Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
25 июля 2016 г. |
Дело N А41-8956/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е., судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Капитал плюс" - Беспалова П.А. (представителя по доверенности от 14.03.2016);
от Правительства Московской области - Кавина А.Ю. (представителя по доверенности от 12.02.2016),
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Русанова А.А. (представителя по доверенности от 11.01.2016),
от Министерства инвестиций и инноваций Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитал плюс" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.04.2016 по делу N А41-8956/16, принятое судьей Уваровым А.О.,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 13.04.2016 по делу N А41-8956/16 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Капитал плюс" (далее - общество) к Правительству Московской области о признании незаконным бездействия Правительства Московской области по непринятию решения по заявлению общества о проведении аукциона на право пользования участком Серпуховского месторождения песчано-гравийного материала, расположенного в 1 км южнее г. Серпухов Серпуховского района Московской области, и об обязании Правительства Московской области назначить и провести аукцион на право пользования этим участком Серпуховского месторождения песчано-гравийного материала с соблюдением установленной процедуры публикации условий.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство инвестиций и инноваций Московской области.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Правительства Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При этом в судебном заседании апелляционного суда представители общества, Правительства Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области пояснили, что согласны с тем, что суд рассмотрел требования общества в указанном виде.
Апелляционная жалоба общества рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Министерства инвестиций и инноваций Московской области.
Изучив апелляционную жалобу, отзывы на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0040229:838, 50:32:0040229:839, категория земель: "Земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использовании: "Для сельскохозяйственного производства", расположенные по адресу: Московская область, Серпуховский район, в р-не ж/д моста.
Общество 05.02.2016 обратилось в Правительство Московской области с заявлением о принятии решения о проведении аукциона на право пользования участком Серпуховского месторождения песчано-гравийного материала, расположенного в 1 км. южнее г. Серпухов Серпуховского района Московской области, публикации в средствах массовой информации условий проведения аукциона.
В связи с тем, что ответ на указанное заявление получен не был, общество 16.02.2016 обратилось в арбитражный суд, в котором просило признать незаконным бездействие Правительства Московской области по непринятию решения по заявлению общества о проведении аукциона на право пользования участком Серпуховского месторождения песчано-гравийного материала, расположенного в 1 км южнее г. Серпухов Серпуховского района Московской области, а также обязать Правительство Московской области назначить и провести аукцион на право пользования этим участком Серпуховского месторождения песчано-гравийного материала с соблюдением установленной процедуры публикации условий.
Отказывая обществу в удовлетворении данных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из представленных обществом писем Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.08.2015, от 30.09.2015, 16.12.2005, общество ранее обращалось с заявлениями о проведении аукциона в Министерство экологии и природопользования Московской области, являющееся самостоятельным юридическим лицом, в компетенцию которого входит делегированное ему правительством Московской области полномочия по принятию решения о проведении аукционов.
Ссылки общества в обоснование довода о бездействии со стороны Правительства Московской области (по непринятию решения по заявлению общества о проведении аукциона на право пользования участком Серпуховского месторождения песчано-гравийного материала) на то, что Министерство является структурным подразделением Правительства Московской области, являются несостоятельными.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 27 Устава Московской области деятельность органов государственной власти Московской области осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти Московской области принадлежащих им полномочий.
Органы государственной власти Московской области в пределах своей компетенции самостоятельны (статья 28 Устава Московской области).
В соответствии со статьей 29 Устава Московской области систему органов государственной власти Московской области составляют:
а) Московская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Московской области;
б) Губернатор Московской области - высшее должностное лицо Московской области;
в) Правительство Московской области - высший исполнительный орган государственной власти Московской области;
г) центральные исполнительные органы государственной власти Московской области;
д) территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области;
е) Уставный суд Московской области.
Правительство Московской области является высшим, постоянно действующим, коллегиальным органом исполнительной государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией (пункт 1 статьи 56 Устава Московской области, часть 1 статьи 1 Закона Московской области от 02.11.2005 N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области").
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Московской области от 02.11.2005 N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" Правительство Московской области обладает правами юридического лица, имеет официальные бланки с воспроизведением герба Московской области, гербовую печать, а также другие печати и штампы.
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области - органы специальной компетенции, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления на территории Московской области (пункт 1 статьи 66 Устава Московской области).
Министерство экологии и природопользования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, водных отношений, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха, лесных отношений, рационального использования и охраны недр, земельных отношений, обеспечения экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (пункт 1 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12).
Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (пункт 4 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12).
Кроме того, в соответствии со сведениями о юридических лицах, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Правительство Московской области и Министерство зарегистрированы за разными регистрационными номерами и имеют разные идентификационные номера налогоплательщиков.
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ:
Правительство Московской области зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером - 1027739809460, которому присвоен идентификационный номер налогоплательщика - 7710342058;
Министерство зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером - 1025002042009, которому присвоен идентификационный номер налогоплательщика - 5018061444.
Таким образом, Правительство Московской области и Министерство являются самостоятельными органами государственной власти, осуществляющими полномочия в соответствии с их компетенцией, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Также несостоятельным является довод общества о том, что его обращение в Правительство Московской области о проведении аукциона необходимо было рассматривать в соответствии с положениями Административного регламента предоставления Министерством экологии и природопользования Московской области государственной услуги по оформлению, государственной регистрации, выдаче, аннулированию, переоформлению лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 15.04.2015 N 215-РМ (далее - Административный регламент).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области определяют сроки и последовательность действий соответствующего центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, государственного органа Московской области, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями, а также его взаимодействия с иными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, с физическими и юридическими лицами при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги (пункт 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.04.2011 N 365/15).
Административный регламент устанавливает состав, последовательность, сроки и особенности выполнения административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги, в том числе в электронном виде, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Министерства.
Таким образом, Административный регламент является документом, положения и требования которого не распространяется на Правительство Московской области.
Кроме того, указанный регламент регулирует отношения, связанные с предоставлением государственной услуги по оформлению, государственной регистрации, выдаче, аннулированию, переоформлению лицензий на пользование участками недр местного значения.
Обращение общества в Правительство Московской области о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения не является обращением за предоставлением государственной услуги, которая осуществляется в соответствии с Административным регламентом, так как в соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 31.12.2004 N 825/53 Лицензии оформляются в соответствии с принятыми уполномоченным органом решениями о предоставлении права пользования участками недр субъекту предпринимательской деятельности, признанному победителем аукциона на право пользования участком недр, либо о предоставлении субъекту предпринимательской деятельности права пользования участком недр без проведения аукциона в случаях, установленных законом Московской области.
Таким образом, Административный регламент регулирует отношения, возникшие после предоставления права пользования участком недр местного значения. Так как общество право пользования участком недр местного значения не предоставлено, то отсутствуют установленные законодательством основания для предоставления государственной услуги в соответствии с Административным регламентом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах одним из оснований возникновения права пользования участком недр местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 3 Закона Московской области от 27.04.2012 N 39/2012-ОЗ "О порядке предоставления участков недр местного значения" (далее - Закон Московской области N 39/2012-ОЗ) право пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, предоставляется субъектам предпринимательской деятельности (далее - заявитель) для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых уполномоченным органом по результатам аукциона, за исключением случаев, установленных статьей 4 указанного Закона; порядок и условия проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, в том числе порядок принятия решений о проведении аукционов, основания отказа в приеме заявок на участие в аукционе, порядок принятия решений об утверждении результата аукциона и порядок формирования и работы аукционных комиссий определяются Правительством Московской области в соответствии с Законом о недрах.
В целях реализации положений Закона о недрах и Закона Московской области N 39/2012-ОЗ постановлением Правительства Московской области от 02.06.2009 N 419/22 утверждено Положение о порядке и условиях проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Московской области (далее - Положение о порядке и условиях проведения аукционов).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке и условиях проведения аукционов оно определяет порядок и условия проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Московской области (далее - аукцион), в том числе порядок принятия решений о проведении аукционов, основания отказа в приеме заявок на участие в аукционе, порядок принятия решений об утверждении результата аукциона и порядок формирования и работы аукционных комиссий.
Пунктом 1.5 Положения о порядке и условиях проведения аукционов организационное и техническое обеспечение подготовки и проведения аукционов, принятие решения о проведении аукциона отнесены к компетенции уполномоченного органа, которым в соответствии с пунктом 1.2 Положения о порядке и условиях проведения аукционов является Министерство экологии и природопользования Московской области.
Таким образом, принятие решений о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения на территории Московской области не отнесено к компетенции Правительства Московской области.
Кроме того, ни Закона о недрах, ни Закон Московской области N 39/2012-ОЗ, ни Положение о порядке и условиях проведения аукционов не устанавливают срок принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона, а также не содержат положений, устанавливающих заявительный порядок для принятия такого решения.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующим законодательством не установлен специальный срок для рассмотрения заявления о принятии решения о проведении аукциона на право пользования участком.
Таким образом, ответ на указанное заявление должен быть дан в 30-дневный срок, установленный частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), то есть в срок до 16.03.2016.
При этом общество с заявлением по настоящему делу обратилось 16.02.2016. Тем самым, на эту дату бездействие отсутствовало.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на дату подачи заявления в арбитражный суд со стороны Правительства Московской области отсутствовало нарушение требований закона, прав, законных интересов общества, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Ссылка общества на то, что Закон N 59-ФЗ касается только обращения граждан Российской Федерации, в связи с чем, по мнению общества, положения Закона N 59-ФЗ не применимы в данном случае по делу об оспаривании бездействия Правительства Московской области по заявлению общества как юридического лица, отклоняется как ошибочный: согласно части 1 статьи 1 Закона N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Довод общества о том, что ранее оно обращался в Правительство Московской области с аналогичными заявлениями, отклоняется, поскольку такое обстоятельство не подтверждается материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований общества, заявленных к Правительству Московской области.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.04.2016 по делу N А41-8956/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8956/2016
Истец: ООО "КАПИТАЛ ПЛЮС"
Ответчик: Правительство Московской области
Третье лицо: Мин-во инвестиций и инноваций Мо, министерство инвестиций и инноваций московской области, Министерство экологии и природопользования МО