г. Томск |
|
26 июля 2016 г. |
Дело N А45-19677/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Марченко Н.В., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: Савинов А.Э. по доверенности от 24.09.2014;
от ответчика: Филимонов М.Е. по доверенности от 23.0.2015;
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г. по делу N А45-19677/2014 (судья Е.И. Булахова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кредо" (ОГРН 1125476076010, г. Новосибирск)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (г. Новосибирск)
третье лицо - Мотин Игорь Валерьевич (г. Бердск)
о признании незаконным решения от 04.09.2014 N НК-12050/05
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кредо" (далее - заявитель, ООО "Кредо, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, апеллянт) о признании незаконным решения от 04.09.2014 N НК-12050/05.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.02.2015 заявленные требования были удовлетворены.
Судом признано недействительным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, изложенное в письме от 04.09.2014 N НК-12050/05 в части отказа в предоставлении в собственность или долгосрочную аренду за плату земельного участка с кадастровым номером 54:32:010836:68, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, город Бердск, 16 квартал Бердского лесничества, разрешенное использование для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач.
Кроме того, арбитражный суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кредо" (ОГРН 1125476076010, ИНН 5407453316) путём рассмотрения и принятия решения по существу заявления общества с ограниченной ответственностью "Кредо".
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 решение суда частично изменено в части способа восстановления нарушенного права. В остальной части решение было оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2015 решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменены. Дело передано на новое рассмотрение суда первой инстанции в связи с тем, что судами принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
При новом рассмотрении судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Мотин Игорь Валерьевич (далее - третье лицо, Мотин И.В.)
Определением от 13.11.2015 производство по делу приостанавливалось до разрешения Бердским городским судом Новосибирской области дела N 2- 1165/2015 по заявлению Мотина И.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении Мотину И.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:32:010836:68, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие Мотину И.В.
Производство по рассматриваемому делу возобновлено 25.04.2016.
При новом рассмотрении обществом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнены требования. Заявитель просил
- признать недействительным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, изложенное в письме от 04.09.2014 N НК-12050/05 в части отказа в предоставлении в собственность или долгосрочную аренду за плату земельного участка с кадастровым номером 54:32:010836:68, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, город Бердск, 16 квартал Бердского лесничества, разрешенное использование для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кредо" (ОГРН 1125476076010, ИНН 5407453316) путём рассмотрения и принятия решения по существу заявления общества с ограниченной ответственностью "Кредо".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, изложенное в письме от 04.09.2014 N НК-12050/05 в части отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 54:32:010836:68, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, город Бердск, 16 квартал Бердского лесничества, разрешенное использование для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач.
Так же обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кредо" (ОГРН 1105476027502, ИНН 5407454416) путем принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Кредо" (ОГРН 1105476027502, ИНН 5407454416) земельного участка с кадастровым номером: 54:35:010836:68, местоположение которого установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, г. Бердск, 16 квартал Бердского лесничества, разрешенное использование для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу в порядке, пред усмотренном действующим законодательством Российской Федерации, и направления в адрес ООО "Кредо" проекта договора купли-продажи в отношении указанного земельного участка с предложением о его заключении".
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, указывая на незаконность и необоснованность выводов суда.
В обосновании доводов апеллянт ссылается на то, что Управление не принимало решение об отказе в предоставлении земельного участка, а лишь проинформировало общество о невозможности на момент поступления обращения принять соответствующее решение, обращение в суд является преждевременным.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу, общество просит решение оставить без изменения, как приятное с соблюдением норм права.
Третье лицо отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей третьего лица.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица настаивал на доводах апелляционной жалобы, представитель общества на доводах отзыва соответственно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей апеллянта и заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Кредо" (далее - заявитель, общество, ООО "Кредо") 11.12.2013 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской (далее - Теруправление Росимущества, заинтересованное лицо) области с заявлением о предоставлении в собственность (долгосрочную аренду) трёх сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010836:66, 54:32:010836:67, 54:32:010836:68 общей площадью 36,8 га для организации детского отдыха, строительства базы отдыха для родителей и детей, санаторно-курортного обслуживания населения и организации спортивного досуга. Не получив никакого ответа на заявление от 11.12.2013, ООО "Кредо" 28.08.2014 повторно обратилось с заявлением N 1 с просьбой рассмотреть заявление о предоставлении указанных земельных участков.
04.09.2014 Теруправление Росимущества письмом N НК-12050/05 отказало в предоставлении земельных участков со ссылкой на письмо Росимущества от 22.08.2014 N ВВ-10/36409 и приказ Минэкономразвития России от 22.12.2008 N 466 "Об утверждении формы перечня земельных участков, направляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, и состава документов, прилагаемых к нему". В указанном письме Теруправление Росимущества указало, что принятие решения не представляется возможным.
Не согласившись с указанным отказом ООО "Кредо" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании его недействительным в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:32:010836:68.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Согласно части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 этого кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Судом установлено, что согласно кадастровому паспорту от 14.10.2013 N 54/201/13-309759 земельного участка с кадастровым номером 54:35:010836:68, местоположение которого установлено относительно ориентира расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, город Бердск, 16 квартал Бердского лесничества, разрешенное использование для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач.
Согласно выписке из ЕГРП от 25 июня 2013 года N 54-0-1-53/4011/2013871 указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, какие-либо обременения, ограничения или иные права на них не установлены.
Испрашиваемый земельный участок сформирован, ему присвоен кадастровый номер и зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Как следует из ответа Росимущества в отношении испрашиваемого земельного участка не принималось решение о предварительном согласовании места размещения объекта в пользу третьего лица, в связи с чем отсутствуют какие-либо установленные законом препятствия в проведении процедуры по предоставлению земельного участка.
Как следует из материалов дела, на земельном участке находится недвижимое имущество, принадлежащее ООО "Кредо", а именно: общежитие, назначение: нежилое здание. Общая площадь 645 кв.м., запись регистрации 54-54/004-54/001/812/2016-590/2; здание насосной станции с артскважиной, назначение: нежилое здание. Общая площадь 116,5 кв.м., запись регистрации 54-54/004-54/001/812/2016591/2; водонапорная башня, назначение: нежилое здание. Общая площадь 54,2 кв.м., запись регистрации 54-54/004-54/001/812/2016-592/2; здание спального корпуса N 3, назначение: нежилое здание. Общая площадь 1101,9 кв.м., запись регистрации 54-54/004-54/001/812/2016-593/2; сушильная камера, назначение: нежилое здание. Общая площадь 194,8 кв.м., запись регистрации 54-54/004-54/001/812/2016-596/2; здание спального корпуса N 4, назначение: нежилое здание. Общая площадь 1102,8 кв.м., запись регистрации 54-54/004-54/001/812/2016-595/2; здание эстрады с открытым навесом, назначение: нежилое здание. Общая площадь 188 кв.м., запись регистрации 54-54/004-54/001/812/2016-594/2; здание душевой с прачечной, назначение: нежилое здание. Общая площадь 666,6 кв.м., запись регистрации 54-54/004-54/001/812/2016-597/2; здание артскважины, назначение: нежилое здание. Общая площадь 45,8 кв.м., запись регистрации 54-54/004-54/001/812/2016-589/2.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В связи с изложенным, вывод суда о незаконности отказа заинтересованного лица является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управление не принимало решения об отказе, отклоняется апелляционной инстанцией, как необоснованный.
В соответствии с пунктом 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, с учетом изменений, внесенных приказом Минэкономразвития России от 18.09.2013 N 538, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков (пункт 4.1.20 Положения).
По поручению Агентства территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков (пункт 4.2.27 Положения).
На основании названного приказа, приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.01.2014 N 08 в положения о территориальных управлениях Росимущества, в том числе ТУ Росимущества в НСО, внесены изменения, согласно которым: Территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков (пункт 4.1.20 Положения); по поручению Агентства территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков (пункт 4.2.27 Положения).
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Анализ полномочий Территориального управления, закрепленных в указанных актах, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статей 28, 29 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям граждан, заинтересованных лиц в предоставлении им земельных участков.
Пунктом 4.8 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, а также пунктом 4.2.23 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, на которые ссылается Теруправление не предусмотрена обязательность наличия или необходимость направления "поручения" Росимущества в адрес Территориального управления для рассмотрения конкретных заявлений организаций по предоставлению в аренду земельного участка и принятия соответствующих решений, на которые ссылается заинтересованное лицо.
Таким образом, именно Управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный законом срок рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение по нему.
Действующее законодательство не предусматривает обращение заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность непосредственно в Росимущество, в связи с чем, доводы Управления об отсутствии у его соответствующих полномочий обоснованно отклонены арбитражным судом.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых решения и предписания и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Управление освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г. по делу N А45-19677/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19677/2014
Истец: ООО "Кредо"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
Третье лицо: Федеральное агенство по управлению Федеральным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2798/15
06.05.2016 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-19677/14
29.09.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-23561/15
25.05.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2798/15
08.02.2015 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-19677/14