Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2016 г. N 06АП-3620/16
г. Хабаровск |
|
26 июля 2016 г. |
А73-2692/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от ОАО "Заря": не явились;
от Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: не явились;
от Прокурора Хабаровского района: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Заря"
на решение от 08.06.2016 по делу N А73-2692/2016
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Заря"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Заря" (ОГРН 1092720002044, ИНН 2720040410; далее - ОАО "Заря", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - управление, административный орган) от 16.02.2016 N 03-12/04-Х, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в дело привлечен Прокурор Хабаровского района (далее - прокурор).
Решением суда от 08.06.2016 с учетом определений от 08.06.2016 и от 21.07.2016 в удовлетворении требования общества отказано по мотиву установления состава вмененного нарушения по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ в действиях общества и соблюдения процедуры привлечения его в ответственности.
Не согласившись с судебным актом, обществом подана апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить решение суда и признать незаконным постановление.
В обоснование своего требования приводит доводы о проведении проверки с существенными нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела видно, в соответствии с письмом Прокуратуры Хабаровского края от 08.12.2015 N 7/3-21-2015 специалисты Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области приняли участие в проверке, проводимой Прокуратурой Хабаровского района, по исполнению ОАО "Заря" требований ветеринарно-санитарных правил при содержании, кормлении и выращивании сельскохозяйственных животных, производстве продукции животного происхождения.
В ходе проверочных мероприятий установлено следующее: при въезде на территорию животноводческой фермы ОАО "Заря" дезинфекционный барьер, предназначенный для обработки колес автотранспорта, не установлен, что является нарушением пунктов 4.4, 10.2.2 Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе, утвержденных Минсельхозом 27.11.1978 N 3115-6-а; территория фермы не огорожена сплошным забором, что является нарушением пункта 4.1 Ветеринарно-санитарных правил; на входе (выходе) в родильное отделение животноводческой фермы ОАО "Заря" отсутствуют дезинфекционные кюветы, предназначенные для обработки обуви обслуживающего персонала, что является нарушением пунктов 4.1, 4.4 Ветеринарно-санитарных правил; акты проведения текущей и вынужденной дезинфекции животноводческих помещений фермы отсутствуют, что является нарушением пунктов 2, 1.9 Правил дезинфекции и дератизации объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 15.07.2002 N 13-5-2/0525; не осуществляется очистка, мойка и дезинфекция в убойном пункте (на момент проверки имелось наличие следов крови, грязи и мусора), что является нарушением пункта 10.5 Ветеринарно-санитарных правил и пункта 43 Правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности", утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 12.03.2014 N 72; не представлены ветеринарные свидетельства на корма (овес), что является нарушением статьи 13 Закона РФ от 14.05.1993 N4979-1"О ветеринарии", пунктов 1, 2, 3 Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоз РФ от 17.07.2014 N 281; не предоставлены документы о проведении лабораторных исследований качества воды, используемой для поения скота, что является нарушением пункта 1.6 Ветеринарно-санитарных правил; отсутствуют документы, подтверждающие проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов и дальнейшее использование продуктов убоя, что является нарушением пункта 8.7 Санитарных правил для животноводческих предприятий", утвержденных заместителем главного государственного санитарного врача СССР от 31.12.1987 N 4542-87; в ветеринарной аптеке измерительные приборы не установлены, что является нарушением пункта 4 части 2 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ Н.В. Федоровым от 15.04.2015 N 145; из-за недостаточного количества поддонов (подтоварников) выявлено, что хранение ветеринарных препаратов осуществляется на полу, что является нарушением пункта 8 части 2 Правил хранения лекарственных средств.
По данному факту 22.01.2016 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, и материалы административного дела направлены в Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО для рассмотрения.
09.02.2016 управлением вынесено постановление, с учетом определения от 18.02.2016 об исправлении опечатки, N 03-12/04-Х о привлечении ОАО "Заря" к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб., не согласившись с которым последнее оспорило его в судебном порядке.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции отказал в заявленном требовании исходя из того, что факты нарушения подтверждены представленными в дело доказательствами. Кроме того, процедура привлечения к ответственности соблюдена и отсутствуют основания для применения к спорным отношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Возражения заявителя жалобы сводятся к несогласию с данными выводами.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влекущее наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.
Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
Согласно статье 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статьей 21 Закона о ветеринарии установлено, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Ветеринарно-санитарными правилами установлены следующие обязательные для исполнения требования:
пункт 1.6. - комплекс должен обеспечиваться водой, отвечающей требованиям ГОСТ "Вода питьевая" 2874-73, при невозможности обеспечения всех нужд предприятия водой питьевого качества допускается для поения скота, приготовления кормов, уборки помещения применять воду с повышенным солевым составом, приведенным в соответствующей таблице. По всем другим показателям вода должна отвечать требованиям стандарта на питьевую воду;
пункт 4.1. - территория комплекса должна быть огорожена сплошным забором или мелкоячеистой проволокой на высоту 1,5 м и разделена на следующие зоны: производственную (зона А), хозяйственную (зона Б), хранения и приготовления кормов (зона В) и хранения и обеззараживания навоза;
пункт 4.4. - территория хозяйственной зоны огораживается забором. При въезде в эту зону размещается крытый, обогреваемый зимой дезбарьер для автотранспорта и пропускной пункт с дезинфекционными кюветами для обработки обуви;
пункт 4.5. - зона хранения кормов отделяется от зон А и Б легким ограждением с устройством отдельных въездов в эти зоны. На период заготовки и завоза грубых и сочных кормов предусматривается внешний въезд с дезбарьером. По окончании сезона завоза кормов внешний въезд в зону закрывается. Доставка кормов в зону А должна осуществляться внутрифермским транспортом или другими средствами механизации, исключающими их контакт с внешним транспортом. В зоне хранения кормов предусматривается склад подстилочных материалов.
пункт 10.2.2. - дезинфекционный блок (дезблок) предназначается для дезинфекции транспортных средств; он размещается в сблокированном с санблоком отапливаемом помещении или строится отдельное здание с бетонированной дезванной для дезинфекции колес автотранспорта и дезустановкой. Длина ванны по зеркалу должна быть не менее 9 м, а по дну - не менее 6 м, ширина зеркала - 3-4 м, глубина слоя дезраствора - не менее 0,25 м. На выезде (въезде) из дезванны внутри здания проектируются пандусы с уклоном не более 14°. В неотапливаемых помещениях дезблока предусматривают подогрев дезинфекционного раствора в холодное время;
пункт 10.5 - убойно-санитарный пункт состоит из убойного отделения, в котором предусматриваются помещение для убоя, камера охлаждения и временного хранения туш, помещение для посола и временного хранения кожсырья, а также утилизационное отделение, состоящее из вскрывочной и утилизационной.
При расположении комплекса в зоне обслуживания завода по производству мясокостной муки убойно-санитарный пункт предусматривается без утилизационного отделения.
Строится убойно-санитарный пункт на комплексах на 800 коров и более.
Вынужденный убой животных на комплексах с поголовьем менее 800 коров осуществляется на общехозяйственном убойно-санитарном пункте или убойной площадке.
На комплексах с содержанием до 800 коров при отсутствии в непосредственной близости от них заводов по производству мясо-костной муки для утилизации трупов предусматривается за пределами ограждения комплексов трупосжигательная печь или утилизацию трупов проводят на общехозяйственном убойно-санитарном пункте.
В соответствии с Правилами хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденными Приказом Министра сельского хозяйства от 15.04.2015 N 145, преудсмтрено:
пункт 4 - помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить температурные и влажностные режимы хранения лекарственных средств в соответствии с условиями хранения, предусмотренными инструкциями по применению лекарственных препаратов для ветеринарного применения (далее - лекарственные препараты), или условиями хранения, указанными на первичной упаковке фармацевтических субстанций;
пункт 8 - стеллажи, шкафы и полки в них, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть пронумерованы и промаркированы. Поддоны (подтоварники), предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть промаркированы.
На стеллажах и шкафах должна быть прикреплена стеллажная карта с указанием наименований лекарственных средств, номера серии, срока годности, количества единиц хранения. При использовании компьютерных технологий допускается отсутствие стеллажных карт при условии идентификации хранимых лекарственных средств при помощи кодов и электронных устройств.
При хранении лекарственных средств в ветеринарных организациях и организациях, осуществляющих разведение, выращивание и содержание животных, в стеллажных картах указываются группы лекарственных средств, систематизированные способами, перечисленными в пункте 13 настоящих Правил.
Их Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 17.07.2014 N 281, следует:
пункт 2 - ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно- санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно- санитарных мер в Таможенном союзе".
пункт 3 - оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара (исключая производство для целей личного потребления); перемещении (перевозке) подконтрольного товара; при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
В соответствии с пунктом 43 Правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 12.03.2014 N 72, по окончанию рабочей смены, а также при выявлении заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, оборудование, полы, панели, стены, стоки, столы, вешала, крючки, напольный транспорт, емкости подвергаются очистке, мойке и дезинфекции.
В соответствии с пунктом 8.7 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 31.12.1987 N 4542-87, мясо животных, подвергнутых вынужденному убою, подлежит предварительной проверке с последующим проведением бактериологического и биохимического исследования. Выпуск такого мяса и других продуктов убоя в сыром виде и реализация его внутри хозяйства запрещается.
Из материалов дела усматривается, что обществом допущены нарушения перечисленных выше требований законодательства в спорной области, что подтверждаются представленными в материалы настоящего дела доказательствами, оцененными судом первой инстанции в порядке главы 7 АПК РФ.
Доказательств обратному заявителем апелляционной инстанции в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с управлением о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении проверяющими органами положений статьи 20 Закона N 294-ФЗ не принимается во внимание апелляционной инстанции.
В рассматриваемой ситуации нарушение выявлено прокуратурой в результате осуществления мероприятий прокурорского надзор, и в силу прямого указания в пункте 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения его не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Постановление принято административным органом в пределах его полномочий и в установленный законом срок.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции вмененной статьи и в соответствии с законом.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ второй инстанции также не установлено.
Необоснованным является довод заявителя жалобы о принятии судом первой инстанции решения в отношении другого постановления управления, поскольку определениями Арбитражного суда Хабаровского края от 08.06.2016 и 21.07.2016, вынесенными в порядке статьи 179 АПК РФ, исправлены имевшие место описки и опечатки, не изменяющие содержание судебного решения по существу спора.
Учитывая вышеизложенное, оснований к отмене или изменению судебного акта первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.06.2016 по делу N А73-2692/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2692/2016
Истец: ОАО "Заря"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
Третье лицо: Прокуратура Хабаровского района