Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2016 г. N Ф05-16744/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 июля 2016 г. |
Дело N А41-16378/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Миришова Э.С.,
судей: Мальцева С.В., Ханашевича С.К.,
протокол судебного заседания ведет Мусханов С-М.М.,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Мосэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2016 года по делу N А41-16378/16,
В судебном заседании участвуют представители:
от ПАО "Мосэнергосбыт" - Пантелеев Н.М. представитель по доверенности от 11.03.2016 г., паспорт;
от ОАО "Шатурская управляющая компания" - Бужин И.В. представитель по доверенности от 09.01.2014 г., паспорт;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОАО "Шатурская управляющая компания" о взыскании задолженности за электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.07.2008 N 99000912 за период с 01.12.2015 по 31.01.2016 в размере 20 274,60 руб., пени 134,44 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2016 года по делу N А41-16378/16 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "Мосэнергосбыт" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2016 года по делу N А41-16378/16, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и просит принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://10aas.arbitr.ru/) в соответствии с положением части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
От ОАО "Шатурская управляющая компания" через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ПАО "Мосэнергосбыт" поддерживает доводы своей жалобы, просит обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ОАО "Шатурская управляющая компания" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения. Просит приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что имеются основания, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, между ПАО "Мосэнергосбыт" (истец) и ОАО "Шатурская управляющая компания" (ответчик) заключен Договор энергоснабжения от 01.07.2008 N 99000912.
Согласно условиям указанного договора ПАО "Мосэнергосбыт" обязуется поставлять Абоненту (ОАО "Шатурская управляющая компания") электрическую энергию (мощность) на условиях, предусмотренных вышеназванным договором и действующим законодательством по адресам поставки, указанных в приложении.
Решениями собраний собственников, оформленных протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам Московская область, Шатурский район, дер. Левошево, д. 19, 21, 23, 31, 32, 34, 36, 37 Московская область, Шатурский район, с. Кривандино, ул. Октябрьская, д. I, 3, 5 Московская область, Шатурский район, ЦУС "Мир", д. 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, II, 12, 15, 17 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24; Московская область, г. Шатура, Подсобное хозяйство, д. 10 Московская область. Шатурский район, пос. Шатурторф, ул. Совхозная, д. 7, 9, 11, 13 за номерами: 1/Л-19, 1/Л-21, 1/Л-23, 1/Л-31, 1/Л-32, 1/Л-34, 1/Л-36, 1/Л-37, 1/КР-ОК-1, 1/КР-ОК-З, 1 /КР-ОК-5,1 /ЦУС-1, 1/ЦУС-2, 1/ЦУС-5, 1/ЦУС-6, 1/ЦУС-7, 1/ЦУС-8, 1/ЦУС-9, 1/ЦУС-П, 1/ЦУС-12, 1/ЦУС-15, 1/ЦУС-17, 1/ЦУС-18, 1/ЦУС-20, 1/ЦУС-21, 1/ЦУС-22, 1/ЦУС-23, 1/ЦУС-24, 1/ПОД.Х-Ю, 1/Ш- СОВХ-7, 1/Ш-С0ВХ-9, 1/Ш- СОВХ-П. 1/Ш-СОВХ-13, на основании ч. 7.1. ст. 155 ЖК РФ, подп. г) п. 4, п.п. 6, 8 и подп. в) п. 9 Правил "Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N354), было принято решение: Исключить с 15 ноября 2015 года из договора управления многоквартирным жилым домом предоставление управляющей домом организацией коммунальной услуги электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой но централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме и с 15 ноября 2015 года вносить плату за коммунальную услугу электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, подающей данную услугу в дом ресурсоснабжающей организации: ПАО "Мосэнергосбыт".
Однако суд не учел, что в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с п. 17 Правила N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно п.п. 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных до ринадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками. нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
ОАО "Шатурская управляющая компания" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. Следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, напрямую плату за потребленные коммунальные услуги при содержании общего имущества, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальной услуги и услуг по содержанию общедомовых сетей.
При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абз. 2 п. 64 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальной услуги потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Из толкования указанных выше норм следует, что принятие гражданами- потребителями решения о перечислении денежных средств напрямую ресурсоснабжающей организации не означает освобождение управляющей организации от обязанностей исполнителя коммунальных услуг и не изменяет характер правоотношений между управляющей организацией и поставщиком коммунального ресурса.
Вывод суда о том, что требования истца являются необоснованными, поскольку ответчик после принятия решения собственниками не является обязанной стороной в договоре энергоснабжения, является необоснованным и противоречащим действующему законодательству.
В соответствии с п. 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме или общее собрание членов товарищества или кооператива не вправе принимать решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, принятые общими собраниями собственников жилых помещений решения в части внесения платы за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, непосредственно на расчетный счет ПАО "Мосэнергосбыт" противоречат нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальной услуги по электроснабжению обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров на приобретение коммунальных ресурсов.
Прекращение предоставления коммунальных услуг управляющей организацией также регламентировано п. 14 Правил N 354 и осуществляется с даты расторжения договора управления многоквартирным домом.
Договоры управления многоквартирными домами в настоящее время являются действующими. Договор энергоснабжения от 01.07.2008 N 99000912 в настоящее время также является действующим.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.04.2016 по делу А41-1035/16 ОАО "Шатурская управляющая компания" отказано в удовлетворении требований о расторжении договора энергоснабжения от 01.07.2008 N 9900091. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 г. по делу N А41-1035/16 решение Арбитражного суда Московской области от 19.04.2016 оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что, суд первой инстанции не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2016 года по делу N А41-16378/16 отменить.
Исковые требования ПАО "Мосэнергосбыт" удовлетворить.
Взыскать с ОАО "Шатурская управляющая компания" в пользу ПАО "Мосэнергосбыт" 20 274 руб. 60 коп. задолженности, 134 руб. 44 коп. пени, 2 000 руб. расходов по оплате госпошлины за подачу искового заявления и 3 000 руб. в доход федерального бюджета РФ госпошлину за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Э.С. Миришов |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16378/2016
Истец: ПАО "Мосэнергосбыт"
Ответчик: ОАО "Шатурская управляющая компания"