г. Воронеж |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А64-7709/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.07.2016.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.,
при участии:
от ООО "Тамбовская вещательная сеть": Саблина А.И., представитель по доверенности от 22.06.2016, выдана сроком на 1 год.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская вещательная сеть" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2016 по делу N А64-7709/2015 (судья Плахотников М.А.) по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская вещательная сеть" к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее - Роскомнадзор по Тамбовской области, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении Обществу с ограниченной ответственностью "Тамбовская вещательная сеть" (далее - ООО "ТВС", лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2016 по делу N А64-7709/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "Тамбовская вещательная сеть" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда в части установления вины Общества в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку в регистрационном журнале передач, вышедших в эфир с 06.11.2015 по 12.11.2015, следует, что общее время вещания за указанный период составило 43 часа 59 минут 48 секунд
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В 12 час. 00 мин., 26.11.2015 Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области (далее - Управление) при анализе записи эфира средства массовой информации (СМИ) - радиоканала "ТВС (Тамбовская вещательная сеть)" (свидетельство о регистрации СМИ от 26.04.2012 ЭЛ N ТУ 68 - 151) за 07.11.2015 в рамках проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении ООО "ТВС" обнаружено нарушение Обществом подпункта "а" пункта 4 "Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания", утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025, а именно: выпуск в эфир рекламы без выходных данных.
Административный орган, исключив из общего времени эфира, время рекламы, вышедшей в эфир с указанным нарушением, сделал вывод о нарушении Обществом лицензионного требования - нарушение соотношения объема вещания СМИ ТВС (Тамбовская вещательная сеть) к общему объему вещания.
Используя такой подсчет эфирного времени, Управление руководствовалось п. 27 методических рекомендаций по организации и проведению систематического наблюдения при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания, утв. Заместителем руководителя Роскомнадзора от 29.04.2015.
Выявленное нарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Государственным инспектором РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ведущим специалистом - экспертом Управления Прониной В.С. 27.11.2015 в отсутствии законного представителя ООО "ТВС", извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в присутствии представителя по доверенности от 02.06.2015 г. N б/н Чемерчевой А.Н. в отношении ООО "ТВС" по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении N 676.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение данного дела, относится к компетенции Арбитражного суда Тамбовской области, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.
Согласно подпункту 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Статьей 3 Закона N 99-ФЗ понятие "лицензионные требования" определено как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Частью 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи.
В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.
Порядок лицензирования такого вида деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание, осуществляемого юридическими лицами на территории Российской Федерации установлен Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 (далее - Положение).
В соответствии с п. 4 "а" Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, является в том числе соблюдение объемов вещания.
Как усматривается из материалов дела, согласно приложению N 1 лицензии N 21545 ТВС (Тамбовская вещательная сеть) осуществляет вещание в объеме 44 часов в неделю, из которых 10% - информационное направление вещания, а 90% - музыкальное. Русское радио осуществляет вещание в объеме 124 часов в неделю, из которых 10% - информационное направление вещания, 90% - развлекательное.
Управление Роскомнадзора по Тамбовской области посчитало, что ООО "ТВС" выпускает в эфир продукцию СМИ радиоканала в объеме 38 часов 1 минута 24 секунды, не соответствующую объему, установленному в лицензии N 21545.
При этом, Управление определяет отсутствие необходимого объема радиовещания по объявляемым данным радиоканала.
Согласно справке о результатах анализа записи эфира (приложение N 3 к акту систематического наблюдения от 26.11.2015 N А-68/188) время вещания ООО "ТВС" в объеме 38 часов 1 минута 24 секунды получено при сложении времени передач и рекламы, вышедших в эфир радиоканала ООО "ТВС" в период с 06.11.2015 по 13.11.2015. Оставшиеся 5 часов 58 минут 36 секунд - это региональные рекламные блоки в "окнах" сетевого партнера, так как они не сопровождаются выходными данными радиоканала ООО "ТВС" они не могут быть включены в объем вещания регионального СМИ.
Вместе с тем, из имеющегося в материалах дела регистрационного журнала передач, вышедших в эфир с 06.11.2015 по 12.11.2015, следует, что общее время вещания за указанный период составило 43 часа 59 минут 48 секунд.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Распоряжением Роскомнадзора от 15.02.2012 N 4 утверждены методические рекомендации по организации и проведению систематического наблюдения при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания.
В пункте 26 названных методических рекомендаций указано, что при соблюдении лицензионного требования об объеме вещания проверяется соответствие фактического объема вещания в неделю объему вещания в неделю, заявленному в лицензии. Подсчет действительного объема вещания в неделю проводится путем изучения записи эфирного вещания лицензиата, а также документов, содержащих сведения о времени и дате выхода передач в эфир, в том числе программы телерадиопередач, размещенной в средствах массовой информации.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что из документов, представленных в качестве доказательств в материалы дела, содержания протокола об административном правонарушении, записей эфира, предоставленных на диске, не представляется возможным достоверно установить объем собственного вещания ООО "ТВС" за календарную неделю.
При этом, по мнению суда при подсчете соотношения объема вещания необходимо исходить из длительности вещания фактического - реального времени, а не за вычетом программ, вышедших с нарушением: нарушения при выходе в эфир не должны давать право на увеличение фактического объема вещания для доведения его до установленного лицензией объема. Время окончания вещания наступает, исходя из длительности фактического, реального времени в эфире.
Статья 5 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 устанавливает, что
законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Между тем, указанные нормативные акты не были опубликованы.
Также, не имеется сведений о публикации Методических рекомендаций от 29.04.2015 года, на которые ссылается административный орган.
Законных оснований для включения региональной рекламы Общества в эфирное время сетевого партнера, также, суд не усматривает.
Лицензионные требования не содержат никаких оговорок для лицензиата о каком-либо ином способе подсчета им времени с целью недопущения нарушений.
В связи с чем, апелляционная коллегия полагает неправомерным не включение времени рекламы, которое не учитывалось административным органом при подсчете объема вещания ООО "ТВС" из-за нарушения требований п. 27 Методических рекомендаций. Нарушение обществом методических рекомендаций не может быть расценено как нарушение лицензионных требований об объеме вещания.
Кроме того, объем вещания подсчитывался за период семь дней (с четверга) а не за календарную неделю, что не правомерно.
Лицензионные требования предусматривают соблюдение определенного объема в неделю - с понедельника по воскресенье.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о недоказанности в действиях ООО "ТВС" события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, вывод суда области об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности является верным.
Положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей) со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
Материалы административного дела свидетельствуют, что соблюдение объема вещания проверялось за период с 06.11.2015 по 12.11.2015.
Правонарушение, выразившееся в несоблюдении соотношения объема вещания за неделю считается оконченным по окончании недели, а в рассматриваемом случае исходя из протокола об административном правонраушении - по окончании вменяемого периода - 12.11.2015 года.
Таким образом, трехмесячный срок давности привлечения ООО "ТВС" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ истек 12.02.2016 года.
Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 Кодекса.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку вмененное нарушение надлежащим образом не установлено, а установленное нарушение не может быть расценено как нарушение лицензионного требования к объему вещания, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения при выходе рекламы за проверенный период истек, то оснований для выяснения виновности лица, в отношении которого возбуждено дело о привлечении к административной ответственности - не имеется.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения мотивировочной части решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2016 по делу N А64-7709/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке ч. 4, ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7709/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области
Ответчик: ООО "Тамбовская вещательная сеть" (ООО "ТВС")