 г. N Ф05-17585/16 настоящее постановление изменено
Истец: ЗАО "Русская тройка"
Ответчик: АО "ВРК-2, АО Вагонная ремонтная компания-2
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"