Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 ноября 2016 г. N Ф01-4952/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по сбору за негативное воздействие на окружающую среду
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А43-23076/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.07.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородский масло-жировой комбинат" (ИНН 5257003806, ОГРН 1025202391830)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.05.2016 по делу N А43-23076/2015, принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу о взыскании с открытого акционерного общества "Нижегородский масло-жировой комбинат" 3075530 рублей 83 копеек.
В судебном заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Нижегородский масло-жировой комбинат" - Кладов А.И. по доверенности от 01.01.2016 N 07-01 сроком действия до 31.12.2016;
от Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу - Похно Т.И. по доверенности от 16.11.2015 сроком действия до 31.12.2016.
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансИнфо" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 10158), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу (далее по тексту - Департамент) проведена проверка представленных открытым акционерным обществом "Нижегородский масло-жировой комбинат" (далее по тексту - Общество) расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе проверки Департамент выяснил наличие у Общества задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2013, 2014 годы в размере 3 075 530 рублей 83 копеек.
Департаментом направлены в адрес Общества письма от 17.02.2015 N 01-15/0959, от 01.07.2015 N01-15/4299 с предложением в срок до 17.03.2015 и 01.08.2015 погасить задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3 075 530 рублей 83 копеек.
Поскольку указанные требования исполнены не были, Департамент обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с Общества 3 075 530 рублей 83 копеек.
Решением от 13.05.2016 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права.
Считает, что сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду составляет 340 864 рубля 88 копеек.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансИнфо" отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1); к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2); порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3); внесение платы, определенной пунктом 1 данной статьи, не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4).
Во исполнение предписания пункта 3 данной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на юридические лица и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов, и устанавливает общие правила ее исчисления.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (пункт 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ).
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относятся также расходы по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.
Как следует из материалов дела, 10.04.2013 между Обществом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ТрансИнфо" (исполнитель) заключен договор N 005Т-2013, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по вывозу и передаче в специализированные организации для использования, обезвреживания и/или размещения отходов 1-5 класса опасности, образующихся в результате деятельности заказчика на территории Общества, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1.4 указанного Договора установлено, что право собственности и гражданские риски на отходы переходят от заказчика к исполнителю.
Из содержания заключенного Договора следует, что общество с ограниченной ответственностью "ТрансИнфо" действует на основании лицензии от 19.12.2011 N 052-119 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности в части сбора отходов 1 -4 класса опасности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, в редакции, действовавшей в период возникновения задолженности, собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению данных отходов не меньшего класса опасности.
Исходя из содержания указанной нормы, запрещается любая передача опасных отходов для целей их обезвреживания от лица, образовавшего отходы лицу, у которого отсутствует лицензия на обезвреживание и размещение таких отходов.
При этом ограничительные положения данной нормы распространяются не только на действия природопользователей по включению в договоры на передачу опасных отходов тех или иных условий (изъявление намерения осуществления тех или иных действий), но и непосредственно на действия, направленные и приводящие к передаче опасных отходов.
Согласно представленной лицензии от 19.12.2011 N 052-019 общество с ограниченной ответственностью "ТрансИнфо" имеет право на осуществление деятельности только по сбору отходов 1-4 класса опасности.
При изложенных обстоятельствах, Общество как собственник своих отходов, неся бремя ответственности за их судьбу, не вправе был осуществлять передачу этих отходов для целей их обезвреживания иному лицу, у которого отсутствовала лицензия на обезвреживание и размещение отходов и отсутствовали соответствующие производственные мощности для осуществления деятельности по обезвреживанию опасных отходов без угрозы для окружающей среды.
Факт заключения договора с обществом с ограниченной ответственностью "ТрансИнфо" не освобождает Общество от соблюдения требований закона и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного Департамент обоснованно обратился за взысканием с Общества 3 075 530 рублей 83 копейки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде отходов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела документам и доводам Общества.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.05.2016 по делу N А43-23076/2015 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородский масло-жировой комбинат" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-23076/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 ноября 2016 г. N Ф01-4952/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ОАО Нижегородский масло-жировой комбинат
Третье лицо: Департамент Росприроднадзора по Владимирской обл., ООО "ТрансИнфо", ООО Полигон