г. Челябинск |
|
26 июля 2016 г. |
Дело N А07-106/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабиной О.Е.,
судей Баканова В.В., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстерминал" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2016 по делу N А07-106/2016 (судья Харисов А.Ф.).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Крутовская С.В. (паспорт, доверенность от 22.07.2015 N НЮ-46/92).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью "Транстерминал" (далее - ООО "Транстерминал", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 35 432 руб. 43 коп. платы за пользование вагонами (с учетом принятых арбитражным судом первой инстанции уточненных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л.д. 112-113).
Определением суда от 14.01.2016 года дело в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон (л.д. 1-2).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 01.03.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (л.д. 90-95).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2016 по делу N А07-106/2016 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены, с ОАО "Транстерминал" в пользу истца взыскано 35 432 руб. 43 коп. платы за пользование вагонами, 2 000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины (л.д. 117-130).
ОАО "Транстерминал" с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.136-138).
Между ОАО "РЖД" и ООО "Транстерминал" отсутствуют договорные обязательства. Суд первой инстанции не принял во внимание, что ввиду отсутствия договора, плата за нахождение вагона под грузовой операцией сверх технологических норм, должна начисляться в соответствии с действующим законодательством. Технологические нормы погрузки и выгрузки грузов устанавливаются в соответствии с методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и отгрузки грузов из вагонов, утвержденных в установленном порядке федеральным органом власти железнодорожного транспорта (Приказ МПС РФ от 10.11.2003 N 70 "О методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузке грузов из вагонов").
Выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку спорные правоотношения возникли по вопросу оплаты за пользование вагонами, а не по вопросу оплаты нахождения вагонов на железнодорожных путях.
Кроме того, судом первой инстанции нарушены положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд не исследовал надлежащим образом и не дал объективную правовую оценку доказательствам, представленным в материалы дела.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом; ответчик в судебное заседание представителей не направил.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
От ОАО "РЖД" в материалы дела 07.07.2016 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения. Истец указал, что ссылка на противоречие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, несостоятельна. В обоснование своей позиции привел положение статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее Устав).
По мнению ОАО "РЖД" ссылка ответчика на Приказ МПС РФ от 10.11.2003 N 70 "О методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузке грузов из вагонов" не правомерна, поскольку данная методика разработана в соответствии с пунктом 6.2 Правил эксплуатации путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, и применяется при заключении соответствующих договоров.
Представитель истца доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал. Судом апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела.
От ООО "Транстерминал" в суд апелляционной инстанции 19.07.2016 поступили возражения на отзыв на апелляционную жалобу. Указанные возражения приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 15.04.2015 по 14.05.2015 в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным N ЭЯ054880, N ЭЭ962217, N ЭЯ433087, N ЭЯ717416, N ЭЯ433087, ЭЯ717416, N ЭЭ785872, N ЭЯ550367, N ЭЭ459808, N 00306984, N 00306985, N Л0801695 прибыли следующие вагоны: N 25209007, N 28843662, N 52075058, N 29148293, N 52914330, N 24225740, N 52075843, N 29570892, N 29004207, N 28061778, N 29233699.
Вагоны, прибывшие в адрес ответчика, выгружались на путях общего пользования.
Согласно памятке приёмосдатчика N 553 вагон N 52509007 подан под выгрузку на пути общего пользования 01.05.2015 в 12-00, уведомление о завершении грузовой операции подано 02.05.2015 в 09:50 (памятка приёмосдатчика N 554). Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования составило 22 часа.
Размер платы составил 523,70 руб. без учёта НДС (617,97 руб. с НДС).
Согласно памятке приёмосдатчика N 557 вагон N 28843662 подан под выгрузку на пути общего пользования 05.05.2015 в 06-00, уведомление о завершении грузовой операции подано 05.05.2015 в 09:40 (памятка приёмосдатчика N 560). Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования составило 4 часа.
Размер платы составил 95,20 руб. без учёта НДС (112,34 руб. с НДС).
Согласно памятке приёмосдатчика N 583 вагоны N 52075058, N29148293 поданы под выгрузку на пути общего пользования 12.05.2015 в 06-00, уведомление о завершении грузовой операции подано 12.05.2015 в 10:10 московское время (памятка приёмосдатчика N 585). Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования составило 4 часа. Размер платы составил 190,40 руб. без учёта НДС (224,67 руб. с НДС).
Согласно памятке приёмосдатчика N 594 данный вагон N 52914330 подан под выгрузку на пути общего пользования 14.05.2015 в 14-50, уведомление о завершении грузовой операции подано 15.05.2015 в 10:00 (памятка приёмосдатчика N 598). Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования составило 19 часа.
Размер платы составил 452,30 руб. без учёта НДС (533,71 руб. с НДС).
Согласно памятке приёмосдатчика N 562 вагон N 24225740 подан под выгрузку на пути общего пользования 28.04.2015 в 06-00, уведомление о завершении грузовой операции подано 28.04.2015 в 10:10 (памятка приёмосдатчика N 554). Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования составило 4 часа.
Размер платы составил 95,20 руб. без учёта НДС (112,37 руб. с НДС).
Согласно памятке приёмосдатчика N 533 вагон N 52075843 подан под выгрузку на пути общего пользования 17.04.2015 в 06-00, уведомление о завершении грузовой операции подано 28.04.2015 в 14:00 (памятка приёмосдатчика N 544). Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования составило 272 часа.
Размер платы составил 15 997,50 руб. без учёта НДС (18877,05 руб. с НДС).
Согласно памятке приёмосдатчика N 601 вагоны N 29570892 N 29004207 поданы под выгрузку на пути общего пользования 15.05.2015 в 14-30, уведомление о завершении грузовой операции подано 20.05.2015 в 13:40 московское время (памятка приёмосдатчика N 617). Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования составило 119 часа.
Размер платы составил 12 323,00 руб. без учёта НДС (14 541,14 руб. с НДС).
Согласно памятке приёмосдатчика N 546 вагоны N 28061778, N 29233699 поданы под выгрузку на пути общего пользования 30.04.2015 в 06-00, уведомление о завершении грузовой операции подано 30.04.2015 в 12:30 московское время (памятка приёмосдатчика N 550). Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования составило 7 часов.
Размер платы составил 333,20 руб. без учёта НДС (393,18 руб. с НДС).
Ссылаясь на положение статьи 39 Устава, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковыми требованиями.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
К отношениям, вытекающим из железнодорожных транспортных накладных, подлежат применению нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах перевозки и положения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (статья 1 Устава).
Согласно части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии, и в соответствии со статьями 4 и 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьей 6 ФЗ "О естественных монополиях" в его отношении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ценовое регулирование его деятельности, посредством установления цен (тарифов), а также правил их применения.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, устанавливают размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно п. 12 Тарифного руководства, в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 г. N 119-т/4, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства. Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
Согласно части 2 статьи 39 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятого в рамках оспаривания п. 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), из системного толкования положений статьи 39 Устава определено, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Время нахождение вагонов под выгрузкой, зафиксировано в памятках приёмосдатчика, подписанных без разногласий, не оспоренных и не опровергнутых ответчиком (л. д. 14-15, 19-20, 24-25, 31, 36-37, 41-42, 46, 52-53). Оснований для критической оценки указанных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется. Расчет судом апелляционной инстанции проверен, признан верным. Расчет платы произведен в ведомостях подачи и уборки вагонов, подписанных в двустороннем порядке.
Из анализа доказательств, приобщенным к материалам дела, из которых усматриваются даты отправлений и номера вагонов, станции отправления и назначения, а также наименование груза, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о надлежащем исполнении принятых истцом обязательств и отсутствии доказательств, подтверждающих выполнение обязательств ответчика по оплате за пользование вагонами.
Поскольку материалами дела подтверждено время нахождения вагонов под выгрузкой, ответчиком не оспариваются сроки прибытия и отправления вагонов со станций погрузки и выгрузки, заявленные истцом, суд апелляционной инстанции признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика 35 432 руб. 43 коп. платы за пользование вагонами.
Доказательств оплаты в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
Возражения ответчика о том, что суд первой инстанции не принял во внимание необходимость применения (ввиду отсутствия письменного договора) платы за нахождение вагона под грузовой операцией сверх технологических норм в соответствии с действующим законодательством с учетом Приказа МПС РФ от 10.11.2003 N 70, судебной коллегией исследованы.
Указанный довод ООО "Транстерминал" отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие заключенного договора, регулирующего технологическое время, не освобождает лицо от платы за пользование вагонами. Указанный приказ утвержден в соответствии с пунктом 6.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, и применяется при заключении соответствующих договоров.
При отсутствии договора и иных соглашений, предусматривающих технологическое время осуществления грузовых операций, плата начисляется за всё время нахождения вагона под грузовой операцией.
Указанное подтверждается тем, что спорные правоотношения сложились между сторонами в период с апреля 2015 по 14.05.2015, и, согласно ст. 39 Устава, в редакции, действующей в спорный период (ред. от 06.04.2015), за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Оплачиваемое время за пользование вагонами, погрузка грузов в которые и выгрузка грузов из которых в местах общего пользования и в расположенных на железнодорожных станциях местах необщего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке.
За нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Исходя из анализа вышеприведенных положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что действующее законодательство специально предусматривает ответственность грузополучателя за задержку подачи/уборки вагонов вне зависимости от их принадлежности, в том числе за все время выгрузки груза.
Таким образом, заявленный истцом период начисления платы соответствует ст. 39 Устава, действующий в спорный период, поскольку из отзыва ответчика (л. д. 79-80) следует, что им не оспаривается нахождение в заявленное истцом время вагонов под выгрузкой.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания п. 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования).
ФСТ России в письме от 30.03.2011 N СН-2489/10 указала, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50% от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводам ответчика судом первой инстанции дана верная оценка и они обоснованно отклонены. Оснований для переоценки указанных доводов суд апелляционной инстанции не находит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого определения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на её подателе.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2016 по делу N А07-106/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстерминал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Е. Бабина |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-106/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога
Ответчик: ООО "Транстерминал"
Третье лицо: ОАО "Российские Железные Дороги"