Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2016 г. N Ф06-14718/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А55-24734/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
с участием:
от истца - представитель Савенок Г.А., доверенность N 31-Д от 11.08.2015;
от ответчика - представитель Федотова Т.Б., доверенность N 55 от 15.07.2016; представитель Рудич Л.А., доверенность от 15.10.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2016 года апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016 года по делу N А55-24734/2014 (судья Шабанов А.Н.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автоград-Водоканал", Самарская область, г.Тольятти (ОГРН 1116320029066, ИНН 6321280368) к публичному акционерному обществу "Т Плюс", Московская область, Красногорский район, 26 км автодороги "Балтия" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) о взыскании 2 481 538 руб. 16 коп.,
третье лицо: Мэрия городского округа Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоград-Водоканал" (далее - ООО "АВК", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Волжская ТГК" (после переименования - публичное акционерное общество "Т Плюс", ответчик, ПАО "Т Плюс") о взыскании 2 582 055, 54 руб., в том числе платы за НВЦСВ за 2 квартал 2014 года в размере 2 108 756,24 руб. и неустойки в размере 473 299, 30 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.11.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу N А55-24734/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 27.04.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель истца просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, между истцом (организация ВКХ) и ответчиком (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2014 N 82 в редакции протокола согласования разногласий (далее - договор), по условиям которого истец обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду, холодную (техническую) воду и оказывать услуги по приему сточных вод от абонента, транспортировке, очистке и сбросу в водный объект, а абонент обязуется принять и своевременно оплатить потребленную холодную воду и сброшенные в сети канализации ООО "АВК" сточные воды, на условиях, предусмотренных договором.
Пунктом 65 договора предусмотрено, что за неисполнение/ненадлежащее исполнение абонентом обязательств по оплате, организация ВКХ вправе потребовать от абонента неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В обоснование исковых требований истец указал, что он ежемесячно оказывал услуги ответчику по подаче холодной воды из централизованной системы холодного водоснабжения и принимал сточные воды в систему канализации через присоединенную сеть и направлял ответчику счета и акты оказанных услуг, при этом ответчик каких-либо возражений по объему поставленной холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод не заявлял.
Во 2 квартале 2014 года сточные воды, принятые от ответчика в систему водоотведения истца, содержали загрязняющие вещества, которые негативно воздействовали на работу централизованной системы водоотведения и не соответствовали требованиям нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
В подтверждение данного обстоятельства истцом представлены акты отбора проб и протоколы лабораторных исследований (т.1, л.д. 69-71, 134 -140), а также подписанные ответчиком акты выполненных работ от 31.05.2014 N N 850-852, от 30.06.2014 N N 1012-1014, 1045, от 31.07.2014 N N 1242-1244 (т.1, л.д. 57-61).
Истцом был произведен расчет платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод за отчетный период по формуле, приведенной в пункте 123 Правил N 644, в соответствии с которым, сумма составила 2 108 756,24 руб. (в том числе НДС 321 674,68 руб.), а также выставлены счета на оплату от 16.07.2014 N 1170-1172, по сроку оплаты 31.07.2014, направлены письмом от 22.07.2014 N 1960 и получены ответчиком 23.07.2014.
Обязательства по оплате ответчик в срок до 31.07.2014 не исполнил, в результате чего у него образовалась задолженность за НВЦСВ за 2 квартал 2014 года в сумме 2 108 756, 24 руб.
Однако оплату ответчик производил несвоевременно: 09.07.2014 за май 2014 платежными поручениями N N 593 - 595 (срок оплаты до 10.06.2014 включительно); 08.08.2014 за июнь 2014 платежными поручениями N N 332 - 334 (срок оплаты до 10.07.2014 включительно); 08.08.2014 за нарушение нормативов по составу сточных вод (сброс загрязнений) за 2 квартал 2014 платежным поручением N 335 (срок оплаты до 24.07.2014 включительно); 09.09.2014 за июль 2014 платежными поручениями N N 24903 - 24905 (срок оплаты до 11.08.2014 включительно).
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По общему правилу, к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения. Иное может быть установлено законом, иными правовыми актами или вытекать из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Помимо платы за водоотведение, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 118 раздела VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), которым установлен порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 113 Раздела VI Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Общие требования к составу и свойствам сточных вод установлены приложением N 3 к Правилам N 644 и содержатся в приложении N 7/1 Договора, заключенного с ответчиком.
В соответствии с условиями заключенного сторонами договора абонент принял на себя обязанность соблюдать нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, и вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе за превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему.
Согласно пункту 11 договора размер платы за превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Поскольку сточные воды абонента от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения в соответствии с данными лабораторных исследований (протоколов) проб за 2 квартал, 2014 г., проводимых сторонами параллельно не соответствовали нормативным показателям, установленным в Приложении N 7/1 к договору, и при непредставлении абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, истец в соответствии с абз. 2 пункта 119 Правил N 644 самостоятельно произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2 квартал 2014 г.
Расчет платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод за отчетный период по формуле, приведенной в пункте 123 Правил N 644, составил 2 108 756,24 руб., исходя из условий договора, в соответствии с которыми организация ВКХ осуществляет прием сточных вод абонента от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения, в том числе шламовых сточных вод в шламонакопитель.
Техническая возможность приема указанных выше сточных вод в ливневую централизованную систему водоотведения подтверждается дополнениями к проекту "Реконструкция и расширение внеплощадочных систем водоснабжения и канализации Автозаводского района г. Тольятти" 407 Р II-ПЗ, прошедшими экспертизу (заключение от 30.11.95 N ГКПЭ 02-08/260), отведение шламовых вод с объектов ТЭЦ ВАЗа Самарского филиала ОАО "Волжская ТГК" осуществляется в шламонакопитель, являющийся в соответствии с указанным проектом частью ливневой ЦСВ.
При этом водоотведение истцом сточных вод абонентов в период, за который произведен расчет платы за НВЦСВ (2 кв. 2014 г.), осуществлялось по регулируемым тарифам с использованием системы водоотведения (канализации), принадлежащей на праве собственности истцу, строительство, реконструкция и расширение которых производилось в соответствии с проектами ГПИ "Ростовский Водоканалпроект", разработанным в 1967-1995 г.
Так заключением экологической экспертизы по дополнению к проекту "Реконструкция и расширение внеплощадочных систем водоснабжения и канализации Автозаводского района г. Тольятти" от 30.11.1995 N ГКПЭ 02-08/260 предусмотрены две эксплуатируемые системы канализации (водоотведения) Автозаводского района г. Тольятти:
а) канализация загрязненных производственных, бытовых и дождевых сточных вод;
б) канализация дождевых "незагрязненных" и производственных "незагрязненных" сточных вод, куда по проекту 407 Р II - ПЗ предусмотрено отведение, в том числе шламовых вод ТЭЦ ВАЗа (ПАО "Т Плюс") и которая предназначена для сбора в пруд незагрязненных сточных вод, очистки методом отстаивания в данном пруду и отведения в водный объект (Куйбышевское водохранилище) незагрязненных дождевых сточных вод с территории промышленных предприятий промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района г.о. Тольятти (за исключением территории ОАО "АВТОВАЗ"), а также незагрязненных сточных вод, близких по составу к дождевым сточным водам, с указанной промышленно-коммунальной зоны.
Поскольку проектирование систем наружной канализации, в том числе канализация дождевых "незагрязненных" и производственных "незагрязненных" сточных вод осуществлялось соответствии с действующими в тот период строительными нормами и правилами, допустимость проектирования системы отведения поверхностных сточных вод (ливневой, дождевой канализации) с возможностью принятия в нее незагрязненных сточных вод промышленных предприятий (условно чистого стока) была установлена положениями Санитарных норм проектирования промышленных предприятий (СН 245-71), (период действия с 01.01.1972 по 25.06.2003), в соответствии с п. 6.11 которых спуск незагрязненных производственных сточных вод допускается предусматривать в ливневую канализацию; Инструкцией по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод СН 496-77, утвержденной Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 23.06.1977 N 78, согласно п. 1.7. которой по коллекторам дождевой канализации на очистные сооружения могут поступать условно-чистые воды, которые допускается сбрасывать в городскую сеть дождевой канализации, в т.ч. условно-чистые производственные воды; пунктом 6.1.9 Рекомендаций по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий его выпуска в водные объекты, где указано, что в системах отведения поверхностных сточных вод с территорий населенных пунктов и промышленных площадок должна учитываться возможность поступления в коллекторную сеть инфильтрационных и дренажных вод из сопутствующих дренажей, теплосетей, общих коллекторов подземных коммуникаций, а также незагрязненных сточных вод промышленных предприятий.
Согласно проектным решениям указанной канализационной системы, незагрязненные сточные воды в конечном итоге собираются в пруд условно-чистых стоков ливневой насосной станции истца, где происходит их отстаивание (механический способ очистки сточных вод), отвечающий требованиям п. 2.1 Инструкции СН 496-77, согласно которому для очистки загрязненной части поверхностных вод перед выпусками в водоемы надлежит устанавливать, в т.ч. пруды-отстойники. После отстаивания в пруду-накопителе стоки по напорным коллекторам перекачиваются до разгрузочной камеры и далее по самотечному коллектору в Куйбышевское водохранилище.
Все объекты, входящие в указанную систему водоотведения, в том числе шламонакопители и пруд незагрязненных (условно-чистых) сточных вод, представляют собой единый комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, непосредственно используемых истцом для приема, транспортировки и очистка сточных вод и сброса их в водный объект (водоотведения).
То, что шламонакопители входили в ливневую систему водоотведения сточных вод ООО "АВК" не опровергается и содержанием позднее утвержденных Схем, согласно которым в комплекс объектов ливневой системы водоотведения ООО "АВК" входят: насосная станция, совмещённая с приёмной камерой; пруд - накопитель условно чистых вод ёмкостью 250 тыс. м3; два шламонакопителя емкостью 800 и 450 м.куб, напорные коллекторы ливневой канализации и рассеивающий выпуск в Куйбышевское водохранилище (стр. 50 Схем).
Условиями договора сторонами согласовано применение к шламовому стоку нормативных показателей состава и свойств сточных вод, допущенных к сбросу в централизованные дождевые системы канализации, установленных приложением 7/1 к договору.
При этом расчет платы был произведен ООО "АВК" на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод за отчетный период, для расчета учитывались концентрации загрязняющих веществ по показателям, нормируемыми по ливневой (дождевой) ЦСВ Разделом 2 Приложения N 3 Правил N 644.
В то же время, протоколы лабораторных исследований по каждому выпуску содержали результаты исследования показателей по загрязняющим веществам, нормируемым не только разделом 2 Приложения N 3 Правил N 644, применяемого для дождевых (ливневых) ЦСВ, но разделом 1 Приложения N3 Правил N 644, применяемым для централизованных общесплавных и бытовых системы водоотведения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты отбора проб, суд установил, что факт превышения ответчиком нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, и сведения, примененные в расчете истца, подтверждены протоколами исследований проб.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковое требование в полном объеме, взыскав задолженность и неустойку.
Доводы заявителя жалобы о том, что система шламоудаления ТЭЦ ВАЗа представляет собой отдельную систему, не затрагивающую городскую централизованную систему водоотведения, и связана исключительно с технологическим процессом водоподготовки, и является транспортной системой отходов (шлама), несостоятельны, не подтверждены материалами дела.
Ссылки заявителя жалобы на неприменение судом первой инстанции Постановления мэрии г.о. Тольятти от 31.12.2014 N 5010-п/1 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения г.о. Тольятти на период с 2014 по 2028 годы", отклоняются.
Согласно пункту 5 статьи 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам, лишь до утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 6 части 1 статьи 44 и частью 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, в котором должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Согласно пункту 2 статьи 50 Устава городского округа Тольятти постановления мэрии, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Иные постановления мэрии, а также распоряжения мэрии по вопросам организации работы мэрии, вступают в силу с момента их подписания, если этими правовыми актами не установлен иной срок вступления в силу.
Постановление мэрии г.о. Тольятти N 5010-п/1 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения г.о. Тольятти на период с 2014 по 2028 годы" подписано 31.12.2014, иной срок вступления его в силу не установлен, не имеет обратной силы, и не может применяться к правоотношениям сторон, возникшим до его подписания (2 квартал 2014 года).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое в части решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016 года по делу N А55-24734/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24734/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2016 г. N Ф06-14718/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АВК"
Ответчик: ОАО "Волжская ТГК"
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14718/16
27.07.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7963/16
27.04.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24734/14
03.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-899/15
04.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2819/15
22.01.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24734/14