Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 октября 2016 г. N Ф03-4807/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
25 июля 2016 г. |
А73-3120/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю": представитель не явился;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
на решение от 31.05.2016
по делу N А73-3120/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.02.2016 N 4 по делу об административном правонарушении N 3-04/53
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение исправительная колония N 5 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (ИНН 2704012334, ОГРН 1022700597700, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган) от 04.02.2016 N 4 по делу об административном правонарушении N 3-04/53, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 562 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2016 по делу N А73-3120/2016 постановление антимонопольного органа изменено, штраф снижен в 2 раза.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 31.05.2016 по делу N А73-3120/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, антимонопольный орган заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжения потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием предпринимателей
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2012 N 41/29 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" в г.Советская Гавань были утверждены тарифы на тепловую энергию на 2013 год. Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2013 N 37/56 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю утверждены тарифы на тепловую энергию на 2014 год. Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 03.12.2014 N 37/12 учреждению утверждены тарифы на тепловую энергию на период 2015-2017 годы.
Как следует из материалов дела, жилые дома N 1, 3, 9 по ул.Кишиневской присоединены через тепловые сети МООО "Советско-Гаванские тепловые сети", находящиеся у них в аренде, к системе теплоснабжения ФКУ ИК-5 УФСН России по Хабаровскому краю.
С учетом технической возможности и целесообразности подключения (в целях покупки тепловой энергии) к иным источникам теплоснабжения, кроме ФКУ "ИК-5" (через существующие сети МООО "Советско-Гаванские теплосети") отсутствует.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.04.2015 по делу N А73-845/2015 установлено, что котельная, принадлежащая ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, является единственным поставщиком тепловой энергии в жилые дома N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской г. Советская Гавань.
Решением комиссии Хабаровского УФАС России от 11.08.2015 N 18 установлено, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю в 2014 году и ранее осуществляло деятельность по продаже коммунального ресурса - тепловой энергии, являлось и является теплоснабжающей организацией, а в отношении многоквартирных домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской в г. Советская Гавань является ресурсоснабжающей организацией. ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю признан занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения (продажи, реализации тепловой энергии) на территории г. Советская Гавань в зоне расположения своих сетей (в границах присоединенных сетей), в том числе, в границах домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской.
Антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по предоставлению услуг теплоснабжения и определение положения на этом рынке ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением от 11.08.2015 N 18 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в бездействии путем не обеспечения оказания коммунальной услуги отопления в отношении собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, д. 1, д. 3, д. 9 в период с 10.10.2014 по 30.10.2014 в сроки начала отопительного сезона 2014-2015 годов (с 10.10.2014), определенные постановлением администрации городского поселения "Город Советская Гавань" от 02.10.2014 N 757 "О начале отопительного сезона 2014-2015 годов на территории города Советская Гавань".
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, о чем 23.10.2015 вынесено соответствующее определение.
Уведомлением от 02.12.2015 N 3/10538 начальник ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 22.12.2015 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67 каб. 18. Извещение получено 14.12.2015, что подтверждается информацией с сайта Почты России в сети Интернет, идентификатор 68000244972679.
22.12.2015 заместителем руководителя Хабаровского УФАС России в отношении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Определением от 29.12.2015 N 3/11432 рассмотрение дела N 3-04/53 об административном правонарушении назначено на 04.02.2016 в 10 часов 00 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67 каб. N 18. Копия определения вручена учреждению 14.01.2016.
Постановлением заместителя руководителя Хабаровского УФАС России от 04.02.2016 N 4 по делу N 3-04/53 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 562 500 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
На основании изложенного выше апелляционный суд считает правильными выводы суда первой инстанции о правомерности решения и постановления антимонопольного органа.
В жалобе учреждение ссылается на то, что не является исполнителем коммунальных услуг собственникам и пользователям вышеуказанных многоквартирных домов. По мнению заявителя в отсутствие письменного договора, заключенного с управляющей организацией, у учреждения не возникла обязанность по предоставлению коммунальной услуги теплоснабжения.
Доводы жалобы являются ошибочными, так как Правилами N 354 установлено, что потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Кроме того, собственниками помещений многоквартирных домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской г.Советская Гавань на общих собраниях приняты решения от 11.10.2014 об оплате за коммунальные услуги отопления непосредственно ИК-5. Незаключение в письменном виде договора между управляющей и ресурсоснабжающей организацией не должно приводить к ущемлению прав собственников и нанимателей жилых помещений.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 354 если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Отклоняется довод жалобы о не исследовании 5-дневного наличия температур ниже +8С, поскольку постановлением администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 02.10.2014 N 757 установлено начало отопительного сезона 2014/2015 года на территории города Советская Гавань с 10.10.2014 при условии установления среднесуточных температур наружного воздуха ниже +8 градусов С в течение 5 суток подряд, с первоочередным подключением социально значимых объектов и жилищного фонда (пункт 1 постановления). Иная дата начала отопительного сезона в случае понижения среднесуточной температуры наружного воздуха в течение пяти дней подряд ниже +8 градусов С (до либо после даты начала отопительного сезона) должна быть согласована с администрацией города Советская Гавань (пункт 2.3).
Материалами дела подтверждается не исполнение учреждением постановления администрации города Советская Гавань о начале отопительного сезона с 10.10.2014. Иная дата, учреждением с администрацией города Советская Гавань не согласована. В обоснование своего довода жалобы о возможном несоответствии температуры учреждением доказательств суду не представлено.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что отопление не подавалось в жилые дома N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской г.Советская Гавань в связи с отсутствием в отношении этих жилых домов паспортов готовности к отопительному сезону. Судом первой инстанции правильно указано о том, что Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103, не содержат прямого запрета на начало отопительного сезона в отсутствие паспорта готовности или акта с выводом о готовности к отопительному периоду. Отсутствие такого паспорта или акта не является основанием к неисполнению решения уполномоченного органа о сроке начала отопительного сезона.
Таким образом, является законным решение от 11.08.2015 N 18 антимонопольного органа о признании ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ущемлении им прав собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской г. Советская Гавань, в создании угрозы причинения вреда здоровью граждан, проживающих в этих домах. Бездействие ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
У учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ. Расчет санкции по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ произведен верно.
В тоже время на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ суд первой инстанции посчитал размер штрафа в сумме 562 500 рублей не соответствующим материальному положению учреждения, с учетом характера деятельности, конкретных обстоятельств дела, и снизил штраф до 281 250 рублей, изменив в этой части постановление Хабаровского УФАС России от 04.02.2016 N 4. Оснований для переоценки данного вывода апелляционный суд не усматривает.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оснований для квалификации правонарушения как малозначительного не имеется.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено, а доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2016 по делу N А73-3120/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3120/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 октября 2016 г. N Ф03-4807/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 5 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю