г. Владимир |
|
22 июля 2016 г. |
Дело N А43-34063/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2016.
Полный текст постановления изготовлен 22.07.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Л.П.,
судей Насоновой Н.А., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2016 по делу N А43-34063/2015, принятое судьей Волчанской И.С., по иску открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал" (ОГРН 1065257065268, ИНН 525 7086827) к администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода (ОГРН 1035204877630, ИНН 5256008671), муниципальному образованию города Нижнего Новгорода в лице администрации города Нижнего Новгорода (ИНН 5253001036, ОГРН 1025203032579) о взыскании 60 536 руб. 15 коп.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о начавшемся процессе,
установил:
открытое акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - ОАО "Нижегородский водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода и муниципальному образованию город Нижний Новгород в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 60 536 руб. 15 коп. долга за выполненные ремонтно-восстановительные работы наружных сетей канализации по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Звездная д. 7, по акту от 29.01.2013.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310 Гражданского кодекса
Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате выполненных истцом работ.
Решением от 20.04.2016 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с муниципального образования "город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода за счет казны муниципального образования в пользу открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал" 60 536 руб. 45 коп. долга и 2 421 руб. 45 коп. расходов по госпошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением или неправильным применением норм материального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что ОАО "Нижегородский водоканал", производя работы без муниципального контракта, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства. Истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о согласовании воли сторон на проведение работ, указанных в локальном сметном расчете, и надлежащей приемке выполненных работ Администрацией.
Стороны участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили. Общество представило отзыв, в котором возразило против доводов апелляционной жалобы.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.12.2015 исполняющий обязанности главы администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода направил истцу письмо N 1316 с просьбой оказать содействие в прочистке сетей фекальной канализации по ул. Звездная Автозаводского района, а также гарантировал оплату за выполненные работы.
Акт об оказании услуг (выполненных работ) от 29.01.2013 свидетельствует о ликвидации истцом аварийной ситуации в полном объеме.
Представитель Администрации работы принял.
Поскольку ответчик работы не оплатил, истец направил в адрес Администрации претензию от 22.10.2015 с требованием об исполнении обязательств по оплате задолженности за выполненные работы по прочистке наружных сетей канализации.
В ответе на претензию от 16.11.2015 Администрация Автозаводского района города Нижнего Новгорода сообщила о выявленных при проверке локальных сметных расчетов замечаниях, поскольку в 2015 Департаментом зарезервированы денежные средства на аварийные работы по устранению засора на наружных сетях канализации по ул.Звездная, 7, на сумму 41 212 руб. 40 коп., согласно ранее составленного ОАО "Нижегородский водоканал" локального сметного расчета. В настоящее время на указанные работы ОАО "Нижегородский водоканал" представил локальный сметный расчет с измененным коэффициентом на сумму 60 536 руб. 15 коп. Так как главным распорядителем бюджетных средств по финансированию работ на бесхозных сетях инженерной инфраструктуры является Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода, администрация Автозаводского района обратилась в Департамент с просьбой разъяснения по дальнейшим действиям.
Согласно письму Департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода от 28.10.2013, адресованному первому заместителю главы администрации Автозаводского района, в связи с дефицитом бюджетных средств рассмотрение обращений администраций районов города по вопросу резервирования средств на выполнение ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры приостановлено.
Уклонение ответчика от оплаты выполненных работ послужило истцу основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Таким образом, гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Факт выполнения истцом по заданию исполняющего обязанности главы администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода работ по прочистке сетей фекальной канализации по ул. Звездная Автозаводского района и принятия их заказчиком подтверждается актом об оказании услуг (выполнении работ) от 29.01.2013 и ответчиками не оспаривается.
Доказательств оплаты спорной суммы материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод ответчика об оказании услуг в отсутствие контракта, заключенного в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, правомерно отклонен Арбитражным судом Нижегородской области.
Отсутствие заключенного между сторонами договора как единого документа не свидетельствует об отсутствии между сторонами обязательственных правоотношений, поскольку основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результатов заказчику (статьи 702, 711, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
Закон N 44-ФЗ принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ муниципальный заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84, 93 настоящего Федерального закона.
Исключением из данного правила является закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
Истцом выполнены спорные работы стоимостью 60 536 руб. 45 коп., что допускает проведение осуществление закупки без проведения открытого конкурса.
Администрацией города Нижнего Новгорода в соответствии со статьей
16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьями 43, 52.1 Устава города Нижнего Новгорода и в целях обеспечения качественного электро-, тепло-, газо-, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, утвержден Порядок организации работ по ремонту, в связи с аварией, объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода. В соответствии с данным постановлением Администрация района как заказчик работ при возникновении аварии на Объекте незамедлительно организует аварийно-восстановительные работы в целях устранения последствий аварии и в течение одного рабочего дня, при этом заключение муниципального контракта не предусматривается.
Спорные работы носили аварийный, неотлагательный характер, их невыполнение могло привести к нарушению положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии насилия" в виде неблагоприятных последствий для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Невыполнение истцом работ могло создать угрозу жизни и безопасности граждан, а также непосредственно угрожало бесперебойному (безопасному) функционированию (состоянию) канализационной насосной станции, относящейся к муниципальной собственности, обеспечивающей жизненно важные потребности населения.
Наличия в действиях ОАО "Нижегородский водоканал" намерения обойти закон либо признаков его недобросовестности или иного злоупотребления правом при осуществлении истцом спорных работ в отсутствие муниципального контракта суд не усматривает.
Таким образом, в отсутствие заключенного договора, при сложившихся между сторонами фактических подрядных отношениях, неоплата ответчиком стоимости выполненных работ приводит к его неосновательному обогащению за счет выполнившего работы истца.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, документально не подтверждены, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2016 по делу N А43-34063/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.П. Новикова |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-34063/2015
Истец: ОАО "Нижегородский водоканал"
Ответчик: Администрация Автозаводского р-на города Н. Новгорода
Третье лицо: Муниципальное образование г. Н. Новгород в лице администрации города Нижнего Новгорода