Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 ноября 2016 г. N Ф04-4896/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
21 июля 2016 г. |
Дело N А75-1043/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7064/2016) администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.05.2016 по делу N А75-1043/2016 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" к администрации города Сургута об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Сургута - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" - Ушакова Ольга Викторовна по доверенности N 62 от 04.04.2014 сроком действия на 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к администрации города Сургута (далее - Администрация) об оспаривании предписания от 25.09.2015 N П-28-03-32/15 ЖК.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.05.2016 по делу N А75-1043/2016 заявление Общество удовлетворено, признано недействительным предписание от 25.09.2015 N П-28-03-32/15 ЖК, выданное Контрольным управлением администрации города Сургута ООО "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района", с Администрации в пользу Общества взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что отсутствие общего имущества собственников многоквартирного дома (контейнера для сбора ртутьсодержащих ламп) не является основанием для взимания платы за организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. По мнению Администрации, наличие общего имущества является обязательны условием для того, чтобы у собственников помещений в многоквартирном доме возникла обязанность по его содержанию. Судом первой инстанции не учтено, что оспариваемое предписание было выдано по итогам проверки обоснованности начисления платы за содержание мест по сбору ртутьсодержащих ламп, а не порядка организации работы по организации мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Администрации, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Администрация, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя, которое суд посчитал возможным удовлетворить.
В судебном заседании представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Общество является управляющей компанией, в управлении которой находится, в том числе, многоквартирный жилой дом N 33 по ул. Просвещения, 33, что следует из протокола подведения итогов общего собрания собственников от 07.12.2006 (т.1 л.д.21).
Договорами на управление многоквартирным домом, в частности, заключенному 19.11.2012 с жильцом квартиры N 8, (т.1 л.д.70-92) предусмотрено выполнение работ по организации мест накопления и предоставление услуг по накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации на утилизацию (т.1 л.д.90).
На основании приказа контрольного управления администрации от 15.09.2015 N 28-03-32/15-0-0 (т.1 л.д.16) в период с 17.09.2016 по 20.09.2016 была проведена внеплановая документарная проверка исполнения Обществом обязательных требований, установленных в отношении жилого фонда федеральным и окружным законодательством, а также муниципальными правовым актами.
В ходе проверки было установлено, что с 01.07.2012 обществом начислялась плата за организацию мест накопления и предоставление услуг по накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации на утилизацию в размере 33 копеек за квадратный метр в месяц; с 01.10.2013 - 18 копеек, с 01.04.2015 - 19 копеек. При этом установка контейнера для сбора ртутьсодержащих ламп на модульной площадке осуществлена только 09.02.2013.
По итогам проверки был составлен акт внеплановой проверки от 25.09.2015 N 28-03-32/15-ЖК (т.1 л.д.14-15), Обществу выдано предписание о необходимости произвести перерасчет платы за организацию мест для накопления и накопление ртутьсодержащих ламп по всем лицевым счетам многоквартирного дома N 33 по ул. Просвещения за период с 01.07.2012 по 10.02.2013 (дата установки контейнера для сбора ртутьсодержащих отходов около дома N 33 по ул. Просвещения) в срок до 01.12.2015 (т.1 л.д.104).
Полагая, что предписание является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
13.05.2016 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Как усматривается из акта проверки оспариваемого предписания, Администрацией выявлено нарушение Обществом пунктов 1, 11 Правил содержания общего имущества вмногоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), выразившееся в начислении собственником многоквартирного дома с 01.07.2012 платы за организацию мест накопления и предоставление услуг по накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации на утилизацию при том, что установка контейнера для сбора ртутьсодержащих ламп была осуществлена Обществом только 09.02.2013.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции находит незаконным оспариваемое предписание, обязывающее Общество произвести перерасчет платы за организацию мест для накопления и накопление ртутьсодержащих ламп за период с 01.07.2012 по 10.02.2013, поскольку материалами дела подтверждается совершение Обществом в указанный период действий по организации мест сбора (накопления) ртутьсодержащих отходов и их фактическому сбору с последующей передачей для утилизации, за которые Общество правомерно взималась плата. При этом суд апелляционной инстанции исходи из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"(далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) под сбором бытовых и промышленных отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Статьей 4.1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что данный закон распространяет свое действие и на ртутьсодержащие отходы.
Во исполнение норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее по тексту - Правила N 681).
Пунктом 8 (2) Правил N 681 предусмотрено, что место первичного сбора таких отходов определяется собственниками помещений многоквартирного дома или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом на основании заключенного договора управления. Правила N 681 не предъявляют требований к собственникам помещений многоквартирного дома по согласованию мест первичного сбора указанных отходов со структурными подразделениями Администрации города.
При этом в соответствии с пунктом 8 (1) Правил N 681 у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртуть содержащих ламп и их передачу в специализированные организации для сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов I-IV класса опасности. Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Подпунктом "а" пункта 28 Правил N 491 определено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В соответствии с пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов включают в себя организацию мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
Постановлением администрации города Сургута от 12.05.2012 N 3243 утвержден состав и периодичность выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда. В частности в пункте 26 перечислены следующие действия по организации мест для накопления, накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации на утилизацию:
- назначение ответственных за обращение с ртутьсодержащими лампами; обучение и инструктаж персонала, ответственного за обращение с ртутьсодержащими лампами;
- разработка инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при работе с ртутьсодержащими лампами;
- заключение договоров со специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности;
- обустройство мест для накопления ртутьсодержащих ламп, приобретение необходимых материалов и оборудования;
- прием (сбор) отработанных ртутьсодержащих ламп;
- накопление ртутьсодержащих ламп в целях их дальнейшего транспортирования с специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов IV классов опасности;
- постоянный учет получаемых ртутьсодержащих ламп с отражением в журнале учета образования и движения ртутьсодержащих отходов;
- передача отработанных ртутьсодержащих ламп на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, указанное постановление содержит значительный перечень действий, совершение которых составляет содержание понятия "организация мест для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации на утилизацию", который не сводится только к установке контейнеров по сбору ртутьсодержащих отходов.
Согласно постановлению администрации города Сургута от 08.06.2012 N 4333 тариф за выполнение работ по организации мест накопления и предоставление услуг накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации на утилизацию составлял 33 копейки за квадратный метр в месяц (т.1 л.д.94).
Постановлением администрации города Сургута от 07.04.2015 N 2361 размер платы составил 19 копеек за квадратный метр в месяц (т.1 л.д.93).
Учитывая, что Общество является управляющей компанией многоквартирным жилым дом N 33 по ул. Просвещения, и договорами на управление многоквартирным домом, в частности, заключенному 19.11.2012 с жильцом квартиры N 8, (т.1 л.д.70-92) предусмотрено выполнение работ по организации мест накопления и предоставление услуг по накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации на утилизацию (т.1 л.д.90), Обществом правомерно начислялась с 01.07.2012 плата за организацию мест накопления и предоставление услуг по накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации на утилизацию, поскольку последним была организована деятельность по сбору ртутьсодержащих отходов с последующей его передачей для утилизации.
Так, приказом руководителя общества от 30.05.2012 N 189 назначены ответственные лица за сбор и накопление ртутьсодержащих отходов (т.2 л.д.115).
Обществом 06.07.2011 заключен договор N 85 на оказание услуг по сбору ртутьсодержащих ламп (т.1 л.д.107-108). Оказание услуг по сбору ртутьсодержащих отходов подтверждается актами от 27.03.2012, 04.07.2012, 01.10.2012, 16.01.2013, 02.04.2013,28.06.2013, при этом акты свидетельствуют о сдаче населением значительного количества ртутьсодержащих отходов (ламп, градусников и пр.) (т.2 л.д.131-136).
Проведение работ по организации мест сбора и накопления ртутьсодержащих отходов также подтверждается договором от 01.11.2012, заключенным на изготовление информационных табличек для общества, в том числе вывески "Пункт приема отработанных ртутьсодержащих ламп" в количестве 5 штук на общую сумму 14150 рублей (т.2 л.д.137-139).
Собственники (жильцы) многоквартирных домов, находящихся в управлении у общества жилых домов, уведомлялись о местах сбора ртутьсодержащих отходов (места нахождения управляющих компаний), что подтверждается информационным листком (т.2 л.д.118).
Пункт приема отработанных ртутьсодержащих отходов был организован обществом по месту нахождения общества (т.2 л.д.119-122). В последующем контейнер для сбора был установлен и на площадке с контейнерами для сбора твёрдых бытовых отходов (т.2 л.д.123).
Таким образом, обществом представлены доказательства совершения им в период с 2012 по 2013 года действий, направленных на организацию мест сбора ртутьсодержащих ламп и последующее их функционирование (сбор ртутьсодержащих отходов).
Учитывая, что начисление платы обществом производилось с момента издания нормативного акта органа местного самоуправления, установившего соответствующий размер платы (постановление администрации от 08.06.2012 N 4333), а также совершение фактических действий по организации мест сбора, сбору (накоплению) ртутьсодержащих отходов и их передаче специализированной организации для утилизации, по убеждению Восьмого арбитражного апелляционного суда, суд первой инстанции правомерно признал вывод Администрации о необходимости произведения перерасчета необоснованным и не соответствующим требованию статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации о необходимости внесения платы за предоставляемые коммунальные услуги.
Администрацией не представлены доказательства, опровергающие доводы общества о совершении им указанных выше действий в период, указанный в оспариваемом представлении. Единственный довод об установлении контейнера для сбора ртутьсодержащих отходов на площадке, где размещены контейнеры для сбора твёрдых бытовых отходов около дома N 33 по ул. Просвещения, не опровергает то обстоятельство, что до установки контейнера обществом совершены необходимые действия, направленные на организацию мест сбора ртутьсодержащих отходов и данная деятельность обществом велась, в связи с чем, были понесены соответствующие затраты, которые обоснованно перечислены в составе платы за коммунальные услуги и содержание общего имущества.
Таким образом, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.05.2016 по делу N А75-1043/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1043/2016
Истец: общество с огранченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района", ООО "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района"
Ответчик: администрация города сургута
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16431/16
16.11.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4896/16
21.07.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7064/16
13.05.2016 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1043/16