город Омск |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А75-2994/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7045/2016) государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.04.2016 по делу N А75-2994/2016 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегионское Управление Буровых Работ" (ОГРН 1038602103430, ИНН 8605016650) к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным и отмене требования в части,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мегионское Управление Буровых Работ" (далее - заявитель, общество, ООО "МУБР") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным требования от 17.02.2016 N 027S01160014037 в части уплаты пени в сумме 222 918 руб. 01 коп., выданного государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мегион Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ГУ УПФ в г. Мегион ХМАО - Югры, Пенсионный фонд).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Отделение Пенсионного фонда).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.04.2016 по делу N А75-2994/2016 заявление ООО "МУБР" удовлетворено, признано недействительными требование от 17.02.2016 N 027S01160014037 об уплате пени на недоимку по страховым взносам на сумму 222 918 руб. 01 коп., с ГУ УПФ в г. Мегион ХМАО - Югры в пользу ООО "МУБР" взысканв расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия у ГУ УПФ в г. Мегион ХМАО - Югры правовых оснований для выставления Обществу оспариваемого требования, поскольку внесение Обществом денежной суммы не на тот код бюджетной классификации не привело к непоступлению сумм страховых взносов в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГУ УПФ в г. Мегион ХМАО - Югры обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования являются разными внебюджетными фондами, при этом уточнение платежей из одного государственного внебюджетного фонда в другой не допускается. В связи с несвоевременным поступлением денежных средств в соответствующий бюджет Обществу правомерно были начислены пени, которые Общество обязано оплатить.
ООО "Мегионское Управление Буровых Работ" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Пенсионный фонд, ООО "МУБР", Отделение Пенсионного фонда надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Платежными поручениями от 15.09.2015 N 3667, от 15.10.2015 N 4011, от 16.11.2015 N 4462, от 15.12.2015 N 4797, от 15.01.2015 N 223 ООО "МУБР" уплатило страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования за август-декабрь 2015 года в общей сумме 17 904 876 руб. 27 коп.
В связи с неверным указанием кода бюджетной классификации (КБК) страховые взносы зачислены в Пенсионный фонд Российской Федерации.
09.02.2016 общество обратилось в ГУ УПФ в г. Мегион ХМАО - Югры с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. Кроме того заявлениями от 10.02.2016 общество обратилось в ГУ УПФ РФ об уточнении платежей в части КБК.
Письмом от 18.02.2016 ГУ УПФ РФ уведомил ООО "МУБР" о зачете взносов на сумму 17 904 876 руб. 27 коп. При этом сообщил об оставлении без исполнения заявлений об уточнении платежа, так как уточнение и перерасчет пени возможны в пределах бюджета одного государственного внебюджетного фонда.
Пенсионный фонд, посчитав, что неправильное указание КБК в платежных поручениях привело к несвоевременному поступлению денежных средств в соответствующий бюджет, начислило заявителю пени до даты проведения зачета (16.02.2016) в общей сумме 222 918 руб. 01 коп. В целях исполнения обязанности по уплате недоимки и пени в адрес общества направлено требование от 17.02.2016 N 027S01160014037 об уплате в срок до 10.03.2016 пени на недоимку по страховым взносам в сумме 222 918 руб. 01 коп.
Полагая, что требование от 17.02.2016 N 027S01160014037 об уплате пени на недоимку по страховым взносам в сумме 222 918 руб. 01 коп. является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
27.04.2016 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее по тексту - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее по тексту - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Статьей 5 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" N 326-ФЗ от 29.11.2010 (далее - закон N 326-ФЗ) страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 326 обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют сведения об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в территориальные фонды в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом (пункт 2 статьи 22 Закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 17 Закона N 326-ФЗ страхователь обязан своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчётного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчётным периодом по страховым взносам признаётся календарный год, а отчётными периодами признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год.
Статьей 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчётного (отчётного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществлённых - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчётного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчётного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчётного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
По положениям части 5 указанной статьи ежемесячный обязательный платёж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платёж.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 названной статьи: со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счёт Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счёта плательщика страховых взносов в банке при наличии на нём достаточного денежного остатка на день платежа; со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачёте сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счёт исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Из анализа указанных норм следует, что при наличии в платёжном документе каких-либо недостатков страхователь признаётся не исполнившим обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени только при условии непоступления соответствующей суммы денежных средств в бюджет Пенсионного фонда РФ на определённый счёт Федерального казначейства.
В силу положений части 12 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ данные правила применяются также в отношении пеней и штрафов.
Вместе с тем, несмотря на то, что Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании кода бюджетной классификации (КБК), согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачёте (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов обладает полномочиями по уточнению платежа.
Как установлено судом первой инстанции, платежными поручениями от 15.09.2015 N 3667, от 15.10.2015 N 4011, от 16.11.2015 N 4462, от 15.12.2015 N 4797, от 15.01.2015 N 223 ООО "МУБР" уплатило страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования за август-декабрь 2015 года в общей сумме 17 904 876 руб. 27 коп. В связи с неверным указанием кода бюджетной классификации (КБК) страховые взносы зачислены в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем, ГУ УПФ в г. Мегион ХМАО - Югры, как уполномоченным администратором бюджета, как Пенсионного фонда, так и ТФОМС, каких-либо действий по уточнению поступивших первоначально от страхователя денежных средств предпринято не было.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства считаются поступившими в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н распорядителем (администратором) бюджетных средств по коду главы 392 (КБК) является Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховые взносы в пенсионный фонд и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на единый счет территориального органа Федерального казначейства 40101810900000010001.
Из представленных заявителем документов следует, что уплата страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования перечислена на указанный выше единый счет Федерального казначейства. При таких обстоятельствах денежные средства надлежит считать поступившими в бюджетную систему РФ; недоимкой они признаны быть не могут.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, приведенной в Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.
В рассматриваемом случае Общество исполнило обязанность по уплате страховых взносов в установленный срок и в установленном законодательством размере; денежные средства в полном объеме поступили в бюджетную систему РФ, в связи с чем оснований для начисления пени и предъявления требования в такой части у ГУ УПФ в г. Мегион ХМАО - Югры не имелось.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, му апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ УПФ в г. Мегион ХМАО - Югры освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.04.2016 по делу N А75-2994/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2994/2016
Истец: ООО "Мегионское управление буровых работ"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ГУ - УПФР в г. Мегионе ХМАО - Югры
Третье лицо: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске